Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:25, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы: выявить основные аспекты функционирования библиотеки в сфере культурно- досуговой деятельности.
В связи с этим возникают следующие задачи:
Рассмотреть исторические этапы становления библиотеки как учреждения культуры.
Выявить социальные функции и предназначение библиотеки.
Проанализировать специфические особенности организации культурно - досуговой деятельности библиотек.
Рассмотреть основные формы и методы культурно - досуговой работы библиотек.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………5
Этапы становления библиотеки как учреждения культуры…………….....5
1.2. Социальные функции библиотеки ………………………………………...18
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК……………………………………………….24
2.1. Специфика культурно- досуговой деятельности библиотек……………..24
2.2.Формы и методы культурно- досуговой работы библиотек……………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
2.1 Специфика культурно- досуговой деятельности библиотек
Определив особенности современных
социокультурных функций
Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеках выражается в двух основных аспектах:
• в номенклатуре форм культурно-досуговых программ, диктуемой профилем библиотечной работы;
• в особенностях хозяйственного механизма реализации культурно-досуговой деятельности в библиотеке.
Библиотеки являются одним из системообразующих элементов сферы культуры, и они естественным образом связаны с деятельностью иных учреждений культуры. Однако информационное ядро библиотечного дела, важность центрального – информационного направления библиотечной работы, определяет отсутствие в деятельности абсолютного большинства библиотек таких широко распространенных форм культурно-досуговых программ, как народные гулянья, массовые праздники, дискотеки и танцевальные вечера, вечера песни и т.д., хотя, естественно, некоторым библиотечным учреждениям в силу экономических обстоятельств или исключительной специфичности функций приходится организовывать и их. Однако существуют типические формы культурно-досуговых программ, часто встречающиеся в практике библиотек и не являющие собой прямого противоречия библиотечной сфере. Культурно-досуговые программы в библиотеках отличаются такими чертами, как камерность, локальность, связь с литературно-художественной проблематикой в частности, или искусством в целом. Иными словами, культурно-досуговые программы, организуемые средствами библиотек, реже являются массовыми, чем групповыми, в них выше роль индивидуальной работы, больше значение слова, чем двигательной активности (исключение здесь составляют, пожалуй, только детские библиотеки) или физической работы [5, с. 34].
Можно выделить основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это:
• литературные вечера;
• читательские клубы;
• клубы по интересам;
• встречи с деятелями культуры, искусства и т. д.;
• выступления художественной самодеятельности (чаще – литературного и театрального характера);
• краеведческие вечера;
• просветительские лекции;
• вечера памятных дат;
• праздники, чествования;
• конкурсы и т. д.
Читательские вечера и клубы по интересам являются наиболее востребованными среди классических библиотечных культурно-досуговых программ. Такие читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:
• клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;
• клубы женского общения;
• молодежные клубы;
• семейные клубы;
• клубы для детей и подростков.
Вторая группа читательских объединений включает в себя:
• клубы литературные и нравственно-эстетической направленности;
• экологические клубы;
• клубы краеведческого направления
Подобные формы характерны
для большинства типов и видов
библиотек, однако в детских библиотеках,
например, реже проводятся программы,
требующие специальной
• викторины;
• олимпиады;
• конкурсы;
• игры;
• кружки по интересам;
• секции по интересам и т. д.
Особенности работы с детьми,
важность для детской аудитории
ощущения группы, наличия веселых
сверстников, снижают долю индивидуальной
работы в детских библиотеках
по сравнению с библиотеками для
взрослых, но никоим образом не делают
ее исключительной – зачастую именно
в индивидуальной работе с ребенком,
в достижении полного взаимопонимания
с ним кроется успех культурно-
Культурно-досуговая специфика работы в библиотеках, ориентированная на отдельные категории населения (например, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров и т. д.), соединяет в себе важность групповой и индивидуальной практики. Людям таких категорий как никому важно чувствовать единение с себе подобными (воспринимаемыми иногда как «товарищи по несчастью»), но не в меньшей степени нуждаются они и в индивидуальной заботе специалиста, который, например, организовав стойкое объединение по интересам, не должен считать свою миссию выполненной.
В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы, организуют для них клубы по интересам.
Среди досуговых форм работы особую популярность приобрели клубы по интересам при библиотеках, каждый клуб интересен по-своему и своеобразен.
Посещение их позволяет пенсионерам пообщаться, показать свои таланты, узнать для себя много интересного и полезного [15, с. 67].
Реализация культурно-
• оборудованных помещений, пригодных для использования в рамках культурно-досуговых программ и достаточно удаленных от читальных залов;
• демонстрационно-проекционной и звуковой техники, зачастую специального назначения (например, для слабослышащих людей или детей младшего возраста);
• традиционных средств визуализации – плакатов, транспарантов, макетов и т.д.;
• специального театрального оборудования и реквизита, хотя бы в минимальной номенклатуре (осветительная техника, разборная сцена и проч.);
• рекреационных возможностей для участников программ, которые могут просто-напросто устать, не обладая крепким здоровьем [ 5, с. 31].
Практика убеждает, что
проведение культурно-досуговых программ
в условиях библиотеки невозможно без
их целевого финансирования. Поэтому
при оценке эффективности культурно-
Эффективность функционирования хозяйственного механизма современной библиотеки в решающей степени определяет личную заинтересованность каждого члена в результатах своей деятельности. А личная заинтересованность является и непременной предпосылкой формирования и становления коллектива работников, принимающих участие в реализации культурно-досуговых программ [ 5, с. 45].
Для финансирования отраслей культуры в нашей стране используются средства государства и населения в пропорциях, обусловленных мерой платности за предоставление различного рода культурных благ. В советское время все культурно-досуговые программы и услуги в библиотеках и иных учреждениях культуры были практически бесплатными. Сейчас финансирование в основном происходит через систему местных бюджетов, развитие системы платных услуг, а иногда – и за счет благотворительности.
Поскольку библиотеки были
и в основном остаются бюджетными
организациями, состоящими на сметном
финансировании, планирование их расходов
осуществлялось по принципу «от достигнутого
уровня», что связано, в частности,
с отсутствием системы
Основная идея оптимизации
технологии культурно-досуговой
В целях совершенствования хозяйственного механизма библиотек в аспекте культурно-досуговой деятельности многие специалисты предлагают определять принцип их финансирования в зависимости от необходимости оказания услуг, направленных на удовлетворение существующих духовных запросов населения; подготовки и проведения программ коммерческого характера; сбора, изучения и хранения предметных носителей культуры. Эти направления деятельности практически синтезируются в каждой культурно-досуговой программе, но в разной пропорции, что позволяет выделить приоритетную направленность.
Основные положения хозяйственного механизма как системообразующего элемента технологии культурно-досуговой деятельности в библиотеке таковы:
• библиотеки самостоятельно
планируют свою творческо-производственную
и финансово-хозяйственную
• творческо-производственная деятельность строится на основе целевых культурных программ, самостоятельно разрабатываемых библиотеками с учетом социальных заказов населения региона, трудовых коллективов предприятий, организаций, хозяйств, договоров с государственными и общественными организациями, творческими союзами и кооперативами;
• многие целевые культурные программы утверждаются заказчиками и финансируются за их счет [ 5, с. 54].
Таким образом, библиотеки являются одним из системообразующих элементов сферы культуры, и они естественным образом связаны с деятельностью иных учреждений культуры. Специфика культурно-досуговой деятельности библиотек заключается в особенности культурно- досуговых программ, проводимых в библиотеке. Культурно-досуговые программы библиотек реже являются массовыми, чем групповыми, в них выше роль индивидуальной работы, больше значение слова, чем двигательной активности. Основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек, это литературные вечера, читательские клубы, клубы по интересам, встречи с деятелями культуры, искусства и т. д, краеведческие вечера, просветительские лекции, вечера памятных дат и т. д. Культурно-досуговая специфика работы в библиотеках, ориентированная на отдельные категории населения, соединяет в себе важность групповой и индивидуальной практики.
2.2 Формы и методы культурно- досуговой работы библиотек
Формы массовой работы библиотеки делятся на наглядные рекомендации литературы - книжные выставки, библиотечные плакаты, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи и др. и устные - обзоры, обсуждения, конференции, диспуты и т. п. Выделяют и те формы работы, в которых преобладает игровое начало, - конкурсы, викторины, литературные игры, инсценировки и т.п. На практике же, чтобы мероприятие получилось более интересным, чтобы были задействованы разные каналы восприятия информации часто приходится объединять все эти формы, использовать их комплексно. В практике работы библиотек все чаще образуются составные формы — выставка + обзор + лекция [16, с. 174].
Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. Книжные выставки относятся к традиционным формам работы с читателями. Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:
- выбор темы;
-
определение целевого и
- выявление и отбор документов;
-
подбор вспомогательных
- разработка структуры книжной выставки;
- оформление книжной выставки;
- реклама книжной выставки;
- анализ эффективности книжной выставки [10,c 12].
Информация о работе Библиотека в сфере культурно-досуговой деятельности