Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:10, реферат
Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира.
ВСТУПЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МИФОЛОГИИ
1.1 МИФОЛОГИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
1.2 МИФОЛОГИЯ - ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1.3 ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИИ
2. ПЕРИОДЫ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ
2.1 ДООЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД
2.2 ОЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД
2.3 ПОЗДНИЙ ГЕРОИЗМ
3. БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
4. ГЕРОИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
4.1 ПЕРСЕЙ
4.2 ГЕРАКЛ
4.3 ГИБЕЛЬ ГЕРАКЛА И ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ
4.4 ТЕСЕЙ
4.4 ОРФЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вся Греческая Мифология пронизана прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой. Представления о красоте прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению её в чистейшем виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая Мифология в историческом развитии - неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия её художественного воздействия а литературе и искусстве.
Зевс (др. - греч. Δίας или Ζεύς, микен. di-we "Дий") - в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (согласно Гомеру, старший сын). Брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса - богиня Гера (она же его сестра), но он часто изменяет ей.
Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда - сам выступает как существо, подвластное Мойре - судьбе. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев.
АполлоÏн (др. - греч. Ἀπόλλων), Феб (др. - греч. Φοῖβος, "лучезарный") - в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет (греч. Μουσηγέτης)), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну).
В крито-микенских текстах его имя не встречается, согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю.В. Откупщиков), имя происходит от греч. àπελάω "отвращающий". По Плутарху и В. Буркерту, от απέλλα "собрание", первый месяц дельфийского календаря назывался апеллай.
АфродиÏта (др. - греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός - "пена") - в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она - богиня браков и даже родов, а также "детопитательница". Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста или Ареса.
АÏрес (др. - греч. Ἄρης, микен. a-re) - в древнегреческой мифологии - бог войны. В микенскую эпоху его имя встречается в составе композитов: a-re-me-ne (Ареймен), a-re-i-ze-we-i (Аритсевехи), pa-na-re-jo (Панарей). Его атрибуты: когти, горящий факел, собаки, коршун. Первоначально считалось, что Гера родила Ареса хтонически, без участия Зевса, от прикосновения к волшебному цветку. Имеются свидетельства о его негреческом, фракийском, происхождении. Софокл называет его рожденным во Фракии. В олимпийской мифологии Арес уже считается сыном Зевса и Геры. Сам Зевс настолько ненавидел Ареса, что говорил, что не будь тот его сыном, он отправил бы его в Тартар. Некогда в течение 13 месяцев (то есть года) заточен в медной амфоре, либо в глиняном чане. Его пленили Алоады. Арес был возлюбленным богини Афродиты или ее мужем. О их любви и нарушении Афродитой супружеской верности очень часто упоминается в античной мифологии. В битве за Пилос был ранен Гераклом. Также Геракл ранил его, когда убил Кикна. Арес участвовал в Троянской войне на стороне троянцев и был побежден Афиной.
ДемеÏтра (др. - греч. Δημήτηρ, также Δηώ) - в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Без её силы ничего не росло бы на земле. По спорной гипотезе, её имя упомянуто в микенских текстах как da-ma-te.
Деметра - вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида. Сестра Зевса, Геры, Гестии, Аида и Посейдона. В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы. Иногда Деметру видели в созвездии Девы.
По одной из версий Деметра какое-то время была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос. По Диодору была матерью Эвбулея. У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону. Зевс соблазнил ее в образе змеи. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою мать Деметру, которая получила имя Бримо. Посейдон соблазнил ее в образе коня. Получила от Аида как брачный дар Сицилию. Учредила в честь Геракла Малые мистерии для его очищения от убийства кентавров
АртемиÏда (др. - греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te) - в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера - образ девичьей стройности. Возможные этимологии имени - "медвежья богиня", "убийца" или "владычица".
АфиÏна (др. - греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: "Атана-владычица") - в древнегреческой мифологии богиня организованной войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.
ПерсефоÏна (др. - греч. Περσεφόνη) в древнегреческой мифологии - богиня плодородия и царства мёртвых. В микенских текстах, возможно, соответствует божеству qe-ra-si-ja (Перасия), либо богине pe-re-swa (Пресва).
Культ богини преисподней существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории. Миф о похищении Аидом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером.
ДиоÏнис (др. - греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo), Вакх (др. - греч. Βάκχος) - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в "Одиссее".
В римской мифологии ему соответствует БаÏхус (лат. Bacchus). До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).
АиÏд у греков (др. - греч. Ἀΐδης или ᾍδης) - в древнегреческой мифологиибог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то "на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю". Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.
ПосейдоÏн (др. - греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o, беотийская форма Потидаон, откуда город Потидея) - в древнегреческой мифологии бог морей. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники и т.д.
ГеÏра (др. - греч. Ἥρα, микен. e-ra) - в древнегреческой мифологии богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Гера, третья дочь Крона и Реи, является женой Зевса, своего брата. Сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона.
Родилась на острове Самос у реки Имбраса, под ивой, которую показывали еще во II в. н.э. Её обязательный атрибут - диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин.
ПерсеÏй (др. - греч. Περσεύς) - герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель чудовища горгоны Медузы, спаситель царевны Андромеды. Упомянут в "Илиаде".
Рождение Персея
Дед Персея, Акрисий, узнал от предсказателей, что ему суждено погибнуть от руки внука. Желая избежать рока, Акрисий заключил Данаю в медную башню, но к ней туда проник бог Зевс, принявший вид золотого дождя. После этого визита Даная родила Персея. Разгневанный Акрисий поместил дочь и внука в ящик и приказал крепко заколотить его, а потом бросить в море. Даная и Персей спаслись, когда их ящик прибило волнами к острову Серифос.
Персей сначала воспитывался в доме серифского вельможи (по другой версии, рыбака) Диктиса, а затем был отправлен царем Полидектом, братом Диктиса, влюбившимся в Данаю, за головой Горгоны Медузы - чудовища, взгляд на которое обращал человека в камень.
Афина и Гермес помогли Персею. Нимфы подарили ему шапочку и сандалии. Либо Гермес подарил шлем и сандалии, а Гефест - серп из адаманта. Либо Гермес ему подарил меч. Персей был возлюбленным Гермеса, также получил от Аида шлем. На пути к Горгоне он посетил гипербореев, приносящих Аполлону гекатомбу ослов.
По совету богов герой сначала нашёл трех вещих старух - сестёр Грайи, имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у них зуб и глаз, а вернул лишь в обмен на Таларии, крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. Грайи показали Персею путь к Горгонам. Гермес подарил ему острый кривой нож. Вооружившись этим подарком, Персей прибыл к Горгонам. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, Персей смог отрубить голову смертной Медузе, одной из трёх сестер Горгон, смотря в отражение на блестящем щите Афины - ведь взгляд Медузы обращал всё живое в камень. От сестёр Медузы Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав трофей в заплечную сумку.
В Эфиопии, по пути домой, Персей освободил царскую дочь Андромеду, отданную на съедение морскому чудовищу, и взял Андромеду в жёны, убив её жениха. Убив морское чудовище, омылся от крови в водоеме в городе Иоппа, вода в котором стала красной.
Прибыв на Сериф, Персей застал Данаю в храме, где она скрывалась от преследований Полидекта. Персей обратил Полидекта и его приспешников в камни, показав им голову Медузы Горгоны, после чего сделал правителем острова Диктиса. По версии, превратил в камень всех жителей Серифа, что обыгрывали комические поэты, так как остров Сериф был очень скалист.
Даная и Персей решили навестить Акрисия, но тот, помня предсказание, не впустил их в дом. Прошло еще много лет, и однажды на играх Персей случайно бросил диск в сторону зрителей, среди которых был и Акрисий. Диск попал именно в него и убил насмерть. Согласно Софоклу, Персей убил Акрисия диском с третьего броска.
Не желая царствовать после нечаянного убийства деда, Персей оставил аргосский трон своему родичу, а сам уехал в Тиринф. Стал царем Тиринфа, укрепив Мидею и Микены, отдав царство Аргоса Мегапенфу. Основал Микены, "это известно всем эллинам". По разным версиям, основал Микены, потеряв наконечник (микес) меча; либо нашел гриб (микес) и напился воды из него. На горе Апесант близ Немеи впервые принес жертву Зевсу Апесантию. Среди развалин Микен подземный источник Персея.
Информация о работе Древнегреческая мифология как форма общественного сознания