Архитектура московского метро

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:24, реферат

Описание работы

Необходимость в скоростном транспорте, не загромождающем улиц и не имеющем пересечений в одном уровне, каким является метро, ощущается в большинстве крупнейших городов мира. Обычно сохраняется планировка, сложившаяся исторически, в течение ряда веков. Все возрастающий поток всех видов транспорта и пешеходов тормозится существующей системой улиц, пропускная способность которых быстро исчерпывается. В связи с большими заторами, в особенности на перекрестках, наземный городской транспорт перестает удовлетворять потребность населения в перевозках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
История строительства метрополитена………………………………….……4
Архитектура и оформление метрополитена………………………………….8
Именные поезда……………………………………………………………….14

Заключение……………….……………………………………………….…….19

Список использованной литературы………………………………………....20

Работа содержит 1 файл

Мировая культура и искусство.doc

— 1.84 Мб (Скачать)
 
 
 

     Реферат на тему:

     «Архитектура  московского метрополитена»

Москва, 2010г 
 
 
 

     Содержание 

        Введение…………………………………………………………………….……3

  1. История строительства метрополитена………………………………….……4
  2. Архитектура и оформление метрополитена………………………………….8
  3. Именные поезда……………………………………………………………….14

   Заключение……………….……………………………………………….…….19

    Список использованной литературы………………………………………....20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Необходимость в скоростном транспорте, не загромождающем улиц и не имеющем пересечений  в одном уровне, каким является метро, ощущается в большинстве крупнейших городов мира. Обычно сохраняется планировка, сложившаяся исторически, в течение ряда веков. Все возрастающий поток всех видов транспорта и пешеходов тормозится существующей системой улиц, пропускная способность которых быстро исчерпывается. В связи с большими заторами, в особенности на перекрестках, наземный городской транспорт перестает удовлетворять потребность населения в перевозках.  

              Слова о том, что московский  метрополитен – один из самых красивых в мире, для жителей столицы, пожалуй, уже стали не более чем расхожим штампом. Каждодневные поездки в часы пик по маршруту дом – работа – дом не очень-то способствуют созерцанию архитектурного и скульптурного убранства станций. Между тем, в столичном метро наберется как минимум десять станций, по праву носящих титул шедевров. Так же, между станциями некоторых линий курсируют именные поезда, на данный момент действует только 6.

     Для начала немного истории…  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. История строительства метрополитена 

     Проект  московских городских электрических  железных дорог 1901 года - метрополитен, протяженностью Сокольники – Павелецкий  вокзал, стал плодом совместного творчества П. И. Балинского, инженера  Е. К. Кнорре и художника Н. Н. Каразина. Это были известные в свое время люди, оставившие определенный след в развитии экономики и культуры России.

     План  П. И. Балинского состоял из двух частей: "сооружения в Москве электрической  железной дороги большой скорости внеуличного  типа (метрополитена)" и "расширения сети московских конно-железнодорожных линий и переустройства их для электрической тяги". Сначала предполагалось осуществить первую часть этого проекта.

     Но  городская дума по ряду причин Балинскому в этом отказала. Прошло десять лет, и в 1912 году новый проект Московской подземной дороги стал вновь предметом обсуждения. Проектом предусматривалось строительство трех подземных линий. Первую из них предполагалось проложить от Смоленского рынка до  Каланчевской площади (ныне Комсомольская площадь), вторую - между Тверской и Покровской заставами (сейчас площадь Абельмановской заставы) и третью – от Виндавского (Рижского) вокзала до Серпуховской (Добрынинской площади). Линии метрополитена предполагалось соединить с линиями Московского железнодорожного узла. Претворению в жизнь этого проекта строительства помешала первая мировая война.

     В 1918 году Москва приобрела статус Советской  столицы и об усовершенствовании ее с устройством метрополитена  стали думать на государственном  уровне.

     Для быстрейшего восстановления городского коммунального хозяйства после гражданской войны, в Москве было создано специальное управление МКХ, поручившее входящему в него Управлению Московских Городских Железных Дорог (МГЖД) проектирование метрополитена.

     Эта работа, почти полностью предопределившая характер осуществленной первой линии (за исключением однотипных станций с боковыми платформами и некоторых других элементов), возглавлялась инженерами К.С. Мышенковым и С.Н. Розановым.

     Постановление о начале строительства метрополитена в Москве было принято в июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) "О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР"

     Общий объем работ, который предстояло выполнить при постройке первой очереди метро, можно представить  по следующим цифрам: грунта необходимо вынуть 2 305 тыс. куб.м и уложить бетона 842,5 тыс. куб.м. Сроки пуска первой очереди были фантастическими и нереальными.

     Единственным  средством была пропаганда. Героизм  рабочих романтизировался и восхвалялся  во всех средствах массовой информации.

     На  сооружение метро расходовался 21% годового городского бюджета

     Технический проект первоочередных линий, заключавший  в себе более тысячи чертежей и  подробных пояснительных записок, был представлен в Московский комитет партии и президиум Моссовета 13 августа 1933 года. Для рассмотрения этого проекта была создана так называемая вторая советская экспертиза в составе авторитетнейших советских специалистов.

     Детально  обсудив представленные ей материалы, экспертиза признала правильность основных положений технического проекта. Окончательное утверждение этого проекта с внесенными Московским комитетом партии и Моссоветом поправками и указаниями последовало в конце 1933 года.

     15 октября 1934 г. в 8:20, на только  что построенный участок линии  на станцию "Комсомольская" вышел первый поезд, состоящий из двух вагонов (секция) - моторного № 1 и прицепного № 1001.

     Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Однако за долго до его открытия начались пробные рейсы. И одновременно шла интенсивная подготовка машинистов подземных поездов.

     Движение  началось от станции "Сокольники" до станции "Охотный ряд" и далее  по разветвлению - до станций "Парк культуры" и "Смоленская". 13 прекрасно выполненных  и богато архитектурно оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно раскрыли двери вестибюлей перед трудящимися Москвы и всей нашей страны.  

     

     Самая первая схема линий (1935г.) 
 

     Во  время второй мировой войны строительство  новых линий метрополитена прекратилось, а возобновилось, как только реальная опасность захвата перестала угрожать Столице.

     С 1 января 1943 года по настоящее время  идет строительство новых станций, реконструкция старых, и тем самым количество пассажиров увеличилось до 9 млн. человек в день. На сегодняшний день московский метрополитен состоит из 12 линий и 182 станций. Длина линий составляет 301,2 км.  
 
 

     

     Схема метрополитена (2010г.) 

2. Архитектура и оформление метрополитена 

     В московском метро 182 станции, 44 из которых  признаны объектами культурного  наследия. В своем реферате я затрону  некоторые из них.

     Своего  рода знаменитостью столичного метро является станция          «Площадь Революции», к чьим скульптурам так любят прикоснуться на счастье и взрослые, и дети. Всего на станции установлено 76 бронзовых фигур, которые расположены в специально запроектированных нишах. Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля (также был демонтирован барельеф Ленина и Сталина, который находился в тупиковом торце центрального зала) 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды). Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937:

     Арка I:  революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой, революционный солдат с винтовкой.

     Арка II: крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие, революционный матрос с наганом (наган у матроса постоянно воруют).

     Арка III: парашютистка ДОСААФ, матрос-сигнальщик с линкора «Марат».

     Арка IV: девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой, пограничник с собакой.

     Арка V: стахановец с отбойным молотком, молодой инженер (в левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль, но в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует).

     Арка VI: птичница с курицей и петухом, хлебороб-механизатор.

     Арка VII: студент, студентка с книгой.

     Арка VIII: спортсменка-дискоболка, футболист.

     Арка IX: отец с ребёнком, мать с ребёнком.

     Замурованный  арочный проход - скульптуры есть только со стороны платформ: пионеры-авиамоделисты, пионерки-географы.

     

     «Пограничник  с собакой»

     В 1941 году скульптуры со станции «Площадь революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.

     Общепризнанными воплощениями совершенства считаются  станции «Маяковская» и «Кропоткинская», построенные по проекту архитектора Алексея Душкина. Архитектура обеих станций принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики» и не раз отмечалась государственными премиями у себя на родине и гран-при на международных выставках. В конце 1980-х обе станции получили статус памятников. Секрет их красоты – в совершенной лаконичности и утонченности форм. Так, на «Кропоткинской» мы видим лишь два ряда десятигранных колонн, облицованных серовато-белым мрамором, верхнюю часть которых украшают капители, куда вмонтированы невидимые снизу светильники. Путевые стены станции облицованы белым мрамором, пол выложен серым и розовым гранитом.

     

     Станция метро «Кропоткинская» 

     На  «Маяковской» массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми  рифленой нержавеющей сталью. Угловые  части колонн примерно на высоте человеческого  роста выложены пластинами уральского камня орлец и мраморовидного известняка, путевые стены облицованы мрамором и диоритом, пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала «Маяковской» украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам народного художника СССР Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба». При открытии станции панно было 35, одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.    

           Мозаичные панно из смальты «Сутки советского неба»

     К чести современных проектировщиков, открытый в прошлом году новый  вестибюль «Маяковской» как нельзя более гармонично и тактично вписался в каноническую архитектуру станции. Туда же перенесли бюст Владимира Маяковского.

     

     Бюст  Маяковского В.В. 

     Почти столь же любима туристами и искусствоведами  станция «Комсомольская»-радиальная: над ее путями с обеих сторон расположены галереи, соединенные в центре зала пешеходным мостиком, что позволяет пассажирам двигаться на двух уровнях. Для оформления этой станции впервые в московском метро были применены панно из майоликовой плитки («Метростроевцы», художник Е. Е. Лансере).

Информация о работе Архитектура московского метро