Цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:13, реферат

Описание работы

Культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов.

Работа содержит 1 файл

Цивилизация2.docx

— 47.37 Кб (Скачать)

                                                    Введение

Культурный обмен между  народами является неотъемлемым атрибутом  развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в  политическом и экономическом отношении  государство не в состоянии удовлетворить  культурно-эстетические запросы и  потребности своих граждан без  обращения к мировому культурному  наследию, духовному достоянию других стран и народов. Вместе с тем  следует учитывать, что культурный обмен имеет две взаимосвязанные  стороны: сотрудничество и соперничество. Соперничество в области культурных связей, несмотря на его завуалированность, проявляется даже в более острой форме, нежели в политике и экономике. Государства и народы эгоистичны так же, как и отдельные индивидуумы: для них важно сохранить и  расширить влияние прежде всего  своей культуры, использовать в собственных  интересах достижения других культур. В истории человеческой цивилизации  имеется достаточно примеров ухода  в прошлое больших и малых  народов, не преодолевших внутренних и  внешних противоречий. Особую остроту  проблемы аккультурации, ассимиляции, интеграции приобрели в период глобализации, когда изменения во всех сферах жизни  человеческого общества получили заметное ускорение. Проблемы поиска своего места  в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных  подходов во внутренней и внешней  культурной политике представляют особую актуальность для Беларуси, ставшей  в 1991 г. независимым государством. Находясь в составе других государств, белорусский  народ был вынужден принимать  правила игры, которые не всегда отвечали его интересам, лучшие представители  нации работали для формирования культурного образа народов, имевших  политическое преимущество. В последнее  десятилетие Республика Беларусь получила возможность самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного  взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизм их реализации. В стране начался  процесс трансформации системы  международного культурного сотрудничества, сложившейся в условиях административно-командной  системы, в новую демократическую  систему, опирающуюся на общечеловеческие ценности и национальные интересы. Демократизация международных связей способствовала устранению жесткого партийно-государственного контроля за формами и содержанием  международных культурных обменов. Был разрушен "железный занавес", на протяжении десятилетий тормозивший развитие контактов белорусского общества с европейской и мировой цивилизацией. Возможность самостоятельно налаживать зарубежные контакты получили профессиональные и самодеятельные художественные коллективы, учреждения культуры. Право на существование обрели различные стили и направления литературы и искусства, в том числе те, которые раньше не вписывались в рамки официальной идеологии. Представители белорусской культуры стали выступать за рубежом от имени Беларуси, а не представлять искусство СССР, которое ассоциировалось у большинства зарубежных граждан с Россией и российской культурой. Заметно увеличилось количество государственных и общественных организаций, принимавших участие в культурных обменах. Выросла доля негосударственного финансирования мероприятий, проводимых за пределами республики (коммерческие проекты, средства спонсоров и т. д.). Развитие зарубежных связей творческих коллективов и отдельных мастеров искусства на коммерческой основе не только содействовало повышению международного престижа страны, но и позволяло зарабатывать значительные валютные средства, необходимые для укрепления материальной базы культуры. Сократились политические и бюрократические препоны в оформлении поездок белорусских граждан за рубеж. К благоприятным факторам в культурной сфере следует отнести международное признание Беларуси, установление дипломатических отношений и обмен посольствами и представительствами с зарубежными странами. Однако на новом этапе Беларуси пришлось столкнуться с целым рядом проблем. В силу своего политического веса и экономического потенциала Беларусь не является активным участником мирового культурного пространства, она имеет возможность лишь более или менее успешно приспосабливаться к существующим условиям и правилам игры. Беларусь вынуждена отвоевывать для себя уже занятую другими народами нишу в мировом культурном пространстве, причем делать это приходится в сложных политических и экономических условиях. Уже первые месяцы независимого существования показали, что для завоевания достойного места в мировом и общеевропейском сообществе недостаточно лишь намерений и деклараций, необходима целенаправленная и энергичная работа государственных институтов, всего белорусского общества по формированию позитивного образа страны. Расширение открытости Республики Беларусь привело к усилению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, опережающий рост в ней англо-американского влияния; коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение "массовой" и "элитарной" культур; развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене. Устранить негативные последствия глобализации не под силу молодому государству с ограниченными материальными ресурсами; оно может лишь внести в эти процессы некоторые коррективы. Многое в этом плане зависит от проводимой внешней культурной политики.

 

                      Формирование внешней культурной политики

Демократические преобразования в культурной жизни Беларуси, произошедшие в конце 80-х—начале 90-х гг., получили правовое закрепление в Законе "О  культуре в Белорусской ССР" (июль 1991 г.). В принятом законодательном  акте было продемонстрировано стремление отказаться от классовых установок, начать переустройство культурной сферы  на основе общечеловеческих ценностей, использовать подходы и нормы, соответствующие  взятым международным обязательствам. Внешним культурным связям в законе был посвящен специальный раздел, в котором подчеркивалось, что  Республике Беларусь принадлежит исключительное право устанавливать и развивать  внешние связи, заключать международные  договоры и соглашения в области  культуры, осуществлять взаимный обмен  достижениями культуры. Предприятия, учреждения и организации культуры, общественные объединения, в том числе и  творческие союзы, получили право самостоятельно заключать договоры (контракты) с  иностранными юридическими и физическими  лицами на любые формы сотрудничества в сфере культуры. С целью преодоления остаточного принципа в финансировании культуры Законом предусматривалось выделение на эту сферу не менее 3,0 % государственного бюджета республики. Была намечена разработка целого ряда других законодательных актов в сфере культуры, конкретизирующих положения Закона о культуре. Обеспечение свободного взаимодействия культур было названо в качестве одного из восьми приоритетов внешней политики республики во время выступления министра иностранных дел Беларуси П. Кравченко на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (октябрь 1991 г.). В частности, в выступлении главы внешнеполитического ведомства подчеркивалось, что Республика Беларусь будет принимать более активное участие в формировании культурного базиса и наследия Европы и мира, перестраивать свои взаимоотношения с соседями на основе непреходящих культурных ценностей и идеалов, общих традиций духовной жизни. Значительный прогресс в первой половине 90-х гг. наметился в развитии связей республики с белорусской диаспорой, носивших в основном культурный характер. В 1993 г. правительством Беларуси была утверждена государственная программа "Белорусы в мире", которая действовала с 1993 по 1997 г. Для разработки и выполнения ежегодного плана по реализации программы в структуре Министерства культуры был создан Координационный совет по работе с белорусским зарубежьем. В разработку программ, концепций зарубежного сотрудничества включились министерства и ведомства страны, предприятия, учреждения, творческие союзы, другие общественные организации. Развитие договорно-правовой базы международных культурных отношений стало приоритетным направлением деятельности Министерства культуры Республики Беларусь, за которым была закреплена роль координатора культурного обмена. В октябре 1995 г. на заседании коллегии Министерства культуры и печати была обсуждена Концепция развития международных связей. В документе были сформулированы цели и задачи развития международного культурного сотрудничества, которые Министерство видело прежде всего в содействии взаимообогащению культурной жизни народов Беларуси; ознакомлении мировой общественности, прежде всего стран Европы, с искусством республики; интеграции белорусской культуры и искусства в духовную жизнь мира, в европейское и мировое информационное пространство, международный книжный рынок. Осенью 1997 г. Министерство культуры Республики Беларусь приступило к разработке проекта государственной национальной программы "Культура". В проект, завершение подготовки которого предварительно намечалось на конец 1998—начало 1999 г., было включено двенадцать разделов, в каждом из которых предусматривалось решение конкретных задач в сфере культуры (укрепление материально-технической базы, подготовка кадров, информатизация учреждений культуры, развитие внешних культурных связей и т. д.). Промежуточное обсуждение проекта состоялось на парламентских слушаниях, проведенных Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 июня 1998 г. Однако в силу ряда причин разработка программы неоправданно затянулась, ее статус неоднократно менялся и к моменту публикации статьи она не вступила в силу. На создание позитивного образа Беларуси на международной арене направлена Государственная программа информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Ее разработка началась по решению Президиума Совета Министров Республики Беларусь в декабре 1997 г. Министерством иностранных дел совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. В программе, вступившей в силу в сентябре 1998 г., отмечалось, что выпуск и распространение за рубежом информационных, справочных, а также аналитических материалов о Республике Беларусь не удовлетворяет потребительскому спросу. В документе была подчеркнута необходимость подготовки и издания сборников, брошюр, буклетов, справочников, альбомов, а также производства кино- и видеопродукции на английском, французском, немецком языках. Специальный раздел программы посвящен внедрению новейших информационных технологий, размещению официальной информации о Республике Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.

 

Создание договорно-правовой базы международного культурного сотрудничества Беларуси

Важным направлением реализации внешней культурной политики Республики Беларусь является расширение международной  договорно-правовой базы культурного  сотрудничества. В процессе заключения межгосударственных двусторонних соглашений, договоров с международными организациями  формировались приоритеты, брались  взаимные обязательства в области  культурных связей. В 90-е гг. Беларусь заключила ряд соглашений с авторитетными международными организациями, подписала важнейшие международные конвенции в сфере культуры. В 1993 г. Беларусь присоединилась к Европейской культурной конвенции, в 1992 г. получила статус специально приглашенной страны в Совете Европы, в 1993 г. подписала Конвенцию стран Черноморского региона о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации, в 1995 г. заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом и его членами, в 1996 г. вступила в Центрально-Европейскую инициативу. Важной составной частью международного культурного сотрудничества Беларуси на государственном уровне оставалось участие республики в деятельности ЮНЕСКО. После провозглашения независимости республики контакты с ЮНЕСКО значительно активизировались и стали более национально ориентированными. Из инициатив, реализуемых ЮНЕСКО в последние годы с участием Беларуси, можно выделить Программу "ЮНЕСКО — Чернобыль", направленную на широкое информирование мировой общественности о последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, мобилизацию средств для гуманитарной помощи пострадавшему населению. Основные принципы Программы были подписаны в январе 1991 г. Генеральным директором ЮНЕСКО и постоянными представителями СССР, Украины и Беларуси при штаб-квартире этой международной организации в Париже. В рамках Чернобыльской программы проводились благотворительные концерты и выставки, другие мероприятия, среди которых можно выделить сольные выступления Монсерат Кабалье и Барбары Хендрикс в Большом государственном академическом театре оперы и балета Беларуси, совместные концерты в Минске Литовского симфонического оркестра и хора Парижской оперы, выпуск французским модельером Пьером Кардэном специальных медалей, презентация и продажа которых не только принесли значительные средства на чернобыльские программы, но и содействовали большей информированности общественности. В 1989 г. Беларусь присоединилась к Конвенции ЮНЕСКО об охране мирового культурного и природного наследия, что дало ей право предлагать Комитету мирового наследия ЮНЕСКО находящиеся на территории республики культурные и природные объекты для включения в соответствующий реестр мирового наследия. Республика Беларусь представлена в этом списке национальным парком "Беловежская пуща" (1992), имеющим также статус биосферного заповедника ЮНЕСКО. Национальная комиссия Беларуси по делам ЮНЕСКО проводила активную работу по включению в перечень культурного наследия и других историко-архитектурных и природных объектов республики. Приоритет в этом плане отдавался Мирскому замку — архитектурному памятнику ХV столетия. Белорусской стороне удалось включить Мирский замок в план реставрационных работ на 1996 г., финансируемых ЮНЕСКО в рамках программы "Развитие стран Центральной и Восточной Европы" (ПРОЦВЕ). Авторитетная международная организация направила на реставрационные работы в Мирском замке около 30 тыс. дол. США. В соответствии с Программой-меморандумом о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и ЮНЕСКО Комитетом по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры республики был разработан белорусский вариант специального проекта "ЮНЕСКО — Мирский замок". Проектом предполагалось создание на базе Мирского замка Центра культурного сотрудничества, который мог бы функционировать под эгидой ЮНЕСКО. Однако по различным причинам принятие проекта было отложено на неопределенное время. Представители Беларуси проводят регулярные консультации о включении в один из проектов ЮНЕСКО "Мир барокко" ряда известных архитектурных памятников, как-то: Витебской ратуши, Софийского собора в Полоцке, Фарного костела в Гродно, дворца в Ружанах, иезуитских и бернардинских комплексов в Минске, монастырского комплекса картезианцев в Березе. Остаются без ответа и эти инициативы. Одной из причин медленного продвижения белорусских предложений в ЮНЕСКО являются финансовые трудности обеих сторон, проблема уплаты взноса Беларуси в бюджет этой международной организации. Важным этапом для международного открытия Беларуси стало ее присоединение в октябре 1993 г. к Европейской культурной конвенции (1954). Это событие позволило получить доступ ко многим общеевропейским программам в области культуры, образования, спорта, средств массовой информации. В рамках проектов Совета Европы Республика Беларусь получила определенные средства на стажировки, международные семинары, конференции и т. д. Так, за неполные пять лет (сентябрь 1992—декабрь 1996 г.) в мероприятиях, проводимых под эгидой Совета Европы, приняли участие более трехсот белорусских представителей. Совет Европы участвовал в организации и финансировании международного семинара ИКАМОС по проблеме охраны парков и ландшафтов (май—июнь 1995 г., Несвиж), международного семинара "Трансрегиональные и интернациональные аспекты культурной политики" (октябрь—ноябрь 1996 г., Минск), международного семинара-презентации программы "Культурные пути через Беларусь" (сентябрь 1995 г., Полоцк). Вместе с тем отсутствие привлекательных для обеих сторон предложений, финансовые трудности не позволяли углубить сотрудничество молодого государства с Советом Европы. Серьезным препятствием в контактах с этой европейской структурой стало исключение в 1996 г. Беларуси из числа специально приглашенных стран Совета Европы, хотя участие республики в Европейской культурной конвенции приостановлено не было. С июня 1994 г. Беларусь является ассоциированным, а с июня 1996 г. полноправным членом регионального объединения Центрально-Европейской инициативы, созданного в 1989 г. странами Дунайско-Адриатического субрегиона с целью расширения экономического, культурного и политического сотрудничества государств Центрально-Европейского региона. Республика Беларусь сотрудничает и с другими международными организациями, хотя во многих случаях контакты ограничиваются в основном официальной перепиской и участием белорусских представителей в организационных встречах.

 

Наряду с расширением  сотрудничества с международными организациями  в 90-е гг. были предприняты усилия по налаживанию культурного сотрудничества с отдельными странами, прежде всего  Центральной и Западной Европы. К  концу 1999 г. Республика Беларусь подписала 25 двусторонних международно-правовых актов, регулирующих отношения в  области образования, культуры, искусства, средств массовой информации, спорта и туризма, в том числе со Словенией (1991), с Болгарией (1993), Словакией (1994), Германией (1994), Соединенным Королевством, Румынией (1995), Югославией (1996), Италией (1996), Республикой Кипр (1997) и т. д. Наиболее активные действия по формированию договорно-правовой базы в культурной сфере осуществлялись с Польшей. Республика Беларусь и Республика Польша подписали ряд важных соглашений, в том числе Декларацию Правительства  Республики Беларусь и Правительства  Республики Польша о сотрудничестве в области культуры, науки и  образования (1992), Соглашение о сотрудничестве в области туризма (1993), Соглашение о сотрудничестве в области охраны историко-культурного наследия (1995), Соглашение о сотрудничестве в области  культуры, науки и образования (1995), Протокол о сотрудничестве между  Министерством культуры Республики Беларусь и Министерством культуры и искусства Республики Польша на 1997 г. (1997). С целью более эффективной  организации культурного сотрудничества, подготовки рекомендаций правительствам двух государств, решения других важных вопросов взаимодействия в 1993 г. была создана  белорусско-польская консультационная комиссия по делам историко-культурного  наследия. Аналогичная комиссия была создана в 1995 г. с Германией. Кроме  соглашений, непосредственно касающихся культурного сотрудничества, проблематика культурных обменов включалась в  широкомасштабные межгосударственные договоры. К примеру, в договоре, подписанном между Беларусью  и Францией в 1996 г., несколько статей были посвящены организации культурного  сотрудничества. Предполагалась их конкретизация  в дополнительных межведомственных соглашениях и рабочих программах. Однако в силу политических разногласий  этот договор не вступил в силу, как и многие другие международные  соглашения, которые либо не вступили в силу, либо были прекращены по инициативе зарубежных партнеров.

 

Протокол о сотрудничестве с Польшей стал одним из последних  международных соглашений, заключенных  Республикой Беларусь с государствами  Центральной и Западной Европы. Министерство культуры Беларуси неоднократно обращалось к соответствующим структурам европейских  государств с предложением о дальнейшей разработке межведомственных соглашений. Однако по причинам политического характера  со стороны зарубежных партнеров  эти обращения не получили положительного ответа.

 

Расширение системы  участников международного культурного  обмена Беларуси

Наряду с формированием  законодательной и договорно-правовой основы культурного обмена Беларуси с другими странами произошло  значительное расширение числа субъектов  международного культурного сотрудничества. Свое место в международном культурном обмене искали местные органы государственной  власти, общественные организации, коммерческие структуры, творческие коллективы, отдельные  граждане Беларуси. В последнее десятилетие были сделаны определенные шаги по восстановлению региональных связей Беларуси со странами Центральной Европы, разрушившихся в конце 80-х гг. в результате распада "восточного блока". В 1995 г. руководство Гродненского облисполкома заключило соглашения о развитии приграничных хозяйственных и культурных связей с властями Сувалковского (февраль 1995 г.) и Белостокского (март 1996 г.) воеводств. В марте 1996 г. было подписано Соглашение между управлением культуры Гродненского облисполкома и отделом культуры, спорта и туризма воеводской управы в Белостоке о культурном сотрудничестве на 1996—1998 гг. В июне 1999 г. по итогам визита в Брест руководителя воеводского сейма Люблинского воеводства была создана рабочая группа по подготовке Соглашения о сотрудничестве между Брестской областью и Люблинским воеводством. Во второй половине 90-х гг. подписаны соглашения о сотрудничестве между Минской и Русенской областями, между Могилевом и Габровом, другими регионами Беларуси и Болгарии. Расширившиеся возможности административно-территориальных образований в сфере международного сотрудничества были законодательно закреплены в Законе Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" (февраль 1991 г.). В новой редакции Закона от 10 января 2000 г. зафиксировано право местных органов власти участвовать в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных, реабилитационных центров, других организаций. Провозглашение независимости Беларуси открыло новый этап в развитии партнерских связей городов республики. Городские власти получили право самостоятельно принимать решения об установлении и прекращении партнерских связей. Для координации расширяющихся связей в 1993 г. по инициативе Белорусского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами была создана Белорусская ассоциация породненных городов (БАПГ), в 1996 г. получившая юридический статус. Наиболее активные контакты осуществлялись с Германией. Были проведены три конференции городов-партнеров Беларуси и Германии (1994, 1998, 1999). Количество городов республики, имеющих партнеров за рубежом, продолжает постоянно увеличиваться. Так, в 1998 г. уже 27 городов осуществляли постоянные связи с 93 городами 24 стран мира, в том числе Минск имел 10 зарубежных партнеров, Брест и Речица — 7, Гомель — 6. В настоящее время руководители практически всех городов и районных центров Беларуси стремятся к установлению и расширению партнерских связей. В правление БАПГ в 1998 г. поступило около 460 заявок от белорусских городов на породнение с городами 22 стран мира. Предпочтения в выборе потенциальных зарубежных партнеров распределились следующим образом: 34 — Россия, 24 — Болгария, 21 — Украина, 12 — Германия, 10 — Польша, 8 — Италия, 6 — Чехия и др. Характерной чертой международных культурных связей Беларуси на современном этапе стало расширение участия в них неправительственных организаций. Активно действуют на международной арене как традиционные организации, имеющие многолетнюю историю (Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами (БЕЛОД), Белорусский комитет защиты мира (БКЗМ), творческие союзы республики), так и созданные в последние годы новые общественные формирования (Объединение белорусов мира "Бацькаўшчына", Международная ассоциация белорусистов, другие организации, фонды, исследовательские центры). Наиболее влиятельным среди общественных организаций остается БЕЛОД, в составе которого действует более тридцати национальных обществ дружбы с отдельными странами. Общество обладает широкими зарубежными связями, высококвалифицированным аппаратом, многочисленным активом. Немаловажную роль играет и тот факт, что БЕЛОД сумело сохранить за собой расположенный в центре белорусской столицы Дом дружбы, являющийся одним из наиболее удобных помещений для проведения небольших по количеству участников культурных акций. Новым явлением в культурном пространстве Беларуси стала активная деятельность представительств международных структур, зарубежных государственных и неправительственных организаций и фондов. Главной целью культурно-информационной деятельности зарубежных учреждений в республике является формирование позитивного представления о своих странах, о культуре проживающих в них народов. Эти структуры, как правило, имеют продуманную программу действий, обеспеченную относительно стабильным финансированием. Сотрудники зарубежных и международных представительств хорошо ориентируются в культурной жизни Беларуси, проявляют большое внимание к талантам и новым явлениям в литературе и искусстве. Активную работу в культурном пространстве Беларуси проводят общественные и государственные структуры Германии. Одной из наиболее влиятельных организаций этой страны является Институт Гёте. В настоящее время 127 представительств Института в 76 странах занимаются популяризацией немецкого языка и реализацией многочисленных проектов в сфере культуры и образования. Представительство Института Гёте начало свою работу в Минске летом 1993 г. с приездом в Минск его директора В. Багальянц, хотя официальное открытие Института состоялось только в ноябре 1996 г. К своей деятельности эта немецкая структура широко привлекает граждан республики, представителей белорусской литературы и искусства. Поэтесса О. Ипатова отметила: "Институт имени Гёте стал неотъемлемой частью нашей жизни за последние годы" [10]. Представительство Института Гёте обладает хорошей информационно-технической базой, позволяющей белорусским гражданам получить разнообразные сведения о Германии, вплоть до расписания железнодорожного и воздушного транспорта. К услугам посетителей библиотеки Института в 2000 г. предлагалось около 6000 книг по различной тематике, 460 видеозаписей (художественные фильмы, спектакли, документальные фильмы и т. д.), большое количество компакт-дисков, аудиозаписей, других материалов. В сентябре 1994 г. в белорусской столице начал работу Минский международный образовательно-культурный центр, являющийся совместным германо-белорусским проектом. Центр стал инициатором многих программ и проектов, в том числе в культурной сфере. С начала работы этого учреждения в его мероприятиях приняло участие более 40 тыс. белорусских и зарубежных граждан. Большую культурную работу в республике проводило посольство Франции. Осенью 1996 г. по инициативе французского посольства в библиотеке им. Пушкина в Минске был открыт франко-белорусский культурный центр. Успехом у жителей Беларуси пользуются регулярные ретроспективы французских фильмов. С 1992 по 2000 г. отдел культуры посольства совместно с ассоциацией "Киноклуб" осуществили более 40 кинопоказов. При активном содействии французских учреждений в Беларуси была организована серия мероприятий, посвященных творчеству известного уроженца Беларуси Марка Шагала. Проведение многочисленных культурных акций за рубежом является реализацией активной внешней культурной политики Франции. В интервью корреспонденту "Белорусской деловой газеты" (июль 1997 г.) посол этой страны в Минске К. Жолиф, оценивая франко-белорусские отношения, отметил, что лучше всего дела обстоят в культурной области и что это является очень важным, так как культурное сотрудничество — это инвестиции в будущее, позволяющие устанавливать добрые отношения, взаимопонимание и согласие между представителями разных социальных групп обоих государств. Широкомасштабную культурную деятельность в Беларуси осуществляют Информационный центр США, представительства Польского института, Британского Совета, посольства и зарубежные представительства других стран, аккредитованные в Беларуси. Количество культурных мероприятий, проводимых зарубежными представительствами в Беларуси, внимание к ним со стороны белорусской общественности свидетельствуют о том, что в организационном, финансовом плане инициатива в осуществлении культурных контактов все больше переходит к зарубежным партнерам. Активное участие в международных обменах принимают представители белорусской литературы и искусства. Многие белорусские писатели и драматурги нашли почитателей за рубежом. Интересом в мире по-прежнему пользуется творчество В. Быкова. В 90-е гг. его произведения, хотя и в меньшем объеме, чем в предыдущие десятилетия, публиковались в Германии, Болгарии, других странах. Признание во многих странах получила документальная проза С. Алексиевич. Ее произведения "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики", "Последние свидетели", "Зачарованные смертью", "Чернобыльская молитва" отвечали настроениям и переживаниям многих иностранных читателей. Подтверждением мировой известности С. Алексиевич является присуждение ей российской премии "Триумф", премии им. А. Синявского "За благородство в литературе", шведской премии им. К. Тухольского "За мужество и моральное достоинство в литературе", немецкой премии "За лучшую политическую книгу", литературной немецкой премии "За европейское взаимопонимание". Премию "За европейское взаимопонимание" белорусской писательнице в марте 1998 г. во время проведения Лейпцигской книжной ярмарки вручил президент ФРГ Р. Херцог. Как отметил журнал Deutschland, С. Алексиевич "показывает жизнь в условиях советской и постсоветской действительности и пробует разобраться в мыслях и душевном состоянии человека после распада СССР". В 1999 г. она стала лауреатом премии во Франции. В феврале 1999 г. книга С. Алексиевич "Чернобыльская молитва", изданная в этой стране в конце 1998 г., оказалась в списке бестселлеров, заняв по продаже десятое место в общенациональном масштабе. Во время прямого репортажа телевизионный критик М. Полак, рассказывая о книге белорусской писательницы, в буквальном смысле не сдержал слез. В печати появились десятки откликов на творчество С. Алексиевич. Важным событием белорусской культуры стал выход в 1995 г. в Германии поэтического сборника А. Рязанова "Знаки вертикального времени". Перевод осуществила поэтесса Э. Эрб. Книгу подготовил к печати и написал соответствующие комментарии Н. Рандау. В том же году в Германии под названием "Беларусь. Язык, который выстоял" вышел альманах "OSTARA 4". В него вошли произведения поэзии и прозы В. Быкова, А. Кудравца, В. Орлова, А. Глобуса, Н. Арсеньевой, А. Рязанова, Н. Матяш и др. Имеются и другие примеры издания произведений белорусских авторов за рубежом. Заметной фигурой в европейской драматургии 90-х гг. стала белорусский драматург Е. Попова. В 1994 г. ее пьеса "Баловни судьбы" получила главную премию на I Европейском конкурсе в г. Касселе (Германия). Произведения Е. Поповой ставились за рубежом, драматурга приглашали для участия во многих престижных театральных мероприятиях. В 1997 г. ее работа "Маленькие радости живых" была поставлена Дрезденским театром на барже "Дрезденер Бретл". В 90-е гг. отмечался быстрый рост зарубежных поездок представителей белорусского музыкального и хореографического искусства, как профессионального, так и самодеятельного. В период с 1995 по 1999 г. на гастроли, фестивали, другие мероприятия за рубеж только по линии Министерства культуры Беларуси выезжало около 10 200 представителей белорусской культуры и искусства. Тысячи профессиональных и самодеятельных артистов выезжали с выступлениями за пределы страны по другим каналам.

Информация о работе Цивилизация