Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:45, реферат
ТЕАТР греков и римлян — древнейший па территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Лучшая пора римского театра приходится на вторую половину III и на II в. до н. э.
Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли античные драмы.
1. Введение …………………………………………………………
2. Происхождение древнегреческой драмы и театра ………...
3. Театр демократических Афин. V век до н. э. ……………….
4. Организация театральных представлений ……………….
5. Архитектура древнегреческого театра …………………....
6. Актёры. Хор. Зрители ………………………………………...
7. Театр эпохи эллинизма ……………………………………….
8. Новая аттическая комедия …………………………………..
9. Мимы, пантомимы и флиаки ……………………………….
10. Список используемой литературы ………………………….
Оглавление:
1. Введение …………………………………………………………
2. Происхождение древнегреческой драмы и театра ………...
3. Театр демократических Афин. V век до н. э. ……………….
4. Организация театральных представлений ……………….
5. Архитектура древнегреческого театра …………………....
6. Актёры. Хор. Зрители ………………………………………...
7. Театр эпохи эллинизма ……………………………………….
8. Новая аттическая комедия …………………………………..
9. Мимы, пантомимы и флиаки ……………………………….
10. Список используемой литературы ………………………….
ВВЕДЕНИЕ
ТЕАТР греков и римлян — древнейший па территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Лучшая пора римского театра приходится на вторую половину III и на II в. до н. э.
Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли античные драмы.
Что же привлекает к античной драматургии передовых деятелей театра? Почему мы до сих пор обращаемся к произведениям, написанным примерно 2500 лет назад?
Ответ на этот вопрос надо искать в особенностях, предопределенных экономической и социально-политической жизнью Греции того времени.
Драма родилась в Греции в VI в. до н. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй. Рабство, как пишет Энгельс, на первых порах играло прогрессивную роль в развитии общества: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира — для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки...»[1].
Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общины свободных граждан, связанных племенным родством.
Развитие драмы происходит именно в демократических полисах. Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической[2] земле, расцветают науки и искусства.
Это происходит потому, что именно в демократическом полисе были возможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданин в пределах своего государства считал себя равноправным и полноправным членом общества. Он стремился понять окружающий мир, законы, управляющие развитием общества. Вопросы общественно-политической жизни широко обсуждались афинскими гражданами не только в народном собрании, но и в театре.
Особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э., когда афинская рабовладельческая демократия достигла своего расцвета.
Связь с общественно-политической жизнью, служение интересам народа, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, использование лучших достижений греческого эпоса и лирики — все это сделало афинский театр театром больших идей и прекрасной художественной формы. Такие идеи, как страстный протест против всякого насилия и угнетения, проповедь горячей любви к родине и т. д., были всегда близки и понятны прогрессивному человечеству. Именно поэтому борьба и страдания героев античных драм находят такой живой отклик у зрителей наших дней.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ И ТЕАТРА
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор.
Мифология занимала в греческом фольклоре особое место. Эта форма народного творчества сыграла огромную роль в эволюции всех видов античного искусства; она, как писал К. Маркс, «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву»[3].
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми мимического характера, которые возникли у многих народов на ранней ступени развития и сохранялись па протяжении веков.
В Греции обряды были связаны с культом богов — покровителей земледелия: Деметры, ее дочери Коры, Диониса. Такие обряды превращались иногда в культовую драму.
Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма. Трагедия отражала страстную сторону дионисийского культа, комедия — карнавально-сатирическую. Сатировская драма представляется средним жанром.
Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, комедия — от запевал фаллических песен[4]. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.
Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительного развития. Античная традиция передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н. э.). «Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра»[5].
Главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, гипокрит («ответчик»), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.
Ученик Феспида Фриних (ок. 540—ок. 470 до н. э.) расширил сюжетные рамки трагедии, выведя ее за пределы мифов дионисийского круга. Фриниху же принадлежал ряд трагедий на исторические сюжеты, написанных по свежим следам событий.
Произведений Феспида и Фриниха не сохранилось, сведения об их театральной деятельности скудны, но и они показывают, что уже первые драматурги сделали театр местом обсуждения важнейших проблем общественной жизни, трибуной, где утверждались демократические принципы Афинского государства.
В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами[6].
Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.
Древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра.
ТЕАТР ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ АФИН. V ВЕК ДО Н. Э.
Своего высшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. — Эсхила, Софокла, Еврипида — и комедиографа Аристофана, деятельность которого захватывает и начало IV в. до н. э.
ЭСХИЛ 525—456 до н. э.
Имена трех греческих трагических поэтов — Эсхила, Софокла и Еврипида — обычно соотносят с тремя периодами развития афинской демократии и с тремя этапами развития греческой трагедии.
Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн.
В ходе войны значительно выросло патриотическое самосознание народных масс, что способствовало дальнейшему укреплению афинской демократии. К этому времени и относится начало творчества Эсхила.
Эсхил
Эсхил происходил из знатного рода. Он родился в Элевсине, близ Афин.
Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.
Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила. Он (Эсхил) верит в судьбу — Мойру, верит, что ей повинуются даже боги. Герои Эсхила — не безвольные существа, безоговорочно выполняющие волю божества. Моральная ответственность человека за свои поступки — одна из основных тем трагедий драматурга.
Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, в которой партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкивались на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия.
В ранних трагедиях Эсхила («Просительницы», «Персы») драматургический конфликт развит еще слабо, основным героем является хор и его партии занимают половину всех стихов. В то же время, хотя герои остаются еще схематичными и слабо взаимодействуют между собой, они впервые получают некоторую индивидуализацию.
Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка действия. Затем следует парод — песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование эписодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом; эксод — это песня, исполняя которую хор покидает сцену. В трагедиях встречается также гипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологи героев, исполняемые речитативом[7].
Обычно трагедия состоит из 3—4 эписодиев и 3—4 стасимов. Стасимы разделяются на отдельные части — строфа[8] и антистрофы, строго соответствующие по структуре одна другой. При исполнении строф и антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа и антистрофа — в другом. Таких пар (строфа — антистрофа) в стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение).
Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами. Трагический танец назывался эммелейя.
Сцепа из «Персон»» Эсхила. Роспись на вазе
Трилогия Эсхила «Орестея» (458 до н. э.) — единственный дошедший до нас полностью образец трилогии. На примере «Орестеи» можно проследить принцип построения трилогии, где каждая следующая трагедия является логически необходимым продолжением предыдущей, а идея автора полностью раскрывается лишь в совокупности трех произведений.[9]
В «Орестее» мастерство Эсхила достигает своего расцвета. Усиливается действенная сторона трагедии, чему способствует введение третьего актера.
Энгельс назвал Эсхила «отцом трагедии», «ярко выраженным тенденциозным поэтом»[10]. Эсхил — лучший выразитель общественных устремлений своего времени. В своих трагедиях Эсхил рисует победу прогрессивных начал в развитии общества, в государственном устройстве, в морали. Хотя уже к концу V в. до п. э. трагедии Эсхила стали считаться несколько архаичными, и для современников и для последующих поколений он всегда был первым великим трагическим поэтом.
СОФОКЛ 496—406 до н. э.
Софокл
Софокл происходил из зажиточной семьи владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование.
Трагедии Софокла несут в себе новые черты. Если у Эсхила главными героями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько приподнятые над действительностью. Софокл рисует, прежде всего, борьбу человека за осуществление своих целей, его мысли и чувства, показывает страдания, выпавшие на его долю.
Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с коллективом граждан: это — воплощение идеала гармонической личности, который был создан в годы расцвета Афин. Поэтому Софокла называют певцом афинской демократии.
Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части трагедии (эписодии) и уменьшил партии хора. Действие стало более живым и достоверным, так как па сцене могли одновременно выступать и давать мотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софокла продолжал играть важную роль в трагедии, и число хоревтов было даже увеличено до 15 человек.
Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов. Это «Антигона», «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне»[11].
Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее расцвета. Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, беззаветное служение родине, уважение к богам, благородство стремлений и чувств, сильных духом людей.
ЕВРИПИД
Ок. 485—406 до н. э.
Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла — Еврипида.
Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по свидетельству Аристотеля, изображал людей такими, «каковы они есть»[12].
В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований, и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди. Религиозное свободомыслие, постоянно встречающееся в трагедиях Еврипида, не могло найти сочувствия у рядового афинянина, и, видимо, в этом надо искать причину неуспеха его произведении.
Как художник Еврипид еще глубже, чем Софокл, проникал в мир душевных переживаний человека: в его трагедиях характеры получают не только психологическое раскрытие, но и впервые в эпоху античности психологическое развитие. При этом он не боялся изображать и низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека.
Информация о работе Античный театр - художественные особенности и общественное значение