Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 07:45, реферат
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между
людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и
ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической
особенностью названного процесса является регламентированность, т. е.
подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и
культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации
официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе
называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил,
способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция
удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный
служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы
фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в
котором были заимствованы зарубежные идеи.
1.1. Введение. Понятие делового общения
1.2. Виды делового общения
2.1. Общие положения
2.2. Влияние личностных качеств на общение
2.3 Диалоговое общение
2.4. Групповые формы делового общения
2.5. Общение по телефону
3.1. Деловые беседы и переговоры. Общие положения
3.2. Этика и психология деловых бесед и переговоров
3.3. Деловой завтрак, обед, ужин
3.4. Особенности общения через переводчика
3.5. Заключение
РЕФЕРАТ
по дисциплине КУЛЬТУРА
РЕЧИ
«ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ,
ЕГО ОСОБЕННОСТИ»
План:
1.1. Введение. Понятие делового общения
1.2. Виды делового общения
2.1. Общие положения
2.2. Влияние личностных качеств на общение
2.3 Диалоговое общение
2.4.
Групповые формы делового
2.5. Общение по телефону
3.1. Деловые беседы и переговоры. Общие положения
3.2. Этика и психология деловых бесед и переговоров
3.3. Деловой завтрак, обед, ужин
3.4.
Особенности общения через
3.5. Заключение
1.1. Введение. Понятие делового общения
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между
людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и
ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической
особенностью названного процесса является регламентированность, т. е.
подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и
культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации
официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе
называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил,
способствующих
удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный
служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы
фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в
котором были заимствованы зарубежные идеи.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
· нормы, действующие в сфере общения между равными по
статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
· наставления, определяющие характер контакта
руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием
считается приветливое и
коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к
речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм
языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать
этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например,
"здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив
познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом
социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг
с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить
совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно
состоять из следующих этапов:
· Установка контакта (знакомство). Предполагает
понимание другого человека, представление себя другому человеку;
· Ориентировка в ситуации общения, осмысление
происходящего, выдержка паузы;
· Обсуждение интересующей проблемы;
· Решение проблемы.
· Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из
взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое
сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным
фактором технологического процесса производства, бизнеса.
1.2. Виды делового общения.
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на
монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
· Приветственная речь;
· Торговая речь (реклама);
· Информационная речь;
· Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
· Деловой разговор -
кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
· Деловая беседа -
продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся
принятием решений.
· Переговоры -
обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
· Интервью - разговор с
журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
· Дискуссия;
· Совещание (собрание);
· Пресс-конференция.
· Контактный деловой
разговор - непосредственный, "живой" диалог.
· Телефонный разговор
(дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная
и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными
формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое
разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую
(формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные
документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная
записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение,
распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может быть разделено на:
· Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
· Когнитивное - обмен знаниями;
· Мотивационное - обмен побуждениями, целями,
интересами, мотивами, потребностями;
· Деятельностное - обмен действиями,
операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
· Непосредственное -
осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки,
голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
· Опосредованное -
связанное с использованием специальных средств и орудий;
· Прямое - предполагает
личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в
самом акте общения;
· Косвенное -
осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
2.1. Общие положения
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших,
если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе,
служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы
заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в
технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его
профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения
общаться с людьми. [4, 11]
В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать
и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще
называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно
можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как
выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных
принципов:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего
все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются
признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя
распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию
и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов
к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной
работы.
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации
или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного
характера. Нет также
необходимости пересказывать
сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или
личной жизни.
3. Любезность, доброжелательность
и приветливость. В любой
необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами
вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости
дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к
окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных.
Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная
точка зрения.
Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных.
Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените