Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:13, реферат
Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов.
Активно осваивали рынок культурных услуг в Центральной и Западной Европе артисты балета Беларуси. Маршрут их творческих поездок пролегал через Испанию, Францию, Швейцарию, Германию, Норвегию, Бельгию, Голландию, другие страны. В лучших концертных залах столиц и крупных городов Европы с большим успехом прошли спектакли "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", "Спартак", "Жизель" и "Щелкунчик". Признанием высокого уровня белорусского балета стало присуждение за постановку балетного спектакля "Страсти" (музыка А. Мдивани) руководителю Национального академического театра балета Беларуси В. Елизарьеву престижной премии Международной ассоциации деятелей хореографии при ЮНЕСКО "Бенуа де ла данс". Церемония награждения состоялась в начале 1997 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Успехом за рубежом пользовались выступления артистов белорусской оперы, Государственного ансамбля танца Республики Беларусь, Белорусского государственного хореографического ансамбля "Хорошки", многих других профессиональных и самодеятельных коллективов. Теплый прием белорусских артистов за рубежом продемонстрировал большой интерес зарубежных граждан не только к классике, но и к фольклорному наследию белорусского народа. Сохранившееся белорусское фольклорное искусство можно по праву считать феноменом европейской и мировой цивилизации.
Проблемы и
трудности в организации
Анализ развития международного культурного сотрудничества показывает, что в этой сфере достигнут определенный прогресс по сравнению с предыдущими десятилетиями. Произошедшие в стране процессы сыграли положительную роль в расширении международных обменов. Состоялся переход от жесткого идеологического контроля к сотрудничеству на основе общечеловеческих ценностей, признано право на существование различных стилей и форм творческого выражения и самовыражения. Вместе с тем в сфере культуры обострились многие негативные явления, которые явились во многом следствием отсутствия отвечающей современным требованиям внутренней и внешней культурной политики (четко обозначенных приоритетов, их организационного и материального обеспечения и т. д.). Большая часть принятых законодательных актов представляет собой лишь декларации о намерениях в отдельных сферах культуры. Практически единственным документом, регламентирующим государственные подходы в культурной политике, остается Закон "О культуре в Республике Беларусь", принятый почти десять лет назад. Однако и его многие положения не выполняются, не обеспечены соответствующими нормативными актами. Вопросы правового регулирования становления художественного рынка, защиты творческой деятельности, взаимоотношений между государством и учреждениями культуры регулируются законами общего характера, в которых не всегда учитывается специфика культурной сферы. Не давали желаемого результата многие заключаемые международные соглашения. Медленно разрабатывались конкретные мероприятия по выполнению достигнутых договоренностей, в ряде случаев в них отсутствовали оригинальные предложения, реализация которых могла бы вызвать заинтересованность не только белорусской, но и зарубежной стороны, в республике отсутствовал конкретный механизм финансирования договоров и соглашений. По сравнению с первой половиной 90-х гг. произошло сокращение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, заключаемых республикой со странами Центральной и Западной Европы. Негативную роль в развитии зарубежных культурных контактов Беларуси сыграли серьезные разногласия между политическим руководством республики и общеевропейскими структурами, обострившиеся после 1996 г., между правительственными структурами и оппозиционно настроенной частью общества. До настоящего времени в республике отсутствует комплексный документ, в котором были бы сформулированы приоритеты внешней культурной политики Беларуси. Отдельные положения о международном культурном сотрудничестве отражены в различных официальных актах, принятых в стране в последнее десятилетие. Теоретическое обеспечение внешней культурной политики заметно отстает от существующих потребностей. Нет оснований говорить не только о разработанности долгосрочных перспектив международного культурного сотрудничества, но и о достаточном анализе текущих процессов. Существуют лишь контуры внешней культурной политики, а не целостная система. В этом плане Республика Беларусь отстает не только от государств Западной Европы, но и от своих ближайших соседей. К примеру, в марте 2000 г. в Москве под председательством министра иностранных дел Российской Федерации И. Иванова прошло заседание Совета деятелей культуры, науки и образования, созданного в 1999 г. при МИД России. На обсуждение участников заседания были вынесены тезисы "Внешняя культурная политика России — год 2000". В отличие от провозглашенного курса российской дипломатии на формирование единой эффективной политики в области культурных и интеллектуальных обменов, в Положении о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь (декабрь 1998 г.), регламентирующем деятельность внешнеполитического ведомства, культурный вектор во внешней политике республики даже не обозначен. Вопросы развития и координации культурного сотрудничества с зарубежными странами отнесены к компетенции Министерства культуры Республики Беларусь. Как и в прежние десятилетия, международные культурные связи Беларуси испытывали на себе колебания внешнеполитического курса. Можно согласиться с выводом профессора А. Розанова о том, что "внешняя политика Белоруссии производит двойственное впечатление. С одной стороны, стратегические ориентиры этой политики официально провозглашены и регулярно подтверждаются. С другой стороны, по-прежнему отсутствует убедительная и внятная артикуляция национальных интересов страны в контексте изменяющейся международной среды на европейском континенте". В качестве причины сложившейся ситуации ученый называет отсутствие у белорусских элит развернутого видения места и роли молодого государства в системе современных международных отношений в Европе, определенный дефицит творческой внешнеполитической мысли. Отсутствие продуманной сбалансированной внешней культурной позиции, медленные темпы формирования эффективной системы международного культурного сотрудничества Беларуси являются следствием многих проблем как общего, так и специфического характера. В качестве одного из главных негативных факторов, тормозивших международные культурные контакты Беларуси, можно назвать углубление экономического кризиса, в силу чего усилился остаточный принцип финансирования культурной сферы. Социально-культурная сфера приняла на себя главный удар экономического кризиса, сопровождающего переходный период в белорусском обществе. Так, в 1995—1996 гг. бюджетные расходы Министерства культуры составляли всего лишь 0,6 % расходной части республиканского бюджета вместо 3 %, зафиксированных в Законе о культуре. Даже увеличение этого показателя до 0,95 % в 1997 г. не могло серьезно изменить ситуацию. В силу различных причин низким оставался доход от реализации платных услуг, к примеру, в 1997 г. он составил всего 10 % от общего финансирования культуры. Отсутствие необходимых средств не позволяло государственным и общественным организациям Республики Беларусь пойти на проведение крупномасштабных мероприятий, пропагандирующих белорусскую культуру за пределами страны, создание при белорусских зарубежных представительствах даже скромных культурно-информационных центров, где иностранные граждане могли бы получать необходимые сведения о молодом европейском государстве. Дефицит средств не давал возможности белорусским представителям принимать участие во многих международных фестивалях, конкурсах, конференциях, других мероприятиях. Быстрыми темпами устаревала материальная база учреждений культуры. На одном из последних мест в республике находилась оплата труда творческой интеллигенции. Символичным в этом отношении является вопрос, поставленный заслуженным деятелем искусств, музыкантом-реставратором, имеющим мировую известность, В. Пузыней: "Я порой думаю: столяр зарабатывает больше, чем музыкант-реставратор. Так нужен ли я Беларуси?". Медленно формировался рынок культурных услуг республики. Отсутствие крупных государственных заказов, низкая платежеспособность населения приводили к тому, что многие представители белорусского искусства стали ориентироваться на зарубежный рынок. В основном только художники, музыканты, исполнители республики, сумевшие найти своих почитателей за пределами Беларуси, смогли улучшить свое материальное положение, расширить материальную основу для своего творчества. Вследствие причин в основном экономического характера обострилась проблема "утечки за рубеж" работников сферы искусства. Многие талантливые белорусские музыканты и артисты выехали на постоянную или временную работу в Германию, Францию, Польшу, другие страны. Так, большая часть музыкантов оркестра Национального академического театра оперы и балета заключила длительный контракт в Бразилии, в 90-е гг. Беларусь покинули более двадцати солистов белорусского балета. По состоянию на 1998 г., из ста одиннадцати членов Белорусского союза композиторов девять человек выехали на постоянное местожительство в страны дальнего зарубежья. В начале 90-х гг. на постоянное жительство в Западную Европу переехала прима белорусского оперного театра М. Гулегина (Мурадян). Певицу, которая работала в Минске после окончания Одесской консерватории, называли "сопрано божественной красоты". Она исполняет ведущие оперные партии в лучших мировых залах (миланская "Ла Скала", лондонский "Ковент-Гарден", нью-йоркская "Метрополитен-опера"). Сдерживающую роль в развитии международного сотрудничества играют низкий уровень национального самосознания населения, отсутствие в белорусском обществе единства взглядов на перспективы развития национальной культуры и языка. Серьезной проблемой в культурной жизни белорусского общества и внешней культурной политике Республики Беларусь оставалась несбалансированность государственной языковой политики. Если в конце 80-х—первой половине 90-х гг. главным критерием деятельности творческой интеллигенции являлся ее вклад в дело культурного развития с учетом прежде всего белорусского национального интереса, то после майского референдума 1995 г. позиции белорусского языка стали неоправданно сокращаться. Политический курс на "сосуществование" в качестве государственных белорусского и русского языков на практике не сумел обеспечить реального двуязычия, привел к сокращению сферы использования белорусского языка. Такое положение не способствует консолидации белорусского народа, усиливает раскол в обществе. Отсутствие гармоничного баланса между "интернациональной" и "национальной" составляющими в языковой политике негативно сказывается как внутри страны, так и на авторитете Беларуси за рубежом.
Большой проблемой последнего
десятилетия стало болезненное
преодоление существующих в общественном
сознании стереотипов, навязывавшихся
противниками белорусской самобытности
на протяжении многих лет. Для большой
части населения республики тяжело
осознавать, что они живут уже
не в крупной империи, которую
знали и боялись в мире, а
в небольшом европейском
Вместе с тем трудности,
которые переживает Республика Беларусь
на современном этапе, в том числе
и в культурной области, не должны
служить поводом для