Духовная культура древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:03, контрольная работа

Описание работы

Древний человек, глядя на небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек, восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось. Для древнего человека окружающая его природа отнюдь не была одной только красивой внешней оболочкой. В сознании древних славян, народа с особой ментальностью, с особой исторической культурой, не могло возникнуть мысли о том, что всё это благолепие, да и сами они, возникли из ничего, образовались на пустом месте. Человек осмыслял своё существование, опираясь на опыт прошлых поколений, на знания своих предков. Он чувствовал себя частичкой вселенной.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………………………...3
1. Солнечные боги славян……………………………………………………..………………...5
2. Славянская мифология…………………………………………………………..…………....9
2.1. Вступление…………………………………………………………………..………………9
2.2. Происхождение богов……………………………………………………………………..11
2.3. Изображение богов………………………………………………………………………...12
2.4. Храмы……………………………………………………………………………………….13
3. Традиции и обычаи Древней Руси………………………………………………………….14
4. Народные и языческие праздники Древней Руси………………………………………….22
4.1. Возникновение религиозных праздников у славян…………………………………...…24
4.2. Земледельческий религиозный культ Древних славян………………………………….25
4.3. Религиозный культ в славянском городе……………………………...…………………29
5. Обряды………………………………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………….……………………………..34
Список литературы……………………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     Заключение

     Каждому человеку, я считаю, необходимо знать  о прошлом своей страны, народа, к какой бы нации он ни принадлежал. Без этого немыслимо осознание  себя как культурного человека. Чувство патриотизма и любви к родине свойственно, наверное, каждому порядочному человеку. Русскому ли, татарину ли, англичанину ли, немцу свойственно это вечное благоговение к породившей, вскормившей и воспитавшей его земле, переходящее и непереборимое чувство любви.

     Приходя в библиотеки в поисках необходимой  литературы о культуре древних славян, я часто наталкивалась на непонимание  работников. Не вполне различая понятия  древней истории славян и несравненно  более поздней истории древней  Руси после принятия христианства и просветительской деятельности Кирилла и Мефодия, они приносили литературу, которую мне приходилось возвращать назад. Обращаясь к картотекам я обращала внимание, как мало и часто совсем отсутствует литература по славянской филологии и культуре, не говоря о том, как трудно найти какую-то литературу о культуре наших предков связанной с языковыми данными.

     Что было до Киевского государства на огромной территории Русской равнины, для нас часто не совсем понятно  – жили какие-то славянские раздробленные племена, которые неизвестно откуда появились, но вдруг создали мощное государство…

     Мне хотелось попытаться разобраться, как  же это могло произойти, хотелось погрузиться в глубь времен. Чувствовалось, что за историей Древней Руси стоит  древнейшая. Работая над этим рефератом, можно сказать, моей первой такой объемной, пусть и небезупречной, работой, собирая информацию по крохам, я с интересом узнавала сведения из далекого прошлого. Я задумывалась над происхождением многих слов, которые раньше считала простыми, незамысловатыми и не имеющими предыстории. Для меня новыми были сведения об узелковой письменности, об обычаях и обрядах славян, их быте и многом другом.

     Неверно понимая историю славянства, мы связываем  ее начало с IX в. н.э., с Киевской Русью, с Кириллом и Мефодием. У нас складывается абсолютно неправильное мнение, что до появления азбуки, языка у древних славян не существовало. Тем не менее, язык существовал и развивался. Мне небезынтересно было узнать о новых методах изучения праславянского языка. Ученые-лингвисты проводят исследования в области языкознания, и получают все новые и новые знания о языке наших предков. Работу лингвистов дополняют археологи, продолжают историки, этнографы, искусствоведы, и в итоге получается целостная картина материальной и духовной культуры древних славян.

     Нам сейчас, возможно, кажутся чуждыми, дикими нравы, религиозные верования  наших предков. Но ведь нужно понимать, что с тех пор прошли века христианства, которые, несомненно, изменили не только внешний мир язычества, но и внутренний мир человека, внесли в его жизнь новые нравственные ценности, общечеловеческие нормы. Я считаю, что нам нельзя с высоты современности строго судить об их обычаях кровной мести (самосуда), употребления в пищу сырого мяса “зверины” и беспорядочности брачной жизни: многоженство и “умыкание” невест. ( По словам летописца, они “живяху в лесе, якоже всякий зверь, живущие скотски: убиваху друг друга, ядоху вся нечиста, и брака у них не бываше, но умыкиваху (похищали) у воды девиц”). Нельзя осуждать наших предков, потому что даже среди такого мрачного язычества светлыми пятнышками выделяются тяготение некоторых славянских племен к единобожию (бог Сварог, давший первые нравственные законы, в том числе, закон единобрачия). Особо стоит отметить стремление древних славян к искусству, красоте. Сквозь тьму язычества пробиваются первые ростки добра, нравственности и целомудрия. Невольно проникаешься уважением к этому древнему народу, который в столь тяжелых условиях сохранял свое природное добродушие, жизнерадостность и терпение, отмечаешь черты их характера, которым нам самим, подчас, нужно еще поучиться.

     Изучая  литературу о духовной культуре славян, я еще раз осознавал, что когда-то славяне были единым народом, с единым праславянским языком. Но многие ли сейчас помнят об этом? Горько видеть, что народы, имеющие в прошлом единые корни, в настоящее время не только разделились на отдельные языковые группы, но часто даже враждуют между собой. Мне хочется надеяться, что в третьем тысячелетии славяне одумаются, вспомнят о былой общности, сплотятся в целях самосохранения и вновь станут единым народом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. - М., 1962. - 253 с.

2. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. - Саратов: "Надежда", 1993. - 319 с.

3. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. 1997, М., Русское слово (переиздание).

4.Рыбаков Б. А.    “Язычество древней Руси”.  М., “Наука” 1988.

5.Рыбаков Б. А.    “Язычество древних славян”.  М., “Наука” 1986.

6. Семенова М. Мы - славяне. 1997, С. - Петербург, Азбука - Терра.


Информация о работе Духовная культура древних славян