Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение Челябинского областного краеведческого музея с точки зрения объекта туристского интереса. Задачами исследования являются:
Описать потенциал и возможности музея
Рассмотреть музей с точки зрения объекта туристского интереса
Изучить и проанализировать сегодняшние проекты и деятельность
Выявить перспективы развития музея как объекта туристского интереса
Введение 2
Глава I Челябинский краеведческий музей вчера и сегодня 4
1.1 История создания музея 4
1.2 Музей сегодня 7
Глава II Челябинский краеведческий музей как туристский ресурс 11
2 .1 Туристские ресурсы и туристский интерес 11
2.2 Челябинский областной краеведческий музей как объект туристского интереса 13
Глава III Челябинский областной краеведческий музей сегодняшняя работа и перспективы 16
3.1 Настоящая деятельность, достижения и перспективы 16
3.2 Проекты музея как шаг в развитии 19
Заключение 24
Список источников и литературы 26
С первых дней своего
возникновения музей четко
Посещение музея прививает определенный культурный уровень, без которого немыслим современный гармонично развитый человек. Именно поэтому большое внимание уделяется взаимодействию музея с подрастающим поколением. В музее действует уникальный в своем роде «Детский музей», открывший свои двери первым посетителям в июне 2006 года. Сложилась целая научная дисциплина – музейная педагогика, которая призвана изучать формы музейной коммуникации и использование музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. В Челябинском областном краеведческом музее накоплен богатый опыт общения со школьниками, это основная категория посетителей. Им предлагаются выставки самого разного содержания, музейные праздники, викторины, прочие мероприятия. Некоторые учебные заведения поддерживают постоянные контакты с музеем. Сегодня музей располагает большими возможностями для осуществления образовательного процесса. Экспозиция, построенная на самом современном научном и художественном уровне, освещает разнообразные темы исторического, природоведческого циклов ярко, доступно, наглядно. Подлинные предметы и богатый научно-справочный аппарат позволяют увидеть конкретно даже самые абстрактные и сложноусваиваемые темы.[7] Зрительный образ и яркие впечатления способствуют лучшему пониманию и осмыслению процессов и явлений. Необычность условий проведения учебного занятия в музее стимулирует познавательную активность школьника. Новейшие мультимедийные средства, которые являются диковинкой в музеях России, качественный звук – dolby surround оставят неизгладимое впечатление, позволят преподнести материал соответственно современным запросам школьников. Музейная среда позволяет варьировать объем и сложность информации, способ ее получения в зависимости от склонностей обучающихся и уровня их подготовленности. Наиболее любознательные могут воспользоваться сенсорными киосками, которые дополнят содержание экспозиции, познакомят с краеведческим музеем и его коллекциями. Помимо образовательной, музей традиционно осуществляет и воспитательную функцию. Только в музее можно увидеть подлинные памятники, научиться ценить богатое историческое и природное наследие края. Охватить все богатство и разнообразие музейных сокровищ беглым взглядом невозможно. Необходимо возвращаться сюда снова и снова, чтобы из внимательного изучения отдельных тем и нюансов получить целостное представление об окружающем мире во всем его многообразии. Челябинский областной краеведческий музей предлагает как разовые, так и цикловые программы для школьников, раскрывающие и дополняющие темы учебных курсов. На базе краеведческого музея можно организовать изучение разных предметов, гуманитарных и естественнонаучных, – биологии, географии, мировой художественной культуры, краеведения, истории. Занятия проводят специалисты музея. Основное экспозиционное пространство Детского музея объединяется «Рекой времени» - (стилизованная витрина), в которой размещены экспонаты, соответствующие тематическим зонам экспозиции:
«Первые
жители Южного Урала. Палеонтология. Каменный
век»
В четырех разделах этой зоны представлены
материалы, рассказывающие об обитателях
древнего Уральского океана; о пещерных
святилищах охотников палеолита; природной
среде и первобытном хозяйстве эпохи мезолита,
неолита; об открытиях и изобретениях
человека в каменном веке.
«Южный Урал в бронзовом веке». Разделы зоны рассказывают о материалах и технологиях бронзового века. В центре внимания посетителей материалы представляющие древних металлургов «Страны городов» (укрепленных поселений эпохи средней бронзы).
«Кочевники раннего железного века и средневековья ». Здесь посетители могут получить информацию о предметах вооружения и кочевого быта; представлениях и верованиях кочевников; о взаимодействии кочевников с соседями.
«Традиционная культура башкир». Представлены предметы повседневной жизни башкир. В центре - скульптурная композиция «Быт башкирской семьи».
«Освоение
Южного Урала русскими. Современные
народы края»
В данном разделе представлены костюмные
комплексы основных этносов края XIX –XX
вв., в том числе русские, татарский, нагайбакский,
а также реконструкция формы оренбургского
казака середины XIX века.
«Горнозаводская промышленность. Уральский город». В начале зоны экспонируются минералы и горные породы, представляющие богатство Уральских гор. Центральный образ – панорама города-завода - керамическая композиция, создающая собирательный образ уральского города. Здесь же посетители могут составить представление о заводских технологиях, узнать, что такое «сплав», увидеть панораму города Златоуста начала XX века. Отдельный раздел посвящен православию, представлены предметы культа из фондов музея. Экспозиция построена таким образом, что позволяет посетителям быть не только слушателями и зрителями, но и активными участниками экскурсии. Все тексты в витринах сформулированы как вопросы, что развивает познавательную активность детей. Все желающие могут проверить в действии модели орудий каменного века и убедиться в изобретательности древнего человека. Так же на территории Детского музея имеется «Изба мастерская», где дети знакомятся с традиционными предметами быта ремесла и рукоделия русского человека, пробуют сами выполнять элементарные трудовые операции. Активными участниками экскурсионной деятельности являются воспитанники детской «Театральной студии», которая существует на базе Детского музея с 2006 года. Сотрудники музея делают процесс познания истории края увлекательным, эмоционально насыщенным, что всегда подкупает детей, способствует наилучшему усвоению материала.[6]
Еще один
инновационный проект Челябинского
краеведческого музея – «Музей на крыше.
Челябинск – знаки и символы городского
пространства». Идея принадлежит директору
Владимиру Богдановскому. К ее реализации
музейщики приступили в середине февраля,
и вот с 1 мая начались экскурсии для посетителей. Здание музея было возведено
в самом центре исторической части города,
где около 300 лет назад была построена
Челябинская крепость. С крыши музея открывается
замечательная панорама с видом на старинные
улицы города и современные проспекты,
церкви и мечеть, университеты, театры,
филармонию, торговые и индустриальные
центры, на реку и мосты, которые выполняют
важнейшие градообразующие функции.
На крыше музея была заложена смотровая
площадка (600 кв. м.), на которой создана
экспозиция, позволяющая заглянуть в городское
прошлое, увидеть настоящее с «высоты
птичьего полета» и помечтать о будущем.
Взору посетителей, на фоне современной
панорамы, откроется город в первых фотоснимках.
Панорама современного Челябинска будет
соотнесена и с городской планировкой
начала и середины века. Гости «Музея на
крыше» смогут увидеть работы известного
челябинского художника И.Л. Вандышева,
запечатлевшего на своих полотнах Челябинск
начала XX века. Экспозиция под открытым
небом предваряется вводной частью –
история города Челябинска: от крепости
до современного мегаполиса. Посетители
увидят воочию (по городским планам) изменения,
происшедшие в Челябинске с XVIII до середины
ХХ века. Виталий Грачев представил
макет Челябинской крепости. Подобная
работа - кропотливый труд, требующий знания
археологии. Оценить масштабы современного
городского пространства можно по проекту
Анны Катаевой. Выполненный на деревянной
основе и обтянутый пленкой, с домами из
пенокартона, макет не является статичным
- можно легко вносить изменения. Архитектор
Анна Катаева говорит: "Чем он ценен?
Учтены не только наши изыскания, но и
все проекты архитекторов, которые на
тот момент работали. Сейчас потихоньку
все это реализуется".[8] На экспозиции
представлены уникальные материалы, полученные
в результате археологических исследований
культурного слоя Старого Челябинска
(XVII – XX вв.), единственного города в Урало-Сибирском
регионе, где подобные работы проводятся.
Возможности экспозиции позволят также
проводить различные занятия по фольклорно-энографической
тематике – мастер-классы, интеллектуальные
конкурсы, фольклорные выступления, а
также организовать «последний звонок»,
торжественное вручение паспорта гражданина
РФ, выступления музыкантов. Продумано возведение
конструкции, имитирующей «Сцену» в городском
парке первой половины ХХ века, где обязательно
будет предусмотрена возможность сделать
памятный снимок в интерьере Старого города
на фоне современной панорамы. Оборудована
и зона отдыха – автоматы с напитками
и кресла. Значение создания такого проекта
поистине неоценимо, ведь прикосновение
к нашей общей истории, истории родного
края, также трепетно и ценно, как и просмотр
собственного семейного фотоальбома.[7]
Курсовая выполнена на основе информационных источников непосредственно из самого музея, с официального сайта музея. Был проанализирован материал, раскрывающий как историю, так и сегодняшние облик и потенциал музея.
Рассмотрена и изучена история создания музея, раскрыты фактические данные, связанные с историей комплектования фондов, на основе справочной и энциклопедической литературы.
Приведены факты и данные о сегодняшнем облике музея, демонстрирующие непрерывное, успешное развитие музея в различных сферах. Очевидно, что уникальные экспонаты, всевозможные познавательные выставки, современное во всех отношениях новое музейное здание создают благоприятный имидж музею.
В работу включены данные о текущем состоянии фондов музея и его экспозиций, информация о комплектовании и хранении фондов.
В работу включена теоретическая глава, раскрывающая основные понятия по теме туристских ресурсов и интереса.
Сопоставлены
сегодняшний облик и
Описаны и проанализированы возможности и услуги музея. Рассмотрены и оценены музейные ресурсы, в качестве средств удовлетворения туристских потребностей. Рассмотрев экспозиционную и выставочную деятельность можно утверждать, что все выполняется на высоком уровне, с учетом всех современных требований и технологий.
Приведены факты и данные о сегодняшней работе музея, о его инновационных проектах, демонстрирующих непрерывное, успешное развитие его в различных сферах. Очевидно, что современные технологии благотворно влияют на способы изложения материала и донесения его до посетителя. Большинство таких методик и технологий направлено на улучшение усвоения информации детьми.
Проанализированы и отмечены достижения, награды и звания музея.
Выявлены, обозначены и обоснованы основные перспективы в развитии и в дальнейшей деятельности.
Отдельно и подробно рассмотрен уникальный проект «Детский музей», способный заинтересовать детей различных возрастов, с различными запросами и потребностями, способный привить им знания и любовь к родному краю. Анализ образовательной функции музея, показал, что в этом направлении деятельности музей ждет большой успех, и уже сегодня музей может гордиться постоянным сотрудничеством с образовательными учреждениями г.Челябинска.
Информация о работе Челябинский областной кравеведческий музей