Античное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 03:57, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить античное искусство.
Для достижения поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
1. определить понятия «античность», «античное искусство»;
2. рассмотреть искусство Древней Греции;
3. рассмотреть искусство Древнего Рима.

Содержание

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ 3
ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 4
ГЛАВА 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 5
§ 2.1. РАННЕАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ИСКУССТВО ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ) (XII – VIII ВВ. ДО Н.Э.) 6
§ 2.2. ИСКУССТВО АРХАИКИ (VII – V ВВ. ДО Н.Э.) 7
§ 2.3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА IV В. ДО Н.Э.) 9
§ 2.4. ЭЛЛИНИЗМ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV – II В. ДО Н.Э.) 10
ГЛАВА 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА 14
§ 3.1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО 14
§ 3.2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРИМСКОГО ИСКУССТВА 15
§ 3.3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРИМСКОГО ИСКУССТВА 16
§ 3.4. ВИДЫ ИСКУССТВ АНТИЧНОГО РИМА 17
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА 23
ЛИТЕРАТУРА 2

Работа содержит 1 файл

История мир.культуры.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    В результате длительной эволюции в Древней  Греции сложилась ясная и цельная  архитектурная система, которая  позднее, у римлян, получила название «ордер», что означает «порядок, строй». Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчете и гармоническом соотношении частей, образующих единое целое.

    В эпоху архаики греческий ордер  сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом, что соответствовало двум местным направлениям в искусстве. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический – с культурой островной и малоазийской Греции. Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере – женскими (кариатидами).

    Вплоть  до середины VI века до н.э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое. Таковы статуи «Артемида» с острова и «Гера» с острова Самос, напоминающие «ксоаны» гомеровской эпохи.

    Высшие  достижения архаической скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев, а позже воинов – куросов. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека – атлета и воина – свидетельствовало об общественно-воспитательном значении скульптуры. К середине VI века до н.э. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный характер, иногда придает куросам несколько манерный облик («Аполлон Тенейский», середина VI века до н.э.). Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос, выполненной мастером Арнхермом.

    Со  второй половины VI века до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические представления об образе человека. Крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме («Девушка в пеплосе», 540-530 гг. до н.э.).

    Период  архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Само слово «керамика» произошло от названия одного из предместий Афин – Керамик, славившегося в VI и V вв. до н.э. своими гончарами. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы – для благовоний, из широкого килика пили вино.

    По  сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Смелые реалистические искания художников–вазописцев опережали развитие других видов искусства. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали (кратер мастеров Клития и Эрготима – «Ваза Франсуа», ок. 560 г. до н.э.).

    Прославленным живописцем середины VI века до н.э. был Эксекий. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г.до н.э.) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначением и формой сосуда.

§ 2.3. Классический период (V – первая половина IV в. до н.э.)

    В греческих полисах, за исключением городов, где правили тираны, искусство не использовалось в пропагандистских целях. Символом греческого города-государства был храм, а не царский дворец. Могущественные греческие боги наделялись чисто человеческими слабостями, что определило их особое место в истории религии: как и люди, они вздорны, завистливы, жадны, вспыльчивы и даже не слишком честны. Это не удивительно в контексте культуры, придававшей такое значение индивидуальной свободе. Прямые и непосредственные контакты между человеком и богом, характерные для греческой мифологии, не встречаются ни в одной другой религии.

    Поэтому греческий храм в большинстве  случаев не имел массивного и монументального входа: все здание окружала колоннада. В центре, образованном колоннами, стояла статуя бога, которому посвящался храм, религиозные церемонии происходили не в храме, а на площади перед ним.

    Храм  Зевса в Олимпии был построен около 460 г. до н.э. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало на возросший интерес к человеку. Это особенно заметно в статуе Алоллона на западном фронтоне. Индивидуализированные и более живые черты лица, по сравнению с лицами куросов, свидетельствуют о значительных изменениях, происшедших за это время. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла. В них видно все то же стремление к реалистичности.

    В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль. Интерес к человеку, отличавший философию V столетия, выразился и в греческой скульптуре той эпохи, где несомненно внимание к формам человеческого тела. Его проработка безусловно основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как «Возница», (ок. 460 г. до н.э., Дельфы) меньше всего походят на портретные. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) – из национального археологического музея в Афинах – отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. То же самое можно сказать о статуе Дискобола из Римского музея Терм (ок. 450 г.до н.э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала). И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. В статуи атлетов фактически вкладывался тот же смысл: они символизировали высшую степень совершенства, почти идеал.

    Огромное  влияние на дальнейшее развитие скульптуры оказала статуя Дорифора, созданная Поликлетом в подтверждение его теории о пропорциях. Стремление объяснить и выразить живую природу математическими законами было очень характерно для революции в греческой мысли. После Поликлета и другие скульпторы писали трактаты о перспективе и ракурсах. Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности. Идеальные пропорции человеческого тела также рассчитывались строго математически.

    Греческие термины, означающие порядок, меру, соответствие, безупречность и орнамент, имели одну и ту же основу – космос. У греков было прекрасно развито чувство стиля. Они умели понимать художественные достоинства произведений искусства, как умели признавать и ценить различия политических деятелей. Таково было их восприятие. Эти особенности греческого искусства и мышления со всей полнотой отразились в сооружениях афинского Акрополя.

§ 2.4. Эллинизм (вторая половина IV – II в. до н.э.)

    Победа  Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне означала конец целой эпохи. В 403 г. до н.э. были восстановлены демократические институты, однако афиняне, разочаровавшись в политике, все меньше участвуют в делах государства, все больше внимания уделяют искусству и философии. То была общая тенденция (не только в Афинах), неизбежно ослабившая конфедерацию греческих городов-государств. Рано или поздно кто-то из соседей должен был прельститься столь слабо охраняемыми богатствами. Так и случилось.

    В 338 г. до н.э. Афины были завоеваны Филиппом, царем Македонии. Его прекрасно обученное войско легко разбило объединенную греческую армию, плохо организованную, утерявшую веру в свои силы. После смерти Филиппа в 336 г. до н.э. его сын Александр унаследовал империю, в которой, может быть, впервые в истории, греки оказались по-настоящему объединены.

    Для Афин начало IV в. до н.э. было временем политической и социальной нестабильности, что предопределило значительные изменения и в культурной жизни. Если в V в до н.э. в афинских театрах часто шли сатирические комедии, высмеивавшие различные государственные институты, что было бы невозможно, угрожай им реальная опасность, то в 350 г. до н.э. предпочтение отдавалось остроумным, но беззубым комедиям из семейной жизни.

    Изменились  и принципы изображения человеческого тела. Обнаженный «Гермес» Праксителя изображен в традиционной для классического периода греческой скульптуры позе отдыхающего человека, когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, в данном случае правую. Однако в новой интерпретации его поза выглядит скорее праздно-ленивой и расслабленной, чем непринужденной.

    На  смену прежней суровой мужественности обнаженных мужских статуй приходит откровенная чувственность. Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в моду блестящей и гладкой обработке мрамора. А появление статуи Диониса – бога вина – еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны.

    Тенденция к прославлению не столько силы, сколько красоты человеческого тела нашла отражение и в женских статуях. «Афродита Книдская» Праксителя – первая из известных обнаженных статуй богинь, которых прежде изображали только в одеждах. Пропорции человеческого тела становятся более изящными и стройными. Если Поликлет (ок. 450 до н.э.) утверждал, что в идеальной мужской фигуре голова должна укладываться в теле не менее 8 раз, то Лисипп предпочел для своего «Апоксиомена» (юноши, который счищает с себя скребком песок арены) соотношение 1 к 10, создав гораздо более изящный и грациозный образ юного мужчины, почти мальчика.

    В первой половине IV в до н.э. многие афиняне  сурово осуждали интеллектуальную и культурную атмосферу в их городе, расценив ее как глубоко испорченную. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348 гг. до н.э.), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение. Он установил взаимную связь стилистических изменений в греческом искусстве после 400 г. до н.э. с глубокими переменами в афинском обществе. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире – культуру в контексте времени. Его критика современных нравов в сочетании с идеализацией культуры прошлого свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен.

    Но  были и прямо противоположные взгляды. Духовная и культурная жизнь Афин произвела огромное впечатление на Филиппа Македонского, и он пригласил наставником к своему сыну Александру греческого философа Аристотеля из Фракии, ученика Платона. В отличие от Платона, размышлявшего об идеальном мире, Аристотель больше интересовался реальным миром с его причинно-следственными связями. Он понял, что ради нужного эффекта можно вносить изменения в стиль – идея, имевшая важные последствия для искусства в империи Александра Македонского.

    Александра  нельзя было определить иначе, как Великий. Он правил менее 13 лет (336-323 до н.э.), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам – как к рабам. Безоговорочно поверив в превосходство греков, Александр насаждал по всей империи греческую культуру, а управление провинциями и колониями доверил своим военачальникам.

    После его смерти империя распалась  на три огромных царства, которыми правили потомки бывших управляющих. Имперская власть порождает роскошь и чванство. Новые города – среди них Пергам, Антиохия и Александрия – оспаривают у Афин пальму первенства. Завоевание персидской империи и Египта привили Александру и его преемникам вкус к роскоши. Роскошь и помпезность становятся отличительными признаками искусства, призванного наглядно утверждать превосходство эллинской культуры.

    В ответ на новые требования искусство, достигшее наивысшего расцвета в  демократических Афинах, меняет свое лицо. Рождаются новые жанры в живописи и скульптуре. Самый характерный пример – создание средствами искусства образа императора, абсолютного монарха, – опыт, давно постигнутый иранским и египетским искусством, но пока неизвестный Афинам.

Информация о работе Античное искусство