Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:05, контрольная работа
Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.
Введение
1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем
2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии
3. Тест «Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии?»
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Россий Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово–экономческий
институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина:
«Культура речи и деловое общение»
Выполнила
Студентка
Специальность
№
зачетной книжки
Преподаватель
Брянск
2011 г.
Содержание
Введение
1. Охарактеризуйте
сущность бихевиоризма как
2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии
3. Тест «Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии?»
Заключение
Список литературы
Введение
Исследования
в области психологии и этики
делового общения, проводимые в странах
Запада, опираются на те или иные
положения существующих там направлений
общей и социальной психологии при
решении теоретических и
Цель данной работы заключается в изучении сущность бихевиоризма, основные положения когнитивной психологии, положение гештальт-психологии.
1. Охарактеризуйте сущность
бихевиоризма как науки
изучающей поведение
объективным путем
Бихевиоризм
- направление в психологии ХХ в.,
считающее предметом психологии
поведение, которое понимается как
совокупность физиологических реакций
индивида на внешние стимулы. Влиятельным
направлением в психологии, которому
приписывается «революционное»
значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм
(от английского слова behaviour-поведение)
или психология поведения. Его экспериментальной
предпосылкой стали исследования поведения
животных, которое проводил Э. Торндайк
(1874-1949). Многие из его выводов были
учтены при объяснении поведения
человека. Он считал, что педагогика
должна опираться на психологию поведения.
Э.Торндайк является основоположником
психологии поведения и объективной
психологии. Он рассматривает человеческую
психику и поведение как
Основатель
данного направления в
Бихевиористы считали, что истинная цель психологии — описывать, объяснять, предсказывать и управлять поведением. Они делали акцент на том, чтобы понять, как опыт формирует поведение; поэтому, естественно, их интерес был сконцентрирован на процессе научения. Работы И. П. Павлова (1849—1936) и его последователей надолго определили представление о рефлекторных механизмах поведения. Они изложены во всех современных учебниках в разделе о мозговых механизмах психики.
Предметом изучения бихевиористов были поведение и активность. Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона - научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.
Принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула не подвергалось сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее - во взаимодействии с ним. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию. Обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т. к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R).
Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.
Соответственно,
можно управлять поведением, вознаграждая
(т. е. положительно подкрепляя) определенные
способы поведения и тем самым
делая их более вероятными; на этом
основана предложенная Скиннером идея
программированного обучения, предусматривающая
«пошаговое» овладение
Особым
направлением в рамках бихевиоризма
является социобихевиоризм, наиболее
активно формировавшийся в 60-е
гг. Новым по отношению к тому,
о чем мы говорили, выступает представление
о том, что человек может овладевать
поведением не через собственные
пробы и ошибки, но наблюдая за опытом
других и теми подкреплениями, которые
сопутствуют тому или иному поведению
(«научение через наблюдение», «научение
без проб» Это важное отличие
предполагает, что поведение человека
становится когнитивными, т. е. Включает
непременный познавательный компонент,
в частности, символический. Этот механизм
оказывается важнейшим в
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Холл (1884-1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904).
Психология,
какой ее видят бихевиористы, является
объективной отраслью естественных
наук. Ее теоретическая цель — предсказание
и контроль поведения. Интроспекция
не образует существенной части ее
методов, научная ценность ее данных
не зависит от степени их готовности
предоставить себя в распоряжение объяснений
в терминах сознания.
2.
Охарактеризуйте основные
положения когнитивной
психологии
Позиции
бихевиористов были подвергнуты
критике представителями
Когнитивная психология занимается исследованиями в области психологии мышления и сознания, изучает все познавательные психические процессы (память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.), она ориентирована на формирование, возникновение и динамику образов восприятия, памяти, мышления и т.д. Любой факт поведения регулируется сознанием. Поведение и сознание неразрывны.
Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».
Когнитивный
подход в исследовании сознательного
поведения человека заключается
в стремлении понять, каким образом
мы расшифровываем информацию о реальной
действительности и организуем ее,
с тем чтобы проводить
Психология
личностных конструктов - это один из
вариантов когнитивного подхода
к изучению поведения, разработанный
в теории Джорджа Келли (1905-1967). Ее
исходная предпосылка заключается
в том, что разные люди по-разному
осознают и оценивают явления
действительности и принимают в
связи с этим неодинаковые, альтернативные
решения, позволяющие им выполнять
их насущные задачи. Такой подход характеризуется
как конструктивный