Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:05, контрольная работа
Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.
Введение
1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем
2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии
3. Тест «Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии?»
Заключение
Список литературы
Келли отмечает, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее. Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют В той или иной системе. Речь идет об их иерархической, или «пирамидальной», организации, так что одни из них находятся «в подчиняющей», а другие - «в подчиненной» позиции относительно других частей системы.
Всесторонне обосновывается положение о том, что система личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли «люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения». Ряд содержательных положений высказаны А. Бандурой и Дж. Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.
Научение через наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (р. 1925). Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. Бандура обосновывает способность человека К саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.
Большое
значение в сознательном поведении
личности, кроме наблюдений, ученый
отводит таким проявлениям
Вполне
определенно А. Бандура «отдает
приоритет сознательному
В своей теории социального научения Джулиан Роттер (р.1916) исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознании и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.
Дж.
Роттер ввел в науку психологии личности
понятие потенциал поведения, выражающее
вероятность того или иного ее
поведения в зависимости от характера
воздействия на нее внешних социальных
факторов. В этом он солидаризируется
с мнением А. Бандуры, утверждающего,
что сознание человека, определяющее
его поведение, в немалой степени
формируется под влиянием внешних
обстоятельств, прежде всего социальных.
При этом указывается на роль данных
обстоятельств в формировании целей
деятельности и всей системы внутренней
мотивации того или иного человека.
3. Тест
психология бихевиоризм поведение
Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии:
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;
б)
«если приспособления вызваны стимулом
внутреннего характера и
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
Психологическое положение «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция» относиться к гештальт-психологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека. Гештальтитсты применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей целостного образа. Что касается двух других психологических положений, то «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом» относится к когнитивной психологии,а «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание» относится к бихевиоризму.
Гештальтпсихология
Заключение
Бихевиоральный
подход к личности, поддержанный Б.Ф.
Скиннером, касается открытых действий
людей в соответствии с их жизненным
опытом. Скиннер утверждал, что поведение
детерминировано, предсказуемо и контролируется
окружением. Он категорически отвергал
идею о внутренних "автономных"
факторах в качестве причины действий
человека и пренебрегал физиолого-
Говорить
о психологии как единой науке
на современном этапе достаточно трудно:
каждое направление предлагает свое понимание
душевной жизни, выдвигает свои объяснительные
принципы и соответственно концентрирует
усилия на анализе определенных аспектов
того, что понимает под психической реальностью.
Вместе с тем в последнее время наблюдается
сближение ряда направлений – или хотя
бы тенденция к большей терпимости их
по отношению друг другу, что означает
возможность диалога и взаимообогащения.
Список литературы
Размещено на Allbest.ru