Бихевиоризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

Содержание

Введение

1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем

2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии

3. Тест «Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии?»

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по культуре речи.docx

— 32.23 Кб (Скачать)

     Келли отмечает, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем  или иным человеком, то он исходит  из нее и далее. Если же нет, он отвергает  ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а  определенным образом организованы и функционируют В той или  иной системе. Речь идет об их иерархической, или «пирамидальной», организации, так что одни из них находятся  «в подчиняющей», а другие - «в подчиненной» позиции относительно других частей системы.

     Всесторонне обосновывается положение о том, что система личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в  процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной  и социальной средой, определяет его  широкие альтернативные возможности  в выборе своих поступков и  тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли «люди представлены как свободные и зависящие  от своего собственного поведения». Ряд  содержательных положений высказаны А. Бандурой и Дж. Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.

     Научение  через наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (р. 1925). Речь идет о том, что мыслительные способности  человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует  в соответствии со своими наблюдениями. Бандура обосновывает способность человека К саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.

     Большое значение в сознательном поведении  личности, кроме наблюдений, ученый отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать  в том или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации  поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и ТД. Оценивая прошлый  опыт успехов и неудач в попытке  достичь желаемых результатов, человек  сам выстраивает свое поведение  в соответствии со своими потребностями  и интересами.

     Вполне  определенно А. Бандура «отдает  приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами  или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении  и деятельности людей, в том числе  учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько  оно может быть эффективным для  его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки про граммы самоконтроля и ее выполнения.

     В своей теории социального научения Джулиан Роттер (р.1916) исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознании и само­сознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.

     Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера  воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени  формируется под влиянием внешних  обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей  деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека. 

     3. Тест

     психология  бихевиоризм поведение

     Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии:

     а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;

     б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся  к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем  инстинкт – например, хватание»;

     в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».

     Психологическое положение «наша задача заключается  в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция» относиться к гештальт-психологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека. Гештальтитсты применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей целостного образа. Что касается двух других психологических положений, то «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом» относится к когнитивной психологии,а «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание» относится к бихевиоризму.

       Гештальтпсихология противопоставила  свои положения бихевиоризму, где  считалось, что изучение самого  себя – это субъективная оценка, а бихевиоризм исследует психологические  явления объективно, тоесть поведение  не самого себя, а поведение  других людей. 
 

 

      Заключение 

     Бихевиоральный  подход к личности, поддержанный Б.Ф. Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным  опытом. Скиннер утверждал, что поведение  детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних "автономных" факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения. Скиннер  признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ  на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена  почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует  на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение наилучшим образом  можно понять в терминах реакций  на окружение.

     Говорить  о психологии как единой науке  на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения. 

 

      Список литературы 

  1. Болотова  А.К., Макарова И.В. Прикладная психология Учебник. М., 2001.
  2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М., 1992. Гл. 2.
  4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  5. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение - Владос, 1994.
  6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник.Мд 2004. Гл.2.
  7. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко. - 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
  9. Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.
  10. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологи Пер. с англ. СПб., 1998.
 

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Бихевиоризм