Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 03:57, контрольная работа
Цель данной работы – изучить античное искусство.
Для достижения поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
1. определить понятия «античность», «античное искусство»;
2. рассмотреть искусство Древней Греции;
3. рассмотреть искусство Древнего Рима.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ 3
ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 4
ГЛАВА 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 5
§ 2.1. РАННЕАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ИСКУССТВО ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ) (XII – VIII ВВ. ДО Н.Э.) 6
§ 2.2. ИСКУССТВО АРХАИКИ (VII – V ВВ. ДО Н.Э.) 7
§ 2.3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА IV В. ДО Н.Э.) 9
§ 2.4. ЭЛЛИНИЗМ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV – II В. ДО Н.Э.) 10
ГЛАВА 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА 14
§ 3.1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО 14
§ 3.2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРИМСКОГО ИСКУССТВА 15
§ 3.3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕРИМСКОГО ИСКУССТВА 16
§ 3.4. ВИДЫ ИСКУССТВ АНТИЧНОГО РИМА 17
ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА 23
ЛИТЕРАТУРА 2
МИНИСТЕРСТВО образования
Государственный
инженерно-экономический
университет
Контрольная работа
По дисциплине: История мировой культуры
Тема:
Античное искусство
2008
год
Содержание
Искусство – это одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.
Искусство – это процесс и итог значимого выражения чувств в образе, а также высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Это одна из форм общественного сознания, составная часть культуры человечества.
Что считать искусством – зависит от эстетических норм и оценок, принятых на определенном этапе развития того или иного общества.
Цель данной работы – изучить античное искусство.
Для достижения поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы.
Ф. Энгельс
Термин «античность» происходит от латинского слова «antiquus» – древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. – гибели римской империи под ударами варваров.
Античность оставила огромный след в современности. На рубеже XX-XXI веков общество находится на подъеме интереса к античному наследию. По всему миру ведутся интенсивные археологические поиски, и их результаты немедленно становятся предметом внимания средств массовой информации и общественного обсуждения. Как сказал историк Гюрджан Полат из турецкого Эгейского университета «время настоящих открытий еще впереди1».
Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов.
Культура Древнего Рима – во многом продолжательница античных традиций Греции – отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперед. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.
Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
Древняя Греция (Эллада) – общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии.
Основой общественной жизни в Греции были полисы (полис – город-государство, который объединял город и окружающие земли с селами). С VI в. до н.э. в большинстве полисов сформировалась демократическая форма правления, охранявшая права граждан. Почти все граждане полисов были грамотными. В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.
V – IV вв. до н.э. – период наивысшего расцвета полисов, могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах и созданием Делосского союза (во главе с Афинами).
Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом из-за торговых путей привели к Пелопоннесской войне (431 – 404 гг. до н.э.), которая завершилась поражением Афин.
В середине IV в. до н.э. на севере Греции возвысилась Македония. Ее царь Филипп II, одержав победу при Херонее (338 г. до н.э.) над коалицией греческих городов, подчинил Грецию.
С 146 г. до н.э. (после разгрома римлянами Ахейского союза) Греция подчинялась Риму (с 27 г. до н.э. на ее территории образована римская провинция Ахейя).
С IV в. н.э. Греция стала основной частью Восточной Римской империи Византии.
Искусство Древней Греции – период в истории искусства, охватывающий время примерно с 1050 г. до н.э. до 1000 г. до н.э., оказавший огромное воздействие на все дальнейшее развитие европейского искусства.
В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря закладывались основы будущей культуры небольшим, но способным народом эллинов. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. Детством человечества, порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.
Территория Греции невелика, неплодородная почва могла прокормить лишь небольшое население. Но в историю греческий народ вошел как один из самых великих, ибо вклад древних греков в мировую культуру неоценим.
Древние греки были удивительно талантливым, веселым и жизнерадостным народом. Они любили танцы, музыку, спорт. Они создали великолепные легенды о богах и героях – мифы, которыми мы зачитываемся и поныне, построили первые в мире театры, заложили основы философии, оставили потомкам эпические поэмы, замечательные произведения архитектуры, скульптуры, живописи; к сожалению, последние почти не дошли до нас.
Время не пощадило и архитектуру древних греков. Сохранилось всего несколько руин. Но и по этим руинам, полным непередаваемой красоты и величия, можно судить об искусстве древнегреческих зодчих. Правда, это исключительно храмы, театры и другие общественные здания. Жилой дом греки не считали предметом искусства. Они презирали роскошь в одежде и домашней обстановке. Их белые, крытые черепицей дома были очень скромны и даже не имели окон на улицу.
Эллину был чужд ограничивающий способности узкий профессионализм. Прославленный скульптор мог построить храм, написать ученый трактат, создать прекрасную фреску. Умение выражать чувства различными художественными способами – в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии, музыке – было свойственно человеку этой далекой от нас эпохи в большей степени, нежели в последующие века европейской истории.
В 776 г. до н.э. в греческом городе Олимпия были основаны всенародные спортивные соревнования – игры. Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года в течение 1000 лет, пока их не запретили по требованию христиан. Возобновили их уже в 1896 году и с тех пор они стали всемирными и проводятся поочередно в разных странах мира.
Древним грекам были известны различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, керамика, ювелирное искусство, глиптика (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях), медальерное искусство (нумизматика), литература.
Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского, по имени Гомера, легендарного автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Греческое общество этого периода сохраняло еще родовой строй.
Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.
Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура храмов, сохранившихся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона.
Из
литературных источников известно о
существовании примитивной
С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. В последней ясно проступают самобытные местные особенности. Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Их формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью. Обычно расположенный поясами, орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность. Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). Кроме геометрического орнамента в их декорировке встречаются растительные орнаменты, а также сюжетные схематизированные композиции. Важное место занимает мотив плетенки-меандра, который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства. Конструктивность декоративного решения, высокое чувство ритма, единство в расположении орнамента и многофигурных сцен определяют художественное совершенство ваз геометрического стиля.
В период архаики формируются греческие города-государства, развивается научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета. В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры.
Древняя Греция – родина европейского театра. «Театр» – греческое слово, означающее «место для зрелищ». В конце V – начале IV вв. до н.э. театры были уже во всех больших греческих городах. В Афинах на склонах Акрополя был устроен один из крупнейших театров Эллады – на 17 тыс. зрителей. В греческих театрах была замечательная акустика – все, что говорилось на сцене, было хорошо слышно даже в последних рядах. Греки устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Пьесы были веселыми (комедии) или грустными (трагедии).