Автор: Татьяна Коронова, 03 Сентября 2010 в 10:27, контрольная работа
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных госу¬дарств оказало огромное влияние на все народы Европы, их лите¬ратуру, искусство, философию, религиозное мышление, политиче¬ские и юридические взгляды. Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и Микены в материковой Греции.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
1. Крито-микенская культура…………………………………………………………………..4-5
2. Культура гомеровского периода……………………………………………………………….6
3. Культура периода архаики…………………………………………………………………...7-9
4. Культура в классический период (период расцвета)…………………………………..10-11
5. Культура в эпоху кризиса греческого полиса…………………………………………...12-13
6. Культура эпохи эллинизма………………………………………………………………...14-16
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………………………….18
Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления - софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480-415 до н.э.), утверждавший: «Человек есть мера всех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469-399 до н.э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум.
Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению - вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др. Был образцом этического поведения -считается, что он - автор текста кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), Этот кодекс стал основой обязательств, Которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики.
В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525-456 до н.э.). Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма (трагедия «Прометей прикованный»). Еще одна важная тема у Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».
Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого греческого трагика - Софокла (497-406 до н.э.). Прекрасно показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе.
Творцом
психологической драмы был Еври
Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность («Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.). Аристофан использовал комедию как политическое оружие: подвергал критике все стороны общественной жизни, политику, искусство, повседневные конфликты.
В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота (484-430 до н.э.) «отцом истории». В отличие от логографов, у которых отсутствовала четко выраженная основная идея повествования, он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны.
Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460- 400 до н.э.). В своей «Истории Пелопоннесской войны» он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.
Главной задачей искусства V b. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.
В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора (который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали) и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э. Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» - для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор» («Копьеносец»), «Раненая амазонка»). В лицах статуй начинают отражаться чувства и внутренний мир, хотя остается еще идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты.
Идеал красоты обнаженного здорового тела распространился и в жизни - греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически и т.д. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Но женщины изображались в одеждах вплоть до IV в. до н.э.
Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полиглота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Их живопись до нас, к сожалению, не дошла.
Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода - прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи. V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаются города и памятники. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.
В этот период достигли расцвета древнегреческие города, сложилась система регулярной планировки (разбивка города прямоугольной сетью улиц, комплексная застройка жилых кварталов домами одинаковой величины), которую связывают с именем архитектора Гипподама из Милета.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные памятники дорийского стиля, величественные храмы в городе Посейдония (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии.
Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм - храм Афин - Парфенон. В этом памятнике архитектуры, решенном в дорических формах, ощущается влияние ионического стиля. В то время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роли появляется тенденция к выработке единого пан-эллинского (общегреческого) стиля архитектуры. Два ордера или совмещались в одном и том же сооружении, или пропорции дорического стиля облегчались, придавая им большее изящество, как в Парфеноне. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектурного и скульптурного убранства - все это делает Парфенон одним из шедевров не только греческой, но и мировой архитектуры.
Недалеко
от Парфенона в ионическом стиле
был построен другой великолепный храм
афинского Акрополя -Эрехтейон
со знаменитым портиком
кариатид.
Культура в эпоху
кризиса греческого
полиса.
История Греции в IV в. до. н.э. – это история кризиса полиса. Первые признаки этого кризиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности - экономическую базу города-государства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит. Отдельные полисы в IV в. до н.э. пытаются установить свое господство в Греции, но измученные постоянными междоусобными войнами, не обладают достаточной для этого силой. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония. И в конце концов в 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II.
Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н.э. способствовали тому, что люди все сильнее сосредотачивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.
Очень популярной в это время была киническая школа философии, главными представителями которой были Антисфен (ок. 435-370 до н.э.) и Диоген Синопский (414-323 до н.э.). По мнению киников, конечная цель человеческих устремлений — добродетель, она совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла и довольствоваться малым, что обеспечивает независимость. Однако независимость у киников означала и отрицание культуры, семьи, имущества, государства, общественных установлений.
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа - Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429-348 до н.э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу - Академию. Сократ утверждал, что истинное знание можно получить только о добродетели. Развивая учение Сократа, Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, вся природа, все видимые вещи - лишь копии или отражения мира идей - невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве.
Уделяя большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности, Платон предлагал реформировать клонившийся к упадку полис. Основной идеей учения о государстве является идея справедливости, создание идеального политического строя. Государство Платона состоит из сословий правителей (философов), воинов и так называемого третьего сословия - крестьян, ремесленников, торговцев и пр. Каждое сословие должно заниматься своим делом и в совершенстве владеть им. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает, по мнению Платона, справедливый государственный строй.
Ученика Платона - Аристотеля (384-322 до н.э.) по праву называют энциклопедистом. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самым различным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике, математике и т.д. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и натурфилософы, особенно Демокрит. Достижения прежней философии Аристотель критически переработал, углубил и систематизировал в своей философской системе. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотношения формы и материи. Процесс развития выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. И именно форма является тем началом, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, логике. Как и Платон, он сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Конечной целью всех человеческих поступков он признавал счастье, которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Его учение, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений.
В литературе IV в. до н.э. ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия.
Очень высокого уровня достигает ораторское искусство, речи Исократа (436-338 до н.э.), Демосфена (ок. 384-322 до н.э.) дол- I roe время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства.
Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофоюп (430-354 до н.э.). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения, правда, до уровня Фукидида Ксенофонту подняться не удалось - его основном интересуют великие личности, а не причинно-следственные связи событий.
Греческая архитектура IV в. до н.э., развивая достижения предыдущего столетия, обладает рядом особенностей. В ней преобладают декоративные начала и самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей - коринфский. Применяются новые композиционные приемы, в частности, сооружения круглой формы. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений - театров, которые строились теперь из прочного материала - камня. Наиболее известные постройки - театр в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе.
Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э. - Пракситель, Скопас и Лисипп.
Изображения богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель (ок. 390-330 до н.э.) насыщает чисто человеческими настроениями самых различных оттенков («Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу» и др.). Именно он впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной. В отличие от Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоции, Скопас (2-я пол. IV в. до н.э.) показывает глубокие чувства, драматические ситуации («Геракл», «Вакханка» и др.).
Переосмыслив
канон изображения человека, созданный
в V в. до н.э. Поликлетом, Лисипп
(2-я пол. IV в. до н.э.) делал тела людей с
более легкими, удлиненными пропорциями.
Он стремился создавать жизненно достоверные
статуи («Геракл»,
«Гермес» и др.) и скульптурные портреты
(Сократа, Александра Македонского и пр.),
предвосхищая основные художественные
принципы эпохи эллинизма.