Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 01:45, реферат
В настоящей работе постараемся проанализировать основные подходы в понимании культуры и раскрыть их сущность, определить содержание культуры и ее функции.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Культура как социальный феномен: анализ основных подходов……. 4
1.1 Культура как специфический способ человеческого бытия…….. 4
1.2 Философский подход………………………………………………. 5
1.3 Антропологический подход……………………………………….. 8
1.4 Социологический подход………………………………………….. 12
Заключение……………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ДВПИ им. Куйбышева)
(ДВГТУ)
Кафедра
социологии и социальной работы
Человек
в системе культуры
Владивосток 2010
Введение………………………………………………………… |
3 | ||
1 | Культура как социальный феномен: анализ основных подходов……. | 4 | |
1.1 | Культура как специфический способ человеческого бытия…….. | 4 | |
1.2 | Философский подход………………………………………………. | 5 | |
1.3 | Антропологический подход……………………………………….. | 8 | |
1.4 | Социологический подход………………………………………….. | 12 | |
Заключение…………………………………………………… |
15 | ||
Список использованной литературы………………………………………... | 17 |
Содержание
Введение
В мировой и отечественной литературе насчитывается несколько сотен подходов и решений в отношении такой категории, как культура.
В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры – понятия, связанные с трудом крестьянина. В ХVIII в. для европейцев культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.
Но
антропологи в ХХ в. придали слову
иное значение. У австралийских аборигенов
или африканских бушменов, живущих
по первобытным законам, нет ни оперного
театра, ни картинной галереи. Но у
них есть то, что объединяет их с
самыми цивилизованными народами мира,
- система норм и ценностей, выраженная
через соответствующий язык, песни,
танцы, обычаи, традиции и манеры поведения,
с помощью которых
В
настоящей работе постараемся проанализировать
основные подходы в понимании
культуры и раскрыть их сущность, определить
содержание культуры и ее функции.
1 Культура как социальный феномен: анализ основных подходов
1.1 Культура как специфический способ человеческого бытия
Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия «культура». Их даже трудно все перечислить.
Если отвлечься от философских и научных определений понятия культуры, то можно выделить несколько аспектов культуры как способа или сферы человеческого бытия.
1.
Культура появляется там и
тогда, где и когда люди, обретая
человеческие черты, выходят
2.
Культура возникает и
3.
Культура порождает и «
4.
Культура представляет собой
мыслимый и немыслимый
5.
Культура есть способ и
6.
Культура есть способ и
7. Культура есть способ и результат проникновения человека в иные миры - мир природы, мир божественного, миры других людей, народов и общностей, в рамках которых он себя осуществляет.
Можно продолжить перечисление характеристик и качеств культуры, так и не исчерпав до конца все богатство ее содержания.
На сегодняшний день следует различать несколько подходов к изучению культуры – философский, антропологический, социологический и комплексный, или интегративный подход.
Далее
попытаемся выделить и обосновать системные
определения культуры, сложившиеся в различных
областях социального знания.
1.2 Философский подход
Философский подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры. Как известно, философ рассматривает любое явление с точки зрения целостности и сущего, всеобщего и ценностно-рационального (или субъективно-осмысленного). Философский анализ в отличие от научного познания включает в себя мыслительные процедуры, позволяющие выразить изучаемый предмет в предельно широких категориях, а также сквозь призму несвязанных между собой частей - идеального и реального, естественного и искусственного, субъективного и объективного и т.д.
Философы и мыслители всех времен пытались определить смысл или основное предназначение культуры и только немногие из них приблизились к ее истинному пониманию. Для одних культура — это известное в мире неизвестного, «луч света в темном царстве». Для других ее смысл заключается в бесконечном самосовершенствовании человеческой природы, непрерывном оснащении людей материальными, интеллектуальными и духовными средствами.
Приведем
лишь некоторые из наиболее известных
определений культуры, встречающиеся
в современной философской
Попытки отдельных философов свести культуру к внешним благам и состояниям людей ничего не дали. Она «возделывает» не только физическую природу, но и человека изнутри, хотя и при помощи материальных или символических посредников. В этом смысле культура есть самопроявление и самораскрытие человеческой природы в предметах материального и духовного мира. Без этого трудно понять сущность культуры.
Как показывают отечественные исследователи, философское изучение культуры предполагает устремление к фундаментальным основаниям человеческого бытия, к глубинам самосознания народа. В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия «культура».
1.
Культура есть «вторая природа»
В философской литературе делаются попытки указать существенные признаки, позволяющие зафиксировать качественное отличие культуры от природы. Ее появлению способствовали, по мнению П.С. Гуревича, использование огня и орудий, возникновение речи, способы насилия над собой (табу и другие ограничения), образование организованных сообществ, формирование мифов и образов. Деятельность при этом рассматривается как своего рода посредник между природой и культурой. Именно в деятельности и посредством нее люди приспосабливают и преобразуют мир природы, превращая его в мир культуры.
2.
Некоторые философы и ученые
идут дальше в своем понимании
культуры, заявляя, что последняя
есть не что иное, как способ
развития и саморазвития
Однако, нельзя сводить все многообразие проявлений культуры к одному лишь личностному началу или аспекту истории. Тем самым производится подмена одного понятия («культура») другим, не менее общим по своему содержанию («личность»). Личность и культура - не только однопорядковые, но и взаимодополняемые понятия, выражающие разные, хотя и взаимосвязанные стороны социальной реальности. Личностный аспект исторического процесса имеет вполне самостоятельное значение, его нельзя сводить к содержанию культуры, и, наоборот, развитие культуры не определяется однозначно личностным существованием человека в мире. «Культура, охарактеризованная в самом общем виде, есть, следовательно, развитие человека как родового, то есть сознательного, творческого, самодеятельного, существа».
Две следующие интерпретации связаны с представлением культуры как определенного состояния или качества деятельности.
3. Культура рассматривается как специфически человеческий, надбиологически выработанный способ деятельности, а также как технология ее осуществления, то есть то, как и каким образом человек реализует свою деятельностную сущность. Следовательно, культура в данном контексте производна от деятельности. Она охватывает не только то, что творит человек, но и то, как он это создает, то есть способы его деятельности. Причем последнее имеет решающее значение. Деятельность есть последнее основание культуры; культура созидается, существует и воспроизводится в деятельности.
4.
Культура есть особая