Древнегреческая мифология как форма общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:10, реферат

Описание работы

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МИФОЛОГИИ
1.1 МИФОЛОГИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
1.2 МИФОЛОГИЯ - ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1.3 ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИИ
2. ПЕРИОДЫ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ
2.1 ДООЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД
2.2 ОЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД
2.3 ПОЗДНИЙ ГЕРОИЗМ
3. БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
4. ГЕРОИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
4.1 ПЕРСЕЙ
4.2 ГЕРАКЛ
4.3 ГИБЕЛЬ ГЕРАКЛА И ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ
4.4 ТЕСЕЙ
4.4 ОРФЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Культурология. Древнегреческая мифология как форма общественного сознания..doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     Андромеда родила Персею дочь Горгофону и шестерых сыновей. Дети Перс, Алкей, Сфенел, Элей, Местор, Электрион и Горгофона (в кратком списке дети Электрион, Алкей, Сфенел), также его сыном называли Эрифраса. Старший из них, Перс, считался родоначальником персидского народа, Алкей - отцом Амфитриона, Сфенел - отцом Еврисфея, Электрион - Алкмены.

     Дионис вел войну с Персеем, но затем они примирились, и в Аргосе был храм Диониса Критского. Персей убил Прета, но сам убит его сыном Мегапенфом.

     Статуи героев от Персея до Геракла были в Дельфах. По воле Афины стал созвездием. Миф о Горгоне изображен на щите Геракла. По интерпретации, Гермес был покровителем бега в гимнасии, где отличался Персей.

4.2 Геракл

 

     ГераÏкл (др. - греч. ρακλῆς), лат. Herculēs, ГеркулеÏс) в древнегреческой мифологии - герой, сын бога Зевса и Алкмены - жены фиванского царя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом. Неоднократно упомянут уже в "Илиаде" (II 658 и др.) Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.

     Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес.

     Рождение и детство

     Младенец-Геракл душит змей. Помпейская фреска. Чтобы зачать Геракла, Зевс принял облик мужа Алкмены. Он остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. Прорицатель Тиресий рассказывает Амфитриону о произошедшем. В ночь, когда он должен был родиться, Гера заставила Зевса поклясться, что тот из рода Персея, кто родится сегодня, будет верховным царем. Геракл был из рода персеидов, но Гера задержала роды у его матери, и первым на свет (недоношенным) появился его кузен Еврисфей, сын Сфенела и Никиппы, также персеид. Зевс заключил с Герой договор, что Геракл не всю свою жизнь будет находиться под властью Еврисфея. Лишь десять подвигов совершит он по поручению Еврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие.

     Афина обманом заставляет Геру покормить Геракла грудью. Младенец причиняет богине боль, и она отрывает его от груди. Брызнувшая струя молока превращается в Млечный Путь. (Вкусив этого молока, Геракл становится бессмертным). Гера оказалась приемной матерью Геракла, пусть даже на время. (Вариант - миф был о Зевсе и Рее).

     Ревнивая Гера подослала двух змей убить ребенка. Младенец-Геракл удушил их. (Вариант, безвредных змей подослал Амфитрион, чтобы разобраться, кто из близнецов полубог). Миф о Геракле-младенце впервые встречается у Пиндара.

     Юность

     В детстве он был дафнофором и принес в дар Аполлону Исмению треножник. Амфитрион приглашает для сыновей лучших учителей: Кастор (меч), Автолик (борьба), Эврит (лук). Геракл случайно убивает лирой Лина, брата Орфея. Вынужден удалиться в лесистый Киферон, в изгнание.

     Ему являются две нимфы, которые предлагают ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым путем трудов и подвигов. В горах Киферона убивает льва; снимает с него шкуру. С тех пор носит ее постоянно.

     Когда Геракл собрался охотиться на льва, царь Феспий радушно принимал его 50 дней и каждую ночь посылал к нему одну из своих дочерей, которые позже родили от него 50 сыновей. По другой версии, сочетался со всеми дочерьми в одну ночь, кроме одной, которая не пожелала, тогда он осудил ее остаться девушкой и жрицей в его храме. Еще по одной версии, он сочетался со всеми, причем самая старшая и самая младшая родили двойни.

     Побеждает царя Орхомена Эргина, которому Фивы платили дань. В этой схватке погибает Амфитрион. У вестников из Орхомена Геракл отрезал носы, отчего в Фивах стояла статуя Геракла Риноколуста. Когда орхоменцы пришли с войском, связал их упряжных лошадей, отчего был воздвигнут храм Геракла Гипподета. Победив орхоменцев, посвятил мраморного льва в храм Артемиды Евклеи в Фивах.

     Царь Фив Креонт отдает ему в жены свою дочь Мегару. В припадке безумия, насланного Герой, Геракл убивает своих детей и детей своего брата Ификла Когда он пришел в Дельфы, жрица Ксеноклея не хотела вещать ему из-за убийства Ифита, тогда Геракл взял треножник и вынес, но затем вернул. Есть рассказ, что Геракл и Аполлон поссорились из-за треножника, когда же примирились, то вместе построили город Гитион в Лаконике.

4.3 Гибель Геракла и обожествление

     Стрелой, смоченной в яде лернейской гидры, Геракл убивает кентавра Несса, который согласился перевести жену Геракла Деяниру через реку, а потом попытался похитить ее. Умирающий Несс обманывает Деяниру, сказав ей, что его кровь можно использовать как любовное зелье. Деянира собирает немного его отравленной крови. Этот лук и стрелы умирающий Геракл позже подарит Филоктету - сюжет, важный в Троянской войне.

     Геракл берет в плен Иолу. Деянира, приревновав к ней, посылает мужу через вестника Лихаса одежду, смоченную кровью Несса, чтобы возвратить его любовь. В ужасных мучениях Геракл бросается в огонь. Костер согласился поджечь Филоктет (либо Геракл был сожжен на горе Эта сыновьями). Погребальный костер Геракла пыталась потушить река Дирас. Деянира бросается на меч. Согласно некоторым авторам, умер в 52 года. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, бросился в огонь.

     Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде. Когда боги бежали в Египет, превратился в олененка.

4.4 Тесей

 

     ТесеÏй (др. - греч. Θησεύς) - в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, 10-й царь Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Упомянут уже в "Илиаде" (I 265) и "Одиссее" (XI 323, 631). В микенских текстах встречается имя te-se-u (Фесей).

     Происхождение Тесея

     Имя Тесей указывает на силу. Тесей принадлежит к поколению героев до троянской войны. Рождение Тесея необычно. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рожденного из семени Гефеста землей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея - мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей - представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец от самого Зевса.

     Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел двух отцов - земного Эгея и божественного Посейдона. Родился в местечке Генетлий у гавани Келендерис.

     Исторический прототип

     Античные авторы издавна стремились рассмотреть образ Тезея не как мифического героя, а как реального исторического персонажа. Их истолкование выглядит следующим образом:

     Евсевий Кесарийский в своей хронографии называет Тесея 10-м царём Афин, правившим 30 лет после Эгея с 1234 по 1205 гг. до н.э. Плутарх в жизнеописании "Тесей" приводит свидетельства реального существования такого древнего царя в Афинах. Многие подробности взяты Плутархом от Филохора, автора III в. до н.э.

     В правление Тесея афиняне убили сына Миноса Андрогея, за что должны были платить дань Криту афинскими мальчиками. Однако Тесей сам отправился на состязание, учреждённое Миносом в память о погибшем сыне, и победил в борьбе сильнейшего из критян Минотавра, в результате чего дань мальчиками отменили.

     Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину, стал действительным основателем Афин. Вот как об этом пишет Плутарх ("Тесей"): "Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города.

     Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая права гражданства. Но он не допускал, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство - он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников. Благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия. О том, что Тесей, по словам Аристотеля, первым проявил благосклонность к простому люду и отказался от единовластия, свидетельствует, по-видимому, и Гомер, в „Перечне кораблей“ называющих „народом“ одних только афинян. "

     Тесей похитил одну из амазонок, Антиопу, из-за чего амазонки вторглись в Аттику, и только с большим трудом афиняне разгромили воительниц. После смерти Антиопы Тесей взял в жёны Федру и имел от неё сына Ипполита. Затем Тесей в возрасте уже за 50 лет с друзьями отправился в Эпир за дочерью царя молоссов. Тесей удалился на остров Скирос, и там погиб, то ли убитый царем Скироса Ликомедом, то ли просто сорвавшись со скалистого обрыва.

4.4 Орфей

 

     ОрфеÏй (др. - греч. Ὀρφεύς) - персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант. Из сохранившихся авторов впервые упомянут у Алкея и Ивика.

     Происхождение

     По наиболее распространенному варианту, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы, муж нимфы Эвридики. По другим версиям, сын Эагра и либо Полигимнии, либо Клио, либо Мениппы; либо Аполлона и Каллиопы.

     Согласно лексикону Суды, родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений. Согласно Геродору, было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом. Ученик Лина или Мусея, либо сын Мусея, либо учитель Мусея.

     Философское значение

     Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции - орфизма. Эта школа была по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода "ересью" на основе традиционной греческой религии. Тем не менее, "Орфей" и орфизм сыграли определённую роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые принципы ранней греческой науки.

     От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах - либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция (Платон и Аристотель) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гесиодом, выступают Океан и Тефия, родившиеся от Геи и Урана. Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием "лютой вражды". Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного "подобно плетению сети" - оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла).

 

Заключение

 

     Мифология древних народов, эволюция их воззрений - тема неисчерпаемая. Ведь миф - это не просто старинная сказка, а древнейший образ мировоззрения, позволяющий человеку осмыслить себя и окружающий мир.

     Миф объединяет науку, религию и искусство. Легенды и сказки настолько глубоко укоренены в общественном сознании, что их воздействие на умы продолжается даже в нашем XXI веке!

     Многие из современных кумиров вольно или невольно следуют образцу, заданному еще героями древних сказаний. Один из главных мифов индоевропейских народов повествует о выборе героя между долгой и счастливой жизнью во главе своего царства и короткой, но очень славной жизнью, которую будут помнить в веках. Такой выбор вынужден совершить Ахилл в мифологии древней Греции. Ахилл выбирает славную судьбу, хотя заранее знает, что на троянской войне, куда он отправляется, его ждет скорая гибель.

Информация о работе Древнегреческая мифология как форма общественного сознания