Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:55, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть деятельность парков культуры и отдыха по организации детского досуга.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать основные направления деятельности парков культуры и отдыха.
3. Проанализировать деятельность ГОУ ДДТ «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках».
Введение.......................................................................................................................3
§ 1. Основные направления деятельности парков культуры и отдыха .............…5
§ 2. Анализ деятельности ГОУ Дом детского творчества «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках» ………………………………………………………...10
Заключение ………………………………………………………………………....15
Библиография ……………………………………………………………………....17
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное
бюджетное образовательное
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет социально – культурной деятельности
Кафедра теории и методики социально – культурной деятельности
Ракова Дарья Сергеевна
студентка группы 10-331(з)
заочной формы обучения
«Деятельность парков культуры и отдыха по организации детского досуга»
(курсовая работа)
Научный руководитель:
Умеркаева София Шавкатовна,
к.п.н., доцент
Москва, 2011
Содержание
Введение......................
§ 1. Основные направления деятельности парков культуры и отдыха .............…5
§ 2. Анализ деятельности ГОУ Дом детского творчества «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках» ………………………………………………………...10
Заключение ………………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………………....
Введение
Актуальность исследования. Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе.
Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности.
В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет, прежде всего, о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, словно «отдых» указывает на то, что парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.
В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового, как по содержанию, так и по форме, что и определяет актуальность данной работы.
На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенного возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшейся тенденций известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы.
Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связанна сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования.
Вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – рассмотреть деятельность парков культуры и отдыха по организации детского досуга.
Задачи исследования:
Методы исследования: сбор и анализ литературы по проблеме исследования.
§ 1. Основные направления деятельности парков культуры и отдыха
Парк культуры и отдыха – природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.
В современном городе парк – это самое демократичное и самое экологически чистое учреждение культуры и досуга.
В настоящее время парки культуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учреждений культуры. Немалую роль здесь играет то, что посетителям парка предлагаются бесплатные концерты творческих коллективов (художественной самодеятельности и профессиональных артистов), конкурсные программы для всех возрастных категорий, организация различных праздников, зрелищ, мероприятий и народных гуляний с вручением призов, организация кружков, спортивных секций, предоставление спортивных площадок и т. д., оплачиваемых за счет средств парка.
Средства, зарабатываемые парками в весенне-летний период, идут на оплату труда работников парка, оплату коммунальных услуг, налогов, проведение культурно-массовой работы.
Парки имеют общие проблемы и направления деятельности, определяемые современными тенденциями развития общества:
Парк осуществляет следующие виды деятельности:
Парк может вести и иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации и принципам охраны природы деятельность, предусмотренную его уставом и направленную на повышение качества обслуживания посетителей (создание платных стоянок автотранспорта, организация точек питания, сувенирной, книжной торговли и т.п.).
Наибольшей
популярностью у населения
Основное назначение городского парка — обеспечение отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач содержание и форма работы парка сводятся к следующему:
1) воспитательная работа;
2) физкультурно-массовая работа;
3) культурно-просветительная работа;
4) художественная работа;
5) оздоровительная работа;
6) развлечения в парке;
7) детская работа;
8) бытовое обслуживание посетителей.
Опираясь на данные социологических исследований, проведенных на базе городских парков культуры и отдыха, можно констатировать, что в первой половине дня парки культуры и отдыха посещают, как правило, пожилые люди (причем половина из них с детьми дошкольного возраста). Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15-20 минут пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку.
После 15 часов в парк приходят школьники с целью занятий физкультурой и спортом, играми, самодеятельностью, техническим и художественным творчеством, а также посещения аттракционов. Вечером парк посещают преимущественно молодежь и люди среднего возраста, живущие в различных районах города. Молодежь парк привлекает возможностью общения, занятий физкультурой и спортом, развлечениями (танцы, эстрада, кино, аттракционы), многих интересуют выставки, библиотека, зрелища, а главное, процесс общения с природой. В зимнее время года основную массу посетителей составляют любители покататься на коньках, лыжах, санках.
Таким образом, в целях организации досуга населения в парках культуры и отдыха должны быть зоны тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами, а также зоны активного отдыха с подзонами развлечений, зрелищ, игр и физкультурно-оздоровительной. В состав парков могут быть включены территории памятников архитектуры и садово-паркового искусства. Для эксплуатации комплекса необходима административно-хозяйственная зона.
В целях защиты
и приумножения природных и культурных
ресурсов общества необходима выработка
государственной стратегии
§ 2. Анализ деятельности ГОУ Дом детского творчества «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках»
В 1945 – 1960 годах на территории детского парка располагалась Московская городская станция юных натуралистов. Основной воспитательной и трудовой задачей станции было формирование личности, сочетающей деятельную любовь к живой природе и стремление к ее познанию с навыками практика, умеющего применять знания в жизни и на производстве; участие в физическом труде, изучение научной литературы, общественно полезная работа, пропаганда натуралистических знаний среди школьников. На станции работал лекторий, проводились массовые мероприятия и т.д. Важно отметить, что в практических работах на станции принимали участие все школьники Москвы.
После закрытия станции юных натуралистов в 1958 году детский парк становится районным внешкольным учреждение. Со временем деревянные постройки приходят в ветхость, здание сносят из-за строительства наземного вестибюля метро «Фрунзенская». К 1992 году в распоряжении детского парка остаются два вагона — бытовки и теплица (где размещался зооуголок и кружки юных натуралистов). С южной стороны парка исчезает ограда, мешавшая строительству дворца молодежи. Образовательно-воспитательная деятельность А.В.Мандельштама свелась к семи кружкам и экскурсиям в зверинец.
Информация о работе Деятельность парков культуры и отдыха по организации детского досуга