Диалоговая концепция культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение, ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности.

Содержание

1 Введение ………………………………………………………… 3
2 Понятие культуры………………………………………………. 4
3 Диалоговая концепция культуры по Бахтину …………………. 6
4 Заключение……………………………………………………….. 14
Литература.

Работа содержит 1 файл

Диалоговая концепция культуры..docx

— 32.65 Кб (Скачать)

текст должен иметь  внутреннюю логику смыслов, заложенных в нем;

текст должен быть построен в системе общего для  общающихся языка и жанровой традиции данной культуры;

текст как произведение должен быть понятен своими контекстами. Только при условии совпадения контекстов автора и читателя (слушающего, интерпретатора) текст понимается без затруднений  при наличии одинакового (приблизительно) кругозора личностей, взаимодействующих  с текстом.  

Текст-произведение понимается как диалогическая встреча  двух субъектов, погруженных в бесконечный  культурный контекст, требующего особого  метода-понимания, включающего в  себя четыре акта:

восприятие текста;

узнавание и  понимание значения в данном языке;

узнавание и  понимание в контексте данной культуры;

активное диалогическое  понимание.  
 
 

Понимание произведения, которое равно тексту плюс контекст, базируется на трех контекстах: 

контексте описываемого;

контексте автора;

контексте интерпретатора.  

Понимание, выступающее  во взаимодействии своей структуры  и контекстов, является основным методом  познания с позиций концепции  диалога культур, в отличие от объяснения. “При объяснении - только одно сознание, один субъект; при понимании - два сознания, два субъекта... Понимание всегда диалогично.” (3. С.289-290). 

М.М. Бахтин трактовал  понимание как:

взаимопонимание;

как общение (не само по себе познание, хотя без него не обойтись);

как самосознание (общение с самим собой).  

Понимание произведения приводит к пониманию смысла бытия личности в контексте культуры в его обращенности, общения и внимании к другому.  
 

Общение различных  форм понимания заключает в себе стремление к всеобщности, являющейся одной из характеристик гуманитарного  мышления, определением которого является диалог. Помимо того, что гуманитарное мышление диалогично по своей природе, оно обращено на человека как субъекта культуры и ориентировано в конечном счете на смысл. С этой точки зрения не может быть технического и естественнонаучного мышления, любое мышление гуманитарно, так как, рассматривая любой объект или вещь, личность находится в поиске смыслов в направлении к человеку и диалогу. Объекты и вещи окружающего мира только тогда способны воздействовать на личность, а не на другую вещь или объект, если раскрыт и понят их смысл. “Смысл не может (и не хочет) менять физические, материальные и другие явления, он не может действовать как материальная сила. Да он и не нуждается в этом: он сам сильнее всякой силы, он меняет тотальный смысл события и действительности... (смысловое преображение бытия)” (2. С.37). 

Гуманитарное  мышление опирается на понимание  как диалог, поэтому можно сказать, что гуманитарное мышление в определенной мере равнозначно диалогическому мышлению. “Понимание как диалог. Мы подходим здесь к переднему краю... вообще гуманитарного мышления, к целине. Новая постановка проблемы авторства (творящей личности)”. (3. С.298). Концепция творчества, одна из центральных и сквозных, по М.М. Бахтину, есть “... концепция человека как субъекта культуры: категорией творчества ... обозначается способ представленности человека в культуре, или, точнее, способ жизни человека в культуре” (4. С.111). Творчество, возникающее в социокультурном общении, в контексте жизни и исторического движения культур, можно представить как сознание (производство) текстов, которые несут в себе смыслы, являются продуктом деятельности человека, его духовной активности. Текст, как уже писалось выше, всегда направлен к другому или к себе как к другому. “Любой продукт человеческого творчества своего рода “послание”; он по-своему “говорит”, вопрошает и отвечает, несет в себе “весть”, которую нужно уметь “услышать” и которая, соприкасаясь с другим текстом, вновь и вновь актуализируется в целостной жизни культуры” (4. С.115). 

Ключевая роль в концепции творчества отводится  смыслу как ответу на духовный запрос личности, который может быть понят  только человеком, поставившим вопросы  и ищущим ответы. Творчество как  изменение смысла не является материальной силой, это не создание вещи или объекта  в его технических характеристиках, а всегда переход к иному значению. Творчество характеризует собой  личностный уровень активности, тогда  как окружающая среда только опосредует его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

          Когда-то идеи диалога очень трудно входили в исследовательскую практику философии и теории культуры. Сегодня понятие диалога достаточно распространено в современной культурологии и в риторической гуманитарной традиции.

          Бахтинистика с такими ее понятиями, как «диалог», «диалог культур», «понимание», «мысль как поступок» и другими, представляет значительный блок в гуманитарных знаниях, особенно в теории культуры. Бахтинские идеи диалога активно входят в состав современных гуманитарных практик. Многие концепции и технологии образования строятся на идеях «диалога культур». Идеи диалога сегодня – это идеи* которым, по выражению М. К. Мамардашвили, необходимо «дать участвовать в своей жизни». По мысли Кагана, все, что сделал Бахтин, заслуживает названия «бахтинология», так как вклад Бахтина в культуру объемен и революционен. В современной культурологии слова «диалог культур» представляют своего рода пароль.

           Понятие диалога культур занимает среди них свое место, однако оно превосходит их по своей методологической значимости. Оно является основой для вывода о сущности такого качества культуры, как диалогичность. Диалоговые системы в культуре по своим формам и проявлениям отличаются многообразием и неоднородностью. Уже в античную эпоху философские диалоги Платона и Сократа раскрыли интеллектуальную продуктивность диалоговых форм общения. В то время когда была открыта диалектика, многие исследователи признали.в структуре диалога закон мира.

           Диалог – это не только речевая деятельность с вопросно-ответной структурой, спонтанной беседой реальных участников, диалог культур – это особое бытие, особый способ бытия культуры и личности в большом культурном пространстве времени. В диалоге культур вопрос и ответ сильно растянуты во времени, удалены друг от друга в пространстве. Однако их взаимонаправленность опосредована словом, знаком или текстом. Интересен тот факт, что вопросно-ответная структура несколько отличается от обычной. Здесь ответ на вопрос приходит с некоторым опозданием. Более того, интересен тот факт, что автор этого послания (произведения) рассчитывает на то, что ответ придет с опозданием, поэтому ожидает понимания своего творения лишь в далеком будущем.

          Особое место в теории диалога занимает бахтинская трактовка личности. Он называет ее «говорящей личностью». Поэтому Бахтин осмысляет культуру не как вторую природу человека, а как вечно длящуюся космическую полифонию культурных голосов. Диалог – это в первую очередь понимание, принятие многозначности смысла. Интересно, что диалог – не всегда согласие. Диалог обладает способностью менять сам способ мыслить на культуру. Во-первых, диалог – это своеобразный способ бытия культуры, выражающий ее сущность. По мнению Бахтина, «в бытии культуры ни один культурный акт не изолирован, а существенно живет на границах». Поэтому диалог можно мыслить и как цель культурного бытия. Во-вторых, субъектом диалога является «человек культуры». Субъектами культуры могут быть и различные культурные ценности, культуры отдельных эпох, регионов и т. д. В-третьих, с позиций теории диалога культура понимается как многоцентральное пространство. Диалог культур – это такой метод мышления о культуре, который дает возможность не унифицировать культуру, видеть ее в множественности и сложной взаимосвязи различных культурных ценностей. Диалог представляет собой очень напряженную драматичную для современного мира проблему. Решение проблемы диалога культур зависит от того, как понимаются субъекты диалога культур. Само существование человека – это общение. В диалоге могут участвовать тексты, язык, культурные ценности, однако только личность может нести в себе целую культуру.

Список  литературы 

1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

2. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Художественная литература, 1979. - 412 с.

4. Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н. и др. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Рос. академия наук, Институт философии. - М.: Наука, 1992. - С.111-115. 
 
 
 

Информация о работе Диалоговая концепция культуры