Диалоговая концепция культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение, ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности.

Содержание

1 Введение ………………………………………………………… 3
2 Понятие культуры………………………………………………. 4
3 Диалоговая концепция культуры по Бахтину …………………. 6
4 Заключение……………………………………………………….. 14
Литература.

Работа содержит 1 файл

Диалоговая концепция культуры..docx

— 32.65 Кб (Скачать)

Содержание 

       1 Введение …………………………………………………………   3                                                                   

       2 Понятие культуры……………………………………………….   4

            3 Диалоговая концепция культуры по Бахтину ………………….    6

            4 Заключение………………………………………………………..    14

       Литература. 

       1  Введение 

       Проблемы  культуры приобретают сегодня первостепенное значение, ведь она пронизывает все  аспекты человеческой жизнедеятельности  — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности.

       Освоение  духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее  современным задачам обращение  с культурным богатством предшествующих поколений дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.

       Так как центром культуры является человек  со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях научно-технической революции, в ядерный, а затем и постядерный век.

       Значительные  социокультурные изменения, затрагивающие  практически все стороны общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурном взаимодействии или культурном диалоге, о его роли в развитии общемировой культуры. 
 
 
 

       2  Понятие культуры 

       Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура"  широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры.

       Применительно к нашей сегодняшней жизни  можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества,  передавать от поколения к поколению и составляют культуру.   Исходной  формой и первоисточником развития культуры  является человеческий  труд, способы  его осуществления  и  результаты. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы.

       Понять  сущность культуры можно лишь через  призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне

культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических  школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

           Культура охватывает не только  прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

           Перед человеком – целый океан   культурных ценностей, созданных   всемирной историей, а также несметные  ценности природы, которыми он  постоянно пользуется и наслаждается  в меру своей одаренности, образованности и воспитанности. 
 
 
 
 
 
 
 

Диалоговая  концепция культуры по Бахтину.

Краткий обзор  современных теорий культуры дает основание  говорить о том, что образовательные  системы могут рассматриваться  с позиций любой из них. Но одной из теорий, на базе которой возможен анализ современных тенденций развития педагогики высшей школы, направленных на формирование средств, условий и механизмов самодетерминации личности, является концепция диалога культур. Технократические тенденции, определявшие на протяжении многих лет деятельность всей высшей школы, являлись продуктом естественнонаучно ориентированного сознания и системы образования в целом. Проблему же можно решить, перестроив работу высшей школы на другом методологическом основании, а именно на концепции диалога культур. 

Основные категории  данной концепции могут быть представлены следующими понятиями: монологизм, полифония, диалог, карнавал, смеховая культура и т.д. Для целей нашего исследования мы определили цепочку взаимосвязанных между собой категорий, адекватных сущности этой работы: культура> личность> самодетерминация> диалог> текст> произведение> понимание> гуманитарное мышление> творчество> смысл. 

Сама идея диалога  культур не нова для философии, но основные положения, разработанные  М.М. Бахтиным и продолженные в работах  В.С. Библера, углубили, расширили, уточнили её. Феномен культуры “пронизывает... все решающие события жизни и сознание людей нашего века” (1. С.261). М.М. Бахтин понимает культуру как:

форму общения  людей разных культур, форму диалога; для него “культура есть там, где  есть две (как минимум) культуры, и  что самосознание культуры есть форма  её бытия на грани с иной культурой” (2. С.85);

как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью;

как форма обретения, восприятия мира впервые.  

Эти три определения  взаимосвязаны и переходят одно в другое, ср. ниже схему: 

 Культура  форма бытия и общения людей

(1)  форма бытия и общения людей

(2)  Самодетерминация индивида в горизонте личности

(3)      изобретение “мира впервые” 

Когда мы говорили о культуре как общении людей  различных культур, то подразумевали  культуры прошлые, настоящие и будущие, которые встречаются (общаются) в  настоящем времени. Культура как общение живет не только в настоящем, но и обладает определенной формой - эта форма произведения, которое понимается как “форма общения индивидов” в горизонте общения личности ... (1. С.289 ). Эта мысль приводит ко второму определению культуры. Личности, общаясь через произведение, которое является основанием всех трех определений культуры, изобретают мир впервые в богатстве взаимодействий предметов, людей, философских начал. 

Эти аспекты  понимания и осмысления культуры как целостной и неделимой  связаны с понятием личности, ибо  культура есть порождение человека, присуща  только ему. Человек появляется на свет как индивид во взаимодействии его психофизиологических качеств, воплощающих родовую принадлежность человека. Только во взаимодействии со средой, в общении с другими людьми индивид приобретает качественные характеристики, он становится личностью, тем больше личностью, чем больше он представлен в других. Понятие “Другой” (Собеседник, противник самого себя) становится ключевым для философии Бахтина, поскольку личность становится личностью и познает себя как таковую только в соотнесенности с Другим. Для личности культура выступает как “форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления...” (3. С.289). Основанием поступков, действий человека как личности, направленных одновременно вовне, на других и вовнутрь, на себя, является свобода, определяющая самодетерминацию личности, реализующая ее жизнедеятельность (регулятивная функция культуры), позволяющая человеку выработать идею о самом себе. Но самодетерминация индивида в горизонте личности в культурном контексте возможна лишь в диалоге, который базируется на трех смыслах: 

диалог есть всеобщая основа человеческого взаимопонимания; “Диалогические отношения ... - это почти  универсальное явление, пронизывающее  всю человеческую речь и все отношения  и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там ... начинается и диалог”. (4. С.92);

диалог как  всеобщая основа всех речевых жанров. “Жанр есть не что иное, как кристализованная в знаке историческая память перешедших на уровень автоматизма значений и смыслов. ...Жанр - это представитель культурно-исторической памяти в процессе всей идеологической деятельности... (летописи, юридические документы, хроники, научные тексты, бытовые тексты: приказ, брань, жалоба, похвала и т.д.)” (4. С.102);

несводимость  диалога к общению, иначе говоря, диалог и общение не тождественны, но общение включает в себя диалог, как форму общения. “Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно  только диалогически общаться... В каждом слове звучал ... спор (микродиалог) и слышать отголоски большого диалога”. (1. С.19).  

Диалогическое понимание культуры предполагает наличие  общения с самим собой как  с другим. Мыслить - значит говорить с самим собой... значит внутренне (через репродуктивное воображение) слышать себя самого”, - по утверждению Канта (1. С.20). Внутренний микродиалог является составной частью идеи диалога культур. Общение с другим через произведение, текст предполагает микродиалог в Большом времени культуры. 

В.С. Библер предостерегает от примитивного понимания диалога как разных видов диалога, встречающихся в речи человека (научный, бытовой, моральный и т.д.), которые не имеют отношения к идее диалога в рамках диалоговой концепции культуры. “В “диалоге культур” речь идёт о диалогичности самой истины (…красоты, добра...), о том, что понимание другого человека предполагает взаимопонимание “Я - ты” как онтологически различных личностей, обладающих - актуально или потенциально - различными культурами, логиками мышления, различными смыслами истины, красоты, добра... Диалог, понимаемый в идее культуры, - это не диалог различных мнений или представлений, это - всегда диалог различных культур...(1. С.299). 

Общение личностей  в диалоге происходит благодаря  некоторому атому общения - тексту. М.М. Бахтин в своей “Эстетике  словесного творчества” писал, что человека можно изучать только через тексты, созданные или создаваемые им. Текст, по Бахтину, может быть представлен в разных формах: 

как живая речь человека;

как речь, запечатлённая  на бумаге или любом другом носителе (плоскости);

как любая знаковая система (иконографическая, непосредственно  вещная, деятельностная и т.д.)  

В любой из этих форм текст может быть понят как  форма общения культур. Каждый текст  опирается на предшествующие и последующие  ему тексты, созданные авторами, имеющими своё миропонимание, свою картину  или образ мира, и в этой своей  ипостаси текст несет смысл прошлых  и последующих культур, он всегда на грани, он всегда диалогичен, так  как всегда направлен к другому. И эта особенность текста прямо указывает на его контекстное окружение, которое делает текст произведением. В произведении воплощено целостное бытие автора, которое может быть смыслом только при наличии адресата. Произведение отличается от продукта потребления, от вещи, от орудия труда тем, что в них воплощается бытие человека, отстраненное от него. И второй особенностью произведения является то, что оно возникает всякий раз и имеет смысл только тогда, когда предполагает наличие общения отстраненных друг от друга автора и читателя. И в этом общении через произведения изобретается, создается впервые мир. Текст всегда направлен на другого, в этом его коммуникативный характер. По выражению В.С. Библера, текст, понимаемый как произведение, “живет контекстами...”, все его содержание только в нем, и все его содержание - вне его, только на его границах, в его небытии как текста”. (2. С.76). Текст как произведение имеет смысл только тогда, когда он понятен другим, а это возможно только при выполнении следующих условий: 

Информация о работе Диалоговая концепция культуры