Данте Алигьери «Божественная комедия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 03:57, курсовая работа

Описание работы

Данте родился во Флоренции в 1256 г. Поэт происходил из старинного дворянского рода. Однако семья Данте давно утратила феодальный облик. Достигнув совершеннолетия, Данте записался в 1283 г. в цех аптекарей и врачей, который включал также книгопродавцев и художников и принадлежал к числу семи «старших» цехов Флоренции. Данте получил образование в объеме средневековой школы, которое признавал скудным и стремился восполнить изучением французского и провансальского языков, открывших ему доступ к лучшим образцам иностранной литературы. Однако наряду со средневековыми поэтами молодой Данте внимательно изучал античных поэтов, в первую очередь Вергилия, которого избрал, по его собственному выражению, своим «вождем, господином и учителем».

Работа содержит 1 файл

Данте Алигьери.docx

— 155.77 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «Пермский Государственный Университет» 
 

Данте Алигьери «Божественная комедия». 
 

Реферативная работа по дисциплине

«Культурология»

студентки 1 курса очного отделения

экономического факультета

специальности «Математические

 методы  в экономике», группы ММЭ-1

А.А.Павловой 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2008

 

Данте Алигьери (1256 -1321)

     Данте родился во Флоренции в 1256 г. Поэт происходил из старинного дворянского рода. Однако семья Данте давно утратила феодальный облик. Достигнув совершеннолетия, Данте записался в 1283 г. в цех аптекарей и врачей, который включал также книгопродавцев и художников и принадлежал к числу семи «старших» цехов Флоренции. Данте получил образование в объеме средневековой школы, которое признавал скудным и стремился восполнить изучением французского и провансальского языков, открывших ему доступ к лучшим образцам иностранной литературы. Однако наряду со средневековыми поэтами молодой Данте внимательно изучал античных поэтов, в первую очередь Вергилия, которого избрал, по его собственному выражению, своим «вождем, господином и учителем».

     

     Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже  в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил большой психологический кризис - любовь к Беатриче, дочери флорентийца Фолько Партинари, друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина Симоне де Барди и умершей в 1290 г. Историю своей любви к Беатриче Данте в книге «Новая жизнь», которая принесла ему литературную славу. После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии, философии и астрономии, а также усвоил все тонкости средневековой схоластики. Данте стал одним из ученейших людей своего времени, однако его ученость носила типично средневековый характер, так как подчинялась богословским догмам.

      Политическая  деятельность Данте началась очень  рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 г. избирается членом правившей Флоренцией коллегии шести приоров. После раскола гвельфской партии он примыкает к Белым и энергично борется против ориентации на папскую курию. После того, как Черные были побеждены Белыми, в их борьбу вмешался папа Бонифаций VIII, призвавший на помощь французского принца Карла Валуа, который вступил в город в 1301 г. и учинил расправу над сторонниками партии Белых, обвинив их во всевозможных преступлениях. В январе 1302 г. удар пал и на великого поэта. Данте был приговорен к большому штрафу по вымышленному обвинению во взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего все его имущество было конфисковано. Все остальные годы жизни Данте провел в изгнании. Скитаясь из города в город, он узнал, «как горек хлеб чужой», никогда больше не увидел дорогой его сердцу Флоренции - «прекрасной овчарни, где спал ягненком».

     Последние надежды Данте возвратиться на родину рухнули. Флоренция дважды вычеркивала  его имя из списка амнистированных, ибо видела в нем непримиримого  врага. Сделанное же ему в 1316г. предложение  вернуться во Флоренцию под условием унизительного публичного покаяния Данте решительно отверг. Последние  годы жизни поэт провел в Равенне  у князя Гвидо да Полента, племянника воспетой им Франчески да Римини. Здесь он работал над завершением своей великой поэмы, написанной за годы изгнания. Данте надеялся, что поэтическая слава будет благоприятствовать почетному возвращению на родину, но не дожил до этого. Данте скончался 14 сентября 1321 г. в Равенне. Впоследствии Равенна всегда отвечала ей отказом. Флоренция неоднократно делала попытки вернуть себе прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала ей отказом.

     «Божественная комедия»

     Основное  произведение Данте, принесшее поэту  мировую славу, - «Божественная комедия». Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но дает грандиозный  философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая  от нее мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной  комедии» Данте является в одно и  то же время последним поэтом средних  веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его  творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь  в величавое, гармоничное художественное целое.

     Образ любимой девушки в комедии (Беатриче) — образ-символ, образ - идея. Рядом  с призраком умершей возлюбленной в «Комедии» встает другой образ  — живой, трепетный, реальный. То образ  родины поэта — Италии.

     Беатриче  и Италия — два спектра «Комедии», два основных ее плана: моральные  искания поэта неотделимы от его  мечтаний о возрождении родины. Созданная  в эпоху великого исторического  перелома «Божественная комедия» отразила яростную схватку двух миров, двух идеологий, двух культур. Старое и новое, архаичное  и передовое, традиционное и новаторское  переплелись в ней причудливым  образом. И все это в брожении, становлении, в борьбе.

     Сюжет поэмы Данте типично средневековый. Это схоластическая аллегория, изображающая «хождение по мукам» — путь человеческой души от греха к праведности, от заблуждений  земной жизни к истине богопознания. Именно этим сюжетным замыслом подсказано название поэмы: Данте назвал ее «комедией», так как в его время так называли произведения, имеющие мрачное начало и светлую оптимистическую развязку. Что касается эпитета «божественная», то он появился позднее: его дало «комедии» потомство, выразившее этим свое восхищение поэтическим совершенством бессмертного творения Данте.

     «Комедия», написанная в средневековом литературном жанре «видения», начинается картиной дремучего леса, в котором заблудился поэт. В лесной чаще Данте обступили  хищные звери — лев, пантера, волчица. Поэту грозит гибель. И тут внезапно появляется перед ним старец, который  отгоняет зверей и выводит его  из грозной лесной чащи. Старец этот — великий римский поэт Вергилий. Его послала Беатриче, чья душа обитает в раю. Оттуда, с райских высот, умершая возлюбленная увидела опасность, которая угрожает Данте. Вергилий предлагает Данте следовать за ним и ведет его по загробному миру. Они проходят через ад и чистилище, где видят мучения осужденных грешников, и подымаются к вратам рай, где Вергилий покидает Данте. Ему на смену является Беатриче. Она ведет Данте дальше, через райские сферы, где они лицезреют блаженство праведников на небесах. Возносясь все выше и выше, они достигают божественного престола, где поэту предстает образ самого бога.

     Лесная  чаща, в которой заблудился поэт, — это аллегория жизненных  катастроф и нравственных падений  человека. Хищные звери — гибельные  человеческие страсти. Вергилий — земная мудрость, направляющая человека к добру. Беатриче - божественная мудрость, которая ведет к нравственному очищению и постижению истины. Путь духовного возрождения человека лежит через осознание им своей греховности (странствия по аду) и искупление этих грехов (путь через чистилище), после чего душа, очищенная от скверны, попадает в рай.

     Сложная католическая символика проходит сквозь всю «Комедию», проникает все  ее образы и мотивы. Каждый образ  несет двойной, а то и множественный  смысл. Автор вводит в поэму мистические  эпизоды, таинственные видения, вещие  сны, пророчества, знамениям/Композиция поэмы основана на сложной, мистической  игре числами 3, 7, 10 и их сочетаниях. Магии этих чисел поэт придает  особый, тайный смысл. Наибольшее значение придает Данте числу 3, которое  положено в основу всей композиционной схемы «Комедии».(Поэма делится на три части: «Ад», «Чистилище», «Рай». В каждой части тридцать три песни (всего, вместе с первой, вступительной — сто песен).

     Те  же традиции средневековой богословской мысли подсказали Данте архитектонику  изображенного в поэме загробного мира. Следуя традиционной богословной схеме мироздания, Данте изображает ад, как огромную воронку, уходящую к центру земли. Ад разделен на девять концентрических кругов. Чистилище — окруженная морем гора, имеющая семь уступов. В согласии с католическим учением о посмертных судьбах людей, Данте изображает ад местом наказания нераскаявшихся грешников. В чистилище находятся грешники, успевшие покаяться перед смертью. После очистительных испытаний они переходят из чистилища в рай — обитель чистых душ. Тонко разрабатывая типологию человеческих пороков, он отводит каждому четкое, точно определенное место в соответствующих кругах ада или чистилища.

     Задумав создать эпопею, Данте не пошел  путем копирования античного  образца, а обратился к литературным формам своего времени, синтезируя и  перерабатывая различные жанры — повествовательные и драматические — и одновременно широко и свободно черпая из народного творчества, вводя образы, формы, приемы из народной поэзии, что придало неповторимое своеобразие всей структуре поэмы, ее образам, ее стихотворному размеру.

     У Данте христианская мифология перемешана с языческой. Унылая картина христианской обители мертвых зацвела поэтической фантазией, засветилась невиданными красками. В царство средневековой аскетической догмы ворвалась нетленная красота античного искусства.

     Данте писал, что поэма написана не для  созерцательных целей, а для действия и цель ее — вырвать людей, живущих  в настоящее время, из состояния  злополучия и привести их к состоянию  счастья. Этот путь к «состоянию счастья» поэт не мыслил себе вне сплочения  итальянского народа единой культурой. Поэт включил в свою поэтику необъятный ученый — поистине энциклопедический — материал по всём отраслям средневекового знания. Все, чем он владеет, все, накопленное долгими годами упорного труда и напряженной работы мысли, поэт хочет сделать достоянием своего народа»

     Как и все летописцы его времени, Данте еще не отделяет историю от мифа, факт от вымысла.   Рядом   со   своими   современниками   он  изображает  в   поэме   исторические личности, героев библейских преданий или литературных произведений. Но обилие исторического и легендарного материала не уводит поэта от его замысла — показать реальный ход итальянской жизни. Данте убежден, что образы «тех, о ком живет молва», послужат впечатляющим примером, сделают наглядной его мысль, лучше донесут до читателя замысел поэмы. - Энгельс высоко ценил Данте, как поэта политического.

     От  песни к песне разворачивается  в поэме трагический свиток итальянской  истории: городские коммуны в  огне гражданских войн; вековая вражда гвельфов и гибеллинов, прослеженная от самых ее истоков; вся история  флорентийской распри «белых» и  «черных» — с момента ее зарождения вплоть до дня, когда поэт стал бездомным изгнанником... Пламенная, негодующая страсть неудержимо рвется из каждой строки. В царство теней поэт принес все, что сжигало его в жизни, — любовь к Италии, непримиримую ненависть к политическим противникам, презрение к тем, кто обрек его родину на позор и разорение. В поэме встает трагический образ Италии, увиденной глазами скитальца, исходившего всю ее землю, опаленную огнем кровопролитных войн:

     Италия, раба, скорбей очаг,

     В великой буре судно без кормила,

     Не  госпожа народов, а кабак!

     ……………………………………….

     А у тебя не могут без войны

     Твои  живые, и они грызутся,

     Одной стеной и рвом окружены.

     Тебе, несчастной, стоит оглянуться.

     На  берега твои и города:

     Где мирные обители найдутся?

          («Чистилище», песнь VI)

     Поэт  говорит от лица всего итальянского народа. Италия обездоленных, обманутых, порабощенных впервые обрела голос  в жгучих образах Дантовых терцин. Набатным гулом разносились они  по стране, будили спящих и равнодушных, подымали отчаявшихся и звали Италию на битву с силами мрака и разрушения.

     Поэт  гневно обличал сильных мира, преступных земных властителей, разжигавших войны  и сеявших опустошение я гибель. В 7-м кругу ада, там, где клокочет «жгучий Флегетон» — река, несущая вместо вод потоки кипящей крови, он собрал военных преступников разных времен и народов, которые мечутся в кровавом зареве адской реки:

     …Здесь не один тиран,

     который жаждал золота и крови:

     Все, кто насильем осквернил свой сан.

          («Ад», песнь XII)

     Первая  часть поэмы («Ад») создавалась в  годы, когда в памяти Данте были еще свежи события флорентийской  распри «белых» и «черных» гвельфов, и ее мрачные и грозные отзвуки  заполняют всю кантику. Воскрешая  трагические эпизоды борьбы в  коммунах, поэт приходит к отрицанию  всего строя городских республик, который неспособен обеспечить гражданам  закон и справедливость, защитить их свободу и жизнь. " «Божественная  комедия» запечатлела своеобразие  классовой борьбы средневековья, которая, переплетаясь с борьбой религиозной, выступала нередко в форме  ересей. За церковными расколами, за еретическими движениями того времени скрывался  острый, непримиримый антагонизм социальных сил, борьба классов, политических партий, лагерей, групп. Это своеобразие получило образное выражение в эпизодах 8-го круга ада, где вместе с виновниками религиозных расколов автор поместил и сеятелей политических распрей, назначив всем НW одну и ту же казнь. Она символична: те и другие терзали и дробили тело родной земли, а ныне адские демоны рвут и рассекают на части их тела:

Информация о работе Данте Алигьери «Божественная комедия»