Древнейшая культура Европы - культура острова Крит

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

Тревога и надежда. Страх перед таинственными силами природы и дерзостное стремление овладеть ими. Страх перед смертью и жажда побороть смерть. Постоянная борьба со стихиями и столь же постоянная, беспощадная борьба человека с человеком — за землю, за скот, за то, кому быть рабом, а кому - господином. Постоянная опасность - и мечта о лучшей жизни, здесь ли, на земле, или в ином, неведомом мире. Тоска по невозвратимому, по «золотому веку», когда жизнь была прекрасна для человека. Упорная воля разгадать великую тайну бытия или мудростью, или колдовством. Желание власть имущих утвердить свое господство навечно. Желание заручиться поддержкой каких-то высших сил, чтобы побороть в себе самом постоянно возникающие сомнения и страхи. Обожествление деспотической власти, без которого эта власть, да и само неравенство между людьми показались бы противоестественными. Великая тоска, великая дума, великая жажда прогресса и великая надежда и вера, сменяющиеся великим отчаянием...

Содержание

Введение 3
1.Древнейший Крит 5
1.2.Раннеминойский период (XXX—XXII вв. до н.э.) 7
1.3.Среднеминойскии период (XXI - XVII вв. до н. э.) 8
1.3.1. Кносский дворец 9
1.4. Позднеминоиский период (XVI - XII вв. до н. э.) 11
1.5.Социально-экономические отношения 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Древнейший Крит.docx

— 38.85 Кб (Скачать)

    Археологическими  раскопками установлено, что дворец был построен в начале среднеминойского периода и затем многократно  расширялся. Во время расцвета минойской культуры дворец имел два или три этажа, не считая подвальных помещений, в которых находились погреба, мастерские, склады продовольствия, оружия, а также темницы. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.

      Дворец был снабжен всем необходимым для комфортной жизни его обитателей. Строителями была продумана система освещения и вентиляции: всю толщу здания сверху донизу прорезывали специальные световые колодцы, по которым в нижние этажи проникал воздух и солнечный свет, этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Имелась канализация и водопровод, бассейны и ванные комнаты. Между тем эллины даже в V веке до н. э., в пору наивысшего расцвета их культуры, во времена Софокла и Аристотеля, жили в душных полутемных помещениях, лишенных окон, а таких удобствах, как водопровод, ванна и канализация со стоком, вовсе не ведали.

      Во дворце была проведена широкая  канализационная сеть из глиняных  труб большого и малого диаметров,  обслуживавшая бассейны, ванные  и уборные. Во дворце было  найдено свыше 2 тыс. глиняных  табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых  комнат, громадное количество изделий  из драгоценных металлов, высокохудожественные  стенные росписи-фрески, вместительные  склады — всё это свидетельствует  о том, что дворец был местопребыванием  царей — правителей Кносса и всего Крита.        

1.4. Позднеминоиский период (XVI - XII вв. до н. э.)

 

    Период  примерно с 1600 по 1100 г. (так называемый позднеминойский) характеризуется  максимальным развитием критской культуры; он охватывает также время её постепенного упадка вплоть до окончательного крушения. В XVI в. население Крита было, вероятно, более многочисленным, чем когда-либо в последующий период древности. По всему острову прокладывается сеть дорог со сторожевыми постами. Одновременно расширяются и дворцы, украшенные с небывалой до того времени роскошью. К этому времени относятся лучшие памятники критской архитектуры и искусства, такие, как «тронный зал», рельеф «царя-жреца», фрески, изображающие процессии, статуэтки, изображающие борьбу с быками, и др. Характерной чертой этого времени является рост богатства знати. Раскопанный частный дом кносского богача, так называемый «Южный дом», был двухэтажным. Это было здание с портиком, колоннами, священной площадкой, погребом и кладовой, в которой найдены различные бронзовые орудия. В этот период семейные гробницы знати, сделанные в скалах, расширяются и приобретают вид роскошных усыпальниц. Изображённые на фресках одежды знатных лиц и жрецов отличаются нарядностью.

    Всё это было обусловлено прежде всего дальнейшим подъёмом производства, особенно заметным в кораблестроении. Если судить по изображениям на печатях, прежние ладьи превращаются теперь в относительно большие палубные корабли; на одной из печатей показана перевозка лошади, погруженной на корабль. В это время устанавливаются оживлённые связи Крита с Египтом, Сирией и особенно микенской Грецией. В ряде мест на Крите найдены медные слитки, имеющие форму бычьей шкуры, служившие, может быть, деньгами. Их вес (29 кг} соответствует более поздней греческой единице веса — таланту.

    В это время появляется новое линейное письмо, так называемое линейное письмо. По-видимому, в первой половине XV в. до н. э. Крит был завоёван греческим племенем ахейцев. Документы из Кносса, написанные линейным письмом, составлены на греческом языке. Однако в других областях Крита вплоть до конца позднеминойского периода продолжает употребляться явно негреческое линейное письмо. Ко времени господства ахейцев относится, очевидно, и купольная гробница в Агиос Теодорос, построенная по образцу купольных гробниц, известных нам по раскопкам в Малой Азии и в Микенах.

    В XIV—XII вв. до н. э. заметен постепенный упадок критской культуры, просуществовавшей ещё вплоть до нового, дорийского завоевания Крита, которое произошло, по-видимому, на рубеже XII и XI вв. К этому времени почти полностью прерываются внешние связи, угасает торговля, ремесленных изделий при раскопках встречается всё меньше. В орнаментации глиняных сосудов вместо ярких реалистических изображений теперь появляются сильно стилизованные образы растений и морских животных.                            

1.5.Социально-экономические отношения

 

    В первой половине II тысячелетия до н.э. ведущие критские общества, несомненно, уже распались на классы.Такие гигантские здания, как Кносский дворец периода расцвета и аналогичные ему, хотя и меньших размеров, дворцы в Фесте, Маллии и Агиа Триаде, убедительно доказывают существование государственного аппарата, органа насилия господствующего класса. Об этом свидетельствуют наличие темниц-тюрем в Кноссе, критский иероглиф, обозначающий ручные оковы, изображения вооружённых негров, повидимому дворцовой стражи, наконец, наличие большого централизованного дворцового хозяйства с развитой системой учёта. Всё это не могло возникнуть в условиях первобытно-общинного строя. При существовавшем в то время уровне развития производительных сил критское общество не могло быть никаким иным, кроме как рабовладельческим.

    Такие громадные сооружения, как Кносский дворец, в то время вряд ли могли быть воздвигнуты без применения в значительной мере труда рабов. Упоминание в греческом мифе о Тесее, о ежегодных поставках юношей и девушек на Крит, возможно, являлось далёким воспоминанием о дани рабами, которую уплачивали Криту подчинённые племена. В кносских документах содержатся явные указания на существование в то время довольно значительных групп рабов. Название одной из групп критских рабов-мноиты, дошедшее до нас в сочинениях более поздних античных авторов, ставится некоторыми исследователями в связь с именем легендарного критского паря Миноса.

    Все имеющиеся данные позволяют утверждать, что на Крите в минойское время  уже существовало рабство. Однако уровень  развития рабовладения в то время  был, по-видимому, не очень высок. Здесь не было больших ирригационных систем, как во многих древневосточных деспотиях. Земельные участки, по-видимому, не имели больших размеров. Ремесло достигло столь высокого уровня, что во многих случаях позволяет предполагать глубокий личный интерес производителя к качеству продукта его труда; такого рода непосредственные производители должны были быть лично свободными людьми.

    О формах собственности на древнем  Крите у нас имеется очень  мало данных. Обилие печатей, которыми иногда клеймили пифосы (крупные глиняные сосуды для хранения продуктов), свидетельствует, вероятно, о значительном развитии частнособственнических отношений, однако печати могли принадлежать и должностным  лицам, обслуживающим это огромное царское хозяйство. В позднеминойский период заметно уже серьёзное имущественное расслоение; дома богачей, их грандиозные гробницы, широкие внешние сношения Крита, наконец, использование драгоценных металлов в торговле — всё это указывает на развитие частной собственности. Громадное дворцовое хозяйство, по-видимому, обслуживалось многими сотнями рабов, свободных ремесленников и земледельцев в порядке повинностей.

                                     

Заключение

 

    Просуществовав  более тысячи лет, прекрасная культура, невзирая на свою глубину и зрелость оказалась разрушенной. Разные авторы повествуют о гибели цивилизации  по-разному. Одни утверждают, что воинственные племена греков-ахейцев захватили  и поработили Крит и приближенные острова, тем самым, положив начало новой цивилизации. Другие твердят, что развитие критской культуры оборвала внезапная катастрофа - грандиозное  извержение вулкана на острове Санторин (или Фера) расположенном севернее Крита. Чудовищные волны опустошили побережье острова колыбели богатейшей культуры, землетрясение разрушило его города. Оставшиеся в живых критяне бежали на Кипр, в Египет, Грецию, Финикию. Позднее они поселятся вдоль восточного берега Средиземного моря под именем филистимлян (в Палестине) и будут упоминаться как «народы моря». Память о катастрофе осталась в легенде о Девкалионовом потопе. Эллин — сын Девкалиона, стал, по легенде, родоначальником греческого племени, преемником культуры Крита.

    Итак, в результате ли санторинской катастрофы или захвата греками-ахейцами, а, скорее всего и того и другого, Крит опустел. Таков был финал великой империи, которая уже никогда не смогла оправиться от удара. Но она успела дать мощный импульс новой культуре, которой перешло ведущее положение в эгейском мире.

    Историческое  значение минойской культуры в целом  определяется тем, что на Крите на пять столетий раньше, чем в других областях Эгеиды, возникло классовое общество и государство. В первой половине и в середине II тысячелетия как материальная, так и духовная культура Крита оказывала влияние на племена материковой Греции и содействовала их более быстрому развитию. Достижения критской культуры были переняты и далее развиты ахейцами.

Список  литературы

 

1. Драч Г.В. Культорология : учебник / Г.В. Драч. – М.: Альфа-М,2003. – 432с.

2. Драч Г.В.Учебный курс по культорологии : учеб.пособие  / Г.В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс,1996. – 571с.

3.Куманецкий К.М.История культуры Древней Греции и Рима. ктикум : учеб. пособие / К.М. Куманецкий. – М.: Высшая школа,1990.-456с.

4.Радугин А.А. Хрестоматия по культорологии :  учеб.пособие / А.А. Радугин, Д.А. Лалетин, И.Т. Пархоменко. –  М.: Центр,1998. – 592с.

4.Шишова Н.В. История и культорология :  учеб.пособие / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос,2000. – 456с.

Информация о работе Древнейшая культура Европы - культура острова Крит