Человек будущего в утопиях различных времен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:06, реферат

Описание работы

Будущее всегда имело очень специальное место в философии и, в общем, в людском разуме. Это поистине большое место потому что люди нуждаются в предсказаниях того, что же с ними произойдет. Возможно по возможности поспорить, что развитием людского мозга будет в большой части развитие в познавательных способностях обязательно для того, чтобы прогнозировать будущее, то есть абстрактные воображение, логика и индукция.
Воображение позволяет нам "видеть" правдоподобную модель.
Логически рассуждение позволяет предсказать неизбежные последствия действий и ситуации и поэтому даёт полезную информацию о будущих случаях.

Содержание

Вступление
Что такое утопия
Человек будущего в представлениях различных времен
Древний мир
Представления о будущем в Средние века
ХХ-й век
Современность
Афоризмы о человеке будущего
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Человек будущего в утопиях различных времен.docx

— 55.33 Кб (Скачать)

       Во-первых, речь  идет  о  полном   удовлетворении   рациональных, разумных потребностей,  имеющих объективную основу. Они связаны с тем, что общество в состоянии дать личности.  Субъективные,  оторванные  от реальности потребности могут быть, с точки зрения личности, разумными, но в принципе неудовлетворимыми по самому своему характеру. Разумность личных  потребностей  состоит  не только в том,  чтобы не требовать от общества то,  что оно не может дать,  но и в том, что предметы личного потребления  и сам процесс потребления не будут выражением социального статуса и социального  неравенства.  Не  будет предметов потребления высшего и низшего сорта,  низкокачественных и высококачественных,  для бедных и для богатых и т.п.  Вовторых, имеется в виду  удовлетворение потребностей всесторонне и гармонически развитых людей,  людей высокой культуры  и  сознательности,  для   которых   определяющая   жизненная потребность - труд, а не накопительство.

       При научном анализе структуры   людских  потребностей  выясняется, что  материальных  благ  человеку  надо  не  так уж  и много:  всюду вырисовываются  четко  очерченные  пределы   рационального   оптимума, отступления  от которого дорого обходятся и личности и обществу.  Иное дело - беспредельные по самому своему характеру духовные  потребности, которые обогащают материальные высоким нравственным смыслом. Но ведь и возможности  их  полного  удовлетворения  на  каждом  этапе   развития коммунистического общества тоже беспредельны.

       Для коммунизма будет характерна  высокая материальная  и духовная культура  быта.  Здесь  речь идет не только и не столько о комплексной механизации,  автоматизации,  компьютеризации  домашнего  хозяйства  в современном благоустроенном доме или квартире, хотя и это немаловажно, ибо позволяет в несколько раз  сокращать  продолжительность  домашнего труда,  существенно облегчая его.  Главное - содержание быта,  включая досуг.  Бесконечный отупляющий домашний труд, погоня за вещами, разные способы  "убиения"  своего свободного времени не имеют ничего общего с коммунистической  культурой  быта,  досуга.  И   наоборот,   радостный творческий труд,  приобщение к сокровищам культуры человечества,  свой личный,  пусть небольшой вклад в эту культуру,  содержательный отдых - все это черты коммунистической культуры быта, досуга. Свободное время, поставленное на службу единым  интересам  общества  и  личности,  даст возможность каждому человеку всесторонне развивать и использовать свои способности,  удовлетворять потребности  в сфере культуры,  занятиях спортом, здоровом отдыхе, общении и т.д. Коммунизм  -  это  общество,  где  не будет классов,  где будет осуществлен принцип полного социального равенства.

  Однако  нельзя представлять коммунизм как общество,  которое уравнивает людей, чем так часто пугает обывателя антикоммунистическая пропаганда. Чем богаче связи личности,  чем больше у нее возможностей для общения, тем менее она обособляется.  Социальный прогресс должен осуществляться без  всяких  привилегий  для одних и ограничений для других при равных для всех возможностях  на  основе  более  высокой  ступени  социальной справедливости.  Таков  смысл  положения  К.  Маркса  и  Ф.  Энгельса: "Свободное развитие  каждого является условием  свободного  развития всех".

       Полное социальное равенство   приведет  к  всестороннему  расцвету творческой  индивидуальности.  На  основе товарищества и коллективизма будет   развиваться   здоровое   соревнование.    Индивидуалистическое обособление   личности  сменится  коллективистским  утверждением.  Чем богаче  личность,  тем  разностороннее ее  жизненный опыт,   и   чем гармоничнее она будет развиваться,  тем более полным будет процветание общества.

       Утверждение полного    социального   равенства   в   общественных отношениях между людьми  оздоровит  и  облагородит  психологический  и нравственный  климат,  будет способствовать окончательному искоренению антиобщественных  явлений.  Эта  характеристика  не   требует   особых комментариев.   Ясно,  что  преступность,  различные  виды  извлечения нетрудовых доходов,  алкоголизм,  наркомания и другие антиобщественные явления того же порядка несовместимы с коммунизмом.

       Особо необходимо сказать о  полной гармонии интересов  личности  и общества.   Эта  качественная  характеристика  закладывается еще при социализме морально-политическим единством  народа,  но,  естественно, может получить полное развитие лишь в условиях коммунизма,  в условиях бесклассового общества с изобилием материальных  и  духовных  благ,  с полным   социальным   равенством   и   справедливостью,  с  высочайшей сознательностью всех его членов.

       При коммунизме  произойдет окончательное преодоление существенных социальных различий между городом и деревней,  физическим и умственным трудом. Здесь необходимо сделать важное уточнение - существенных. Речь идет не  о  том,  чтобы  превратить  города  и  деревни  в  одинаковые поселения,    заменить   физический   и   умственный   труд   каким-то фантастическим третьим.  Имеется в виду оптимизация градостроительства таким   образом,   чтобы   избежать   противоестественного   скопления гигантских масс людей  в  крупных  городах.  Городским  жителям  будет обеспечен  широкий  доступ к природе,  к зелени,  чистая вода и чистый воздух,  пешеходная доступность мест работы,  досуга и развлечений.  В свою  очередь,  сельским жителям обеспечивается широкий доступ ко всем благам городской цивилизации,  высокий уровень благоустройства  жилищ, культурно-бытового    обслуживания.    Точно    так    же   произойдет последовательная интеллектуализация всех видов труда и в результате  - органическое    соединение   в   содержании   производственно-трудовой деятельности людей элементов физического и умственного труда.

       Победа коммунизма  во  всемирном  масштабе создаст все необходимые материальные и духовные предпосылки для слияния наций. На всей планете постепенно    сложится   общее,   развивающееся   по   единому   плану коммунистическое   хозяйство,    обеспечивающее    невиданную    ранее экономическую  общность  людей.  Сформируются  общие  черты  духовного облика  людей,  впитавших  все  самое  лучшее  от  национальных   черт характера  каждого  народа.  Возникнет общий язык,  единое  средство общения у всех людей.  Человечество составит единый коллектив,  единую братскую общность, свободную от антагонистических противоречий.

       С объединением человечества  исчезнут все войны и конфликты. Будут упразднены:  армия  и  милиция и им подобные институты угнетения.  Все силы общества,  расходовавшиеся на создание военных машин,  содержание не  занятых  полезным трудом огромных армий и политическую пропаганду, будут  брошены  на  устройство  жизни  и  развитие  научных  знаний  в интересах всего человечества.

       С утверждением  бесклассового   коммунистического   общества,   не знающего   политики   и   государства,   люди   сами  будут управлять общественными  делами.  На  смену  государству  придет  неполитическое общественное   самоуправление,  при  котором  общественными  делами  в основном  будут  управлять  сами  жители  Земли,  на  основе   Системы Всемирного   Голосования.  Все  важные вопросы будут выноситься  на всеобщее обсуждение  и  голосование.  Система  Всемирного  Голосования обеспечит  непрерывный учет взглядов,  устремлений,  пожеланий каждого человека и их динамичное тактическое  и  стратегическое  согласование.

  Всемирные  голосования  (получение четкого решения каждого человека по четко сформулированной проблеме),  будут проходить на  основе  Мировой Компьютерной Сети.

       Общественной основой будущего коммунистического  общества  станут Советы   (например:  Совет  Экономики, Совет Чести и Права,  Совет Здоровья,   Совет   Звездоплавания,   Совет   Наук,   Совет   Всеобщих Усовершенствований,  Совет Образования,  и т.д.) и Академии (например: Академия Производительных  Сил,  Академия  Стохастики  и Предсказания Будущего,  Академия  Психофизиологии Труда,  Академия Пределов Знания, Академия Горя и Радости и т.д.).  Каждый большой вопрос будет  открыто изучаться  миллионами ученых в тысячах научных институтов.  Результаты будут доводиться  до  всеобщего  сведения,  для  проведенья  всемирных голосований.  Мелкие  вопросы  и  решения  по  ним  будут  приниматься соответствующими    институтами,    даже    отдельными    людьми,    а координироваться  Советами  по  главным направлениям экономики.  Такая система социальных структур  обеспечит наиболее  полное  согласование целей и интересов всего общества.

       В системе Советов и  Академий,  не  будет  главного  управляющего органа.  По надобности,  в чрезвычайных обстоятельствах,  власть будет брать по своей  компетенции  один  из  Советов.  Например,  Экономики, Здоровья,   Чести   и   Права,   Звездоплаванья.   Распоряжения  будут проверяться Академиями.

       В коммунистическом  обществе  будут созданы надежные Охранительные Системы  Общества,   позволяющие   избежать   деспотизма   и   обмана, контролирующие  Мировую  Компьютерную  Сеть  и  научные  исследования, осуществляющие психологический надзор и  т.д.  Необходимость  подобных систем трудно недооценить,  достаточно вспомнить историю человечества, которая содержит немало трагичных  примеров,  когда  одна  фанатичная, неполноценная личность могла топить в крови и страданиях целые народы.

       Наконец, качественный  показатель,  как бы   интегрирующий   все предыдущие:  всестороннее развитие личности, гармонически сочетающей  себе духовное богатство,  моральную чистоту и физическое совершенство.Этот   показатель   -  особый.  Если  первая  из  перечисленных здесь характеристик -  начальная,  ключевая, то  данная  -  заключительная, конечная,    ибо   характеризует   конечную   цель   коммунистического строительства и  самоцель  развития  коммунистического  общества.  Все остальное  - и производительность труда, и изобилие,  и равенство,  и справедливость  -  суть  не  самоцель, а условия для всестороннего развития  личности  всех и каждого.  Даже служение обществу,  служение человечеству, служение делу коммунизма как высший смысл жизни человека диалектически  ведет опять-таки к всестороннему развитию личности в ее полной гармонии с коммунистическим обществом.  *"Все во имя  человека, все для блага человека" - таков девиз коммунизма*.

       Великий русский писатель Иван  Ефремов,  считал что: "Самое важное во всех поисках, стремлениях, мечтах и борьбе - это человек. Для любой цивилизации,  любой  звезды,  целой  галактики  и   всей   бесконечной Вселенной главное - это человек,  его ум,  чувства, сила, красота, его жизнь!

       В счастье,   сохранении,   развитии  человека  -  главная задача необъятного будущего после победы над Сердцем  Змеи,  после  безумной, невежественной   и   злобной   расточительности  жизненной  энергии  в низкоорганизованных человеческих обществах".

       Таковы основные    качественные   показатели   -   характеристики коммунистического  общества.  Качественные   характеристики   будущего коммунистического общества - не догма, не предсказание, а приглашение к  размышлению  и  действиям,  касающимся  жизненной  позиции  каждого человека. 
 

 

  2/4

  Современность 

  Идеи современных  представлений о человеке будущего начинают появляться еще с расцветом  научной фантастики в первой половине XX века.  Научная фантастика в этот период стремилась «предсказать», предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Действие книг научной фантастики часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями.

  Главным героем научной фантастики оказывался эволюционирующий, развивающийся человек. Недаром возникновение собственно научной фантастики совпало с  духовной революцией в западноевропейском обществе, вызванной выходом книги  Ч.Дарвина Происхождение видов путем естественного отбора (1859). Даже когда позже на страницах научно-фантастических романов замелькали могущественные инопланетяне, авторы научной фантастики подразумевали, что обитатели иных миров когда-то находились на той же стадии развития, что и люди, но просто сумели раньше «эволюционировать» до более высокого уровня развития.

  Фантастика  стала рассматривать будущее  человека в различных направлениях:

  Космические путешествия – тексты о полетах землян сначала к ближайшим планетам Солнечной системы, затем – к ближайшим звездам, и, наконец – к иным Галактикам. В этот же раздел попадают многочисленные произведения о колонизации землянами иных планет и приключениях, с этим связанных.

  Контакты с нечеловеческим разумом – описания встреч землян с представителями таинственных рас, обитающих в потаенных регионах на нашей Земле, с марсианами, селенитами, венерианцами или обитателями дальних звезд. Разновидностью этой тематики является фантастика о вторжении инопланетных существ на Землю.

  Путешествия во времени – рассказ о посещении изобретателем машины времени прошлого или будущего, о попытках воздействия на историю человечества или, напротив, стремление этим попыткам воспротивиться.

  Параллельные  миры – описание планет, почти таких  же, как Земля, но отличающихся от нее  тем, что они находятся в некоем параллельном пространстве или параллельной Вселенной. В качестве разновидности  истории о параллельных мирах  может восприниматься такое популярное направление в современной научной  фантастике, как «альтернативная  история»– попытки поразмышлять о том, что было бы, если бы какого-нибудь события или героя в мировой  истории вовсе бы не существовало (например, если бы Наполеон умер во младенчестве).

Информация о работе Человек будущего в утопиях различных времен