Древнегреческая культура

Автор: Татьяна Коронова, 03 Сентября 2010 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных госу¬дарств оказало огромное влияние на все народы Европы, их лите¬ратуру, искусство, философию, религиозное мышление, политиче¬ские и юридические взгляды. Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и Микены в материковой Греции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3
1. Крито-микенская культура…………………………………………………………………..4-5
2. Культура гомеровского периода……………………………………………………………….6
3. Культура периода архаики…………………………………………………………………...7-9
4. Культура в классический период (период расцвета)…………………………………..10-11
5. Культура в эпоху кризиса греческого полиса…………………………………………...12-13
6. Культура эпохи эллинизма………………………………………………………………...14-16
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

    Культура  эпохи эллинизма 

  Новым рубежом в истории Греции становится поход на восток Александра Македонского (356-323 до. н.э.) – сына Филиппа II,подчинившего себе Грецию. В результате похода (334-324 до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта - до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма, эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местной культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

  В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и  практикой, наукой и техникой. Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед (ок. 287-212 до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву π  для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. Большая заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, болт, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

  Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали расцвету математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276-194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (конец IV в. - 1-я пол. III в. до н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (180/190-125 до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (ок. I в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины, и др.

  Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу (р. ок. 300 до н.э.) и Эрасистрату (ок. 300 - ок. 240 до н.э.), открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля - Феофраста (372-287 до н.э.).

  Развитие  научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. Александрийская библиотека содержала около миллиона папирусных свитков. Все рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.

  В Александрии при дворе Птолемеев  был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. Математик Евклид создал здесь свой главный труд «Элементы».

  В эллинистическую эпоху развивается  новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.

  Литература  эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане стоят эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Так, Аполлоний Родосский (ок. 295-215 до н.э.) пытался, подражая Гомеру, воскресить эпос, создав большое произведение, посвященное походу аргонавтов за золотым руном. Каллимах (ок. 310 - ок. 240 до н.э.) сочинял трагедии, эпические поэмы, гимны, лирические стихотворения и пр., но был скорее ученым-филологом, чем поэтом.

  Придворный  быт эллинистических монархий и  жизнь больших городов породили особый вид поэзии - идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит (конец IV -1-я пол. III в. до н.э.). В его идиллиях на фоне природы показана жизнь деревенских людей, в основном пастухов. И если у Феокрита еще не чувствуется сентиментальность, то в дальнейшем идиллия вырождается в идеализацию пастушеского быта - буколическая поэзия.

  Вместе  с крушением полиса исчезает политическая комедия, на смену ей приходит реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (ок. 343 - ок. 291 до н.э.). Широкое распространение в эллинистическую эпоху получают так называемые мимы - короткие драматические сценки из жизни обычных горожан. Наиболее известным автором мимов был Герод.

  Эллинистическая историография все больше превращается в беллитристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля. Едва ли не единственным исключением является Полибий (ок. 200 - ок. 120 до н.э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида, и первым попытавшийся написать целостную всемирную историю.

  Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенности. Важнейшей из них является эклектизм - стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме того, философия в основном имеет этическую направленность - первое место занимают вопросы морали, натурфилософии, а гносеологические проблемы отходят на второй план. Кризис полиса, падение «его коллективной морали приводят к все большему развитию индивидуализма в эллинистическую эпоху, причем не только в философии, но и в литературе, искусстве. Это, с одной стороны, позволяет понять ценность отдельной личности, способствует ее самовыражению, но в то же время приводит к аполитичности, к утрате гражданских добродетелей, столь ценимых в классическую эпоху. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного усовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи были две новые школы - эпикурейство и стоицизм.

  Основателем эпикурейства был афинянин Эпикур (341-270 до н.э.). Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, наивысшей формой которого признавалась атараксия, т.е. невозмутимость, душевный покой. Но, по мнению Эпикура, душевный покой требует освобождения человека от всех ложных представлений о природе вещей, от всего мифологического и религиозного. Философ основал в Афинах философскую школу, рассчитанную на совместную жизнь и ежедневное обучение учеников (Сад Эпикура), где главным было не приобретение знаний, а проверка уже полученных знаний в совместной жизни.

  Вторая  система - стоицизм - была создана Зеноном (ок. 336-264 до н. э.), жившем в Китионе на Кипре. Идеал добродетели (аретэ) стоиков - в независимости желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения является апатия, бесстрастие. Мудрец должен повиноваться только разуму, поступая так, он следует природе, т.е. мировому разуму, который стоики отождествляли с огнем.

  Для позднеэллинистической философии  характерна еще одна черта - религиозный  уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии выступают все яснее.

  Эпоха эллинизма принесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя, характерного для некоторых древневосточных обществ. Греко-македонские монархи сделали этот культ общим. Царствующие монархи и их жены признавались богами, в их честь воздвигались храмы, им оказывались почести, как богам. Другая характерная черта эллинистической религии - культ судьбы. Старое греческое представление о слепых силах общества и природы, стоящих над человеком, значительно модифицируется - судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм - смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

  Формированию  эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.

  В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки. Широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях (как частных, так и общественных). Стены зданий украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.

  В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

  В эпоху эллинизма продолжают развиваться  тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени - динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. Наиболее значительные произведения: рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос («Венера Милосская»), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена.

  В 290 г. до н.э. жители Родоса в память о  победе над македонским царем в 304 г. до н.э. возвели у входа в Родосский порт бронзовую статую (высотой 35 м) бога солнца Гелиоса - Колосс Родосский, которая была признана одним из семи чудес света. Лицо и корона бога были позолочены. Спустя 58 лет статую разрушило землетрясение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Древнегреческая культура