Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:43, реферат
Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение, ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности.
1 Введение ………………………………………………………… 3
2 Понятие культуры………………………………………………. 4
3 Диалоговая концепция культуры по Бахтину …………………. 6
4 Заключение……………………………………………………….. 14
Литература.
текст должен иметь внутреннюю логику смыслов, заложенных в нем;
текст должен быть построен в системе общего для общающихся языка и жанровой традиции данной культуры;
текст как произведение
должен быть понятен своими контекстами.
Только при условии совпадения контекстов
автора и читателя (слушающего, интерпретатора)
текст понимается без затруднений
при наличии одинакового (приблизительно)
кругозора личностей, взаимодействующих
с текстом.
Текст-произведение понимается как диалогическая встреча двух субъектов, погруженных в бесконечный культурный контекст, требующего особого метода-понимания, включающего в себя четыре акта:
восприятие текста;
узнавание и понимание значения в данном языке;
узнавание и понимание в контексте данной культуры;
активное диалогическое
понимание.
Понимание произведения,
которое равно тексту плюс контекст,
базируется на трех контекстах:
контексте описываемого;
контексте автора;
контексте интерпретатора.
Понимание, выступающее
во взаимодействии своей структуры
и контекстов, является основным методом
познания с позиций концепции
диалога культур, в отличие от
объяснения. “При объяснении - только
одно сознание, один субъект; при понимании
- два сознания, два субъекта... Понимание
всегда диалогично.” (3. С.289-290).
М.М. Бахтин трактовал понимание как:
взаимопонимание;
как общение (не само по себе познание, хотя без него не обойтись);
как самосознание
(общение с самим собой).
Понимание произведения
приводит к пониманию смысла бытия личности
в контексте культуры в его обращенности,
общения и внимании к другому.
Общение различных
форм понимания заключает в себе
стремление к всеобщности, являющейся
одной из характеристик гуманитарного
мышления, определением которого является
диалог. Помимо того, что гуманитарное
мышление диалогично по своей природе,
оно обращено на человека как субъекта
культуры и ориентировано в конечном
счете на смысл. С этой точки зрения не
может быть технического и естественнонаучного
мышления, любое мышление гуманитарно,
так как, рассматривая любой объект или
вещь, личность находится в поиске смыслов
в направлении к человеку и диалогу. Объекты
и вещи окружающего мира только тогда
способны воздействовать на личность,
а не на другую вещь или объект, если раскрыт
и понят их смысл. “Смысл не может (и не
хочет) менять физические, материальные
и другие явления, он не может действовать
как материальная сила. Да он и не нуждается
в этом: он сам сильнее всякой силы, он
меняет тотальный смысл события и действительности...
(смысловое преображение бытия)” (2. С.37).
Гуманитарное
мышление опирается на понимание
как диалог, поэтому можно сказать,
что гуманитарное мышление в определенной
мере равнозначно диалогическому мышлению.
“Понимание как диалог. Мы подходим
здесь к переднему краю... вообще
гуманитарного мышления, к целине.
Новая постановка проблемы авторства
(творящей личности)”. (3. С.298). Концепция
творчества, одна из центральных и сквозных,
по М.М. Бахтину, есть “... концепция человека
как субъекта культуры: категорией творчества
... обозначается способ представленности
человека в культуре, или, точнее, способ
жизни человека в культуре” (4. С.111). Творчество,
возникающее в социокультурном общении,
в контексте жизни и исторического движения
культур, можно представить как сознание
(производство) текстов, которые несут
в себе смыслы, являются продуктом деятельности
человека, его духовной активности. Текст,
как уже писалось выше, всегда направлен
к другому или к себе как к другому. “Любой
продукт человеческого творчества своего
рода “послание”; он по-своему “говорит”,
вопрошает и отвечает, несет в себе “весть”,
которую нужно уметь “услышать” и которая,
соприкасаясь с другим текстом, вновь
и вновь актуализируется в целостной жизни
культуры” (4. С.115).
Ключевая роль
в концепции творчества отводится
смыслу как ответу на духовный запрос
личности, который может быть понят
только человеком, поставившим вопросы
и ищущим ответы. Творчество как
изменение смысла не является материальной
силой, это не создание вещи или объекта
в его технических
Заключение.
Когда-то идеи диалога очень трудно входили в исследовательскую практику философии и теории культуры. Сегодня понятие диалога достаточно распространено в современной культурологии и в риторической гуманитарной традиции.
Бахтинистика с такими ее понятиями, как «диалог», «диалог культур», «понимание», «мысль как поступок» и другими, представляет значительный блок в гуманитарных знаниях, особенно в теории культуры. Бахтинские идеи диалога активно входят в состав современных гуманитарных практик. Многие концепции и технологии образования строятся на идеях «диалога культур». Идеи диалога сегодня – это идеи* которым, по выражению М. К. Мамардашвили, необходимо «дать участвовать в своей жизни». По мысли Кагана, все, что сделал Бахтин, заслуживает названия «бахтинология», так как вклад Бахтина в культуру объемен и революционен. В современной культурологии слова «диалог культур» представляют своего рода пароль.
Понятие диалога культур занимает среди них свое место, однако оно превосходит их по своей методологической значимости. Оно является основой для вывода о сущности такого качества культуры, как диалогичность. Диалоговые системы в культуре по своим формам и проявлениям отличаются многообразием и неоднородностью. Уже в античную эпоху философские диалоги Платона и Сократа раскрыли интеллектуальную продуктивность диалоговых форм общения. В то время когда была открыта диалектика, многие исследователи признали.в структуре диалога закон мира.
Диалог – это не только речевая деятельность с вопросно-ответной структурой, спонтанной беседой реальных участников, диалог культур – это особое бытие, особый способ бытия культуры и личности в большом культурном пространстве времени. В диалоге культур вопрос и ответ сильно растянуты во времени, удалены друг от друга в пространстве. Однако их взаимонаправленность опосредована словом, знаком или текстом. Интересен тот факт, что вопросно-ответная структура несколько отличается от обычной. Здесь ответ на вопрос приходит с некоторым опозданием. Более того, интересен тот факт, что автор этого послания (произведения) рассчитывает на то, что ответ придет с опозданием, поэтому ожидает понимания своего творения лишь в далеком будущем.
Особое место в теории диалога занимает бахтинская трактовка личности. Он называет ее «говорящей личностью». Поэтому Бахтин осмысляет культуру не как вторую природу человека, а как вечно длящуюся космическую полифонию культурных голосов. Диалог – это в первую очередь понимание, принятие многозначности смысла. Интересно, что диалог – не всегда согласие. Диалог обладает способностью менять сам способ мыслить на культуру. Во-первых, диалог – это своеобразный способ бытия культуры, выражающий ее сущность. По мнению Бахтина, «в бытии культуры ни один культурный акт не изолирован, а существенно живет на границах». Поэтому диалог можно мыслить и как цель культурного бытия. Во-вторых, субъектом диалога является «человек культуры». Субъектами культуры могут быть и различные культурные ценности, культуры отдельных эпох, регионов и т. д. В-третьих, с позиций теории диалога культура понимается как многоцентральное пространство. Диалог культур – это такой метод мышления о культуре, который дает возможность не унифицировать культуру, видеть ее в множественности и сложной взаимосвязи различных культурных ценностей. Диалог представляет собой очень напряженную драматичную для современного мира проблему. Решение проблемы диалога культур зависит от того, как понимаются субъекты диалога культур. Само существование человека – это общение. В диалоге могут участвовать тексты, язык, культурные ценности, однако только личность может нести в себе целую культуру.
Список
литературы
1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
2. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Художественная литература, 1979. - 412 с.
4. Аверинцев С.С.,
Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н. и др. М.М. Бахтин
как философ: Сб. статей / Рос. академия
наук, Институт философии. - М.: Наука, 1992.
- С.111-115.