Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:42, реферат
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э.
I. Древняя Греция. 1
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры. 1
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов. 1
а) крито-микенская культура; 1
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.); 1
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.); 1
г) эпоха классики (V в. до н.э.); 1
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.). 1
3. Афины. 1
а) возникновение государства; 1
б) реформы Солона и Клисфена; 1
в) демократия в V в до н.э.; 1
г) основные черты афинского права; 1
д) воспитание и образование. 1
4. Спарта. 1
а) особенности общественного строя; 1
б) организация власти; 1
в) воспитание и образование. 1
5. Миф и религия в культурной жизни греков. 1
6. Литература. 1
а) Гомер; 1
б) древнегреческая драматургия; 1
в) древнегреческая лирика. 1
7. Искусство. 1
а) искусство Трои, Крита и Микен; 1
б) искусство геометрического орнамента; 1
в) искусство эпохи архаики; 1
г) искусство классики; 1
д) искусство эпохи эллинизма. 1
II. Древний Рим. 1
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры, социальная стратификация, от республики – к империи). 1
2. Возникновение и распространение христианства. 1
3. Поэзия. 1
4. Театр. 1
5. Искусство Древнего Рима. 1
III. Общецивилизационное значение культуры. 1
В 509 г. до н.э. установился республиканский строй. Основным социальным делением стало деление на свободных и рабов. Свободные распадались на две группы: верхушку рабовладельцев и мелких производителей. Правовое положение личности характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Полноправным мог быть только свободный. По статусу гражданства свободное население делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Статус семьи означал, что полной правоспособностью пользовались только главы семей – домовладыки. Существовали три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. Важную роль играл сенат. Государственные должности именовались магистратурами.
II –I в. до н.э. – обострение классовых и социальных противоречий. Необходимость выйти из политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым условиям были причинами падения полисно-республиканского строя и установление военно-диктаторского строя. После диктатуры Суллы, диктатуры первого триумвирата (Помпей, Красс, Цезарь), диктатуры Цезаря и диктатуры второго триумвирата (Антоний, Лепид, Октавиан) в 27 г. до н.э. Октавиан получает полномочия на управление государством и наименование Август, употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата считается началом периода империи. Республиканские учреждения сохраняются. Наименование «империя» условно. Титул «император» долгое время оставался военным, только со временем глава государства стал именоваться императором. До середины III в. императоры получали свой титул как военный по несколько раз. Период империи принято делить на два этапа:
2. Возникновение
и распространение
христианства.
Христианство появилось около 2 тысячелетий назад. В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от “духа святого” и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом по движению звезды. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары. Когда Иисус возмужал, он собрал 12 учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую, принесенную им с небес религию. Он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось недоеденных кусков двенадцать коробов. Никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли, что он “вышел из себя”, что он ненормален. Проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник в Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию – казни на кресте, что считалось самой позорной, “рабской” формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, “отверзлись гробы” и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая вернуться, воскресить умерших и, рассудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство в “горний Иерусалим” – небесное божье царство. Христианство возникло в Палестине в первой половине I в. н.э. Первоначально оно было небольшим стихийным движением. Первые христианские общины состояли из рабов, вольноотпущенников, ремесленников, бедноты. Углубление кризиса общества побуждало все большее число людей искать утешение и спасение в новой религии. Во II – III вв. в христианские общины хлынули состоятельные люди. К IV в. христианство проникло во все социальные слои. Император Константин в начале IV в. дал христианству права легальной религии. В последнее десятилетие IV в. оно получило привилегии единственной государственной религии.
3. Поэзия.
Лучший поэт Вергилий ( 70 – 19 до н.э.) пишет поэму «Энеиду» 6 лет. Друг Вергилия – поэт Гораций ( 65 – 8 до н.э.). Он опубликовал свои «Оды» - 3 книги лирических стихотворений. Поэму Вергилия «Энеида» признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее – миф о том, что троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Если Вергилий создал классический римский эпос, то Гораций – классическую римскую лирику. Он воспевал доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о пирушках с друзьями. Едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению поэзии. Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему поэту эпохи Августа – Овидию ( 43 до н.э. – 18 н.э.). Наиболее значительное его произведение – поэма «Метаморфозы». Он собрал едва ли не все мифы «о превращениях» ( свыше 200 ) и пересказал в поэме. Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Императору Августу это не нравилось, он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря. Там Овидий и умер, проведя 10 лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии».
4. Театр.
Истоки римского театра восходят к праздникам сбора урожая, во время которых два хора ведут диалог, распевая веселые и грубоватые песни – фесценнины. Более сложные формы театральной игры – мимические пляски и аттеланы (сценки с постоянным комическим персонажами. Это Макк – прожорливый дурак; Буккон – плут и болтун; Папп – богатый, скупой, честолюбивый старик; Доссен – горбун и шарлатан, выдающий себя за ученого). Регулярные представления начинаются в Риме с середины III в. до н.э. Играют трагедии на мифологический и исторический сюжеты; комедии, рассказывающие о жизни италийских городков. Популярностью пользовалась комедия паллиата. Она представляла собой новой переделку аттической комедии на римский лад. Представителем паллиаты был Плавт (ок. 254 – 184 до н.э.). Римский театр – зрелище, предназначенное для развлечения публики. Актеры расценивались как люди самых низших сословий. Но некоторые актеры пользовались всеобщим уважением, например трагический актер I в. до н.э. Эзоп и его современник – комический актер Росций. Первое время актеры играли без масок, костюмы были такими же как и в греческом театре. В Риме долго не было постоянного театрального здания. Первый постоянный театр был построен только в 55 г. до н.э. В эпоху империи сооружается ряд театров (например, театр Марцелла, вмещавший до 20 тыс. человек), а так же много цирков, напоминающих по своей архитектуре современные закрытые стадионы. В цирках устраивались гладиаторские бои, травля диких зверей и другие кровавые зрелища, которые стали преобладать в Риме с I в. до н.э. Постепенно они вытеснили драму. С ними могли соперничать только аттеланы и мимы.
5. Искусство
Древнего Рима.
Строителями первых римских храмов были этруски – северные соседи римлян. Они делали и скульптуры для храма, и статуи. Лишь одна из них дошла до нас – статуя Капмтолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема. Римляне не долго нуждались в помощи пришлых мастеров. Они научились строить храмы, сооружать мосты, дороги, водопроводы. Они изобрели бетон. Колизей ( 75 – 80 н.э.) – гигантский амфитеатр в форме овальной чаши. На трибунах располагалось около 50 тыс. зрителей. Этот предок наших стадионов имел арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн. Служебные помещения располагались под зданием и занимали пять этажей. Один из наиболее совершенных образцов архитектуры – Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме ок. 125 г. н.э. Круглое здание перекрыто куполом диаметром более 40 метров. Обязательной принадлежностью городов были общественные бани – термы. Обширные здания включали бассейн с проточной водой. В одних помещениях были устроены ванны с теплой или горячей водой, в других – раздевальни, парильни. Большие залы предназначались для занятий гимнастикой. Имелись библиотеки, кулуары и галереи для бесед и философских споров. Характерны для римского искусства и архитектуры триумфальные арки, воздвигавшиеся в память военных побед, важных событий, в честь императоров. К высшим достижениям относится скульптурный портрет. Скульпторы стремились добиться сходства с оригиналом. Они не приукрашали людей, не представляли их более красивыми, чем они были. Первоначально они раскрашивали мраморные портреты, обозначая зрачки, подцвечивая губы и волосы. Позже стали вырезать на месте зрачков углубления, а в бронзовые головы вставляли глаза из цветных камней. Древнеримские художники знали секрет восковых красок, не тускнеющих от времени и не боящихся воды. Особенно любили римляне технику фрески. Важную роль играла мозаика. Из мелких кубиков, вырезанных из разноцветных камней или отлитых из стеклянной массы, мозаичисты выкладывали не только узоры, покрывавшие полы богатых домов, но и картины. Развито было и прикладное искусство. Украшения и покрытые рельефом сосуды изготовляли из золота и серебра чеканщики – торевты. Из драгоценных металлов чеканщики умели делать и статуи. У египтян и сирийцев римляне переняли искусство изготовления стекла – прозрачного и цветного, из которого они делали сосуды и бусы. Большого мастерства достигли римляне в резьбе по камню. Резные камни, называвшиеся геммами, украшали ожерелья, перстни, служили печатями. Различаются геммы двух типов: камии и инталии.
III. Общецивилизационное значение культуры.
Античность
создала тот особый способ отношения
человека к космосу, обществу и к
самому себе, который предопределил
судьбу западного мира. Именно благодаря
этому способу отношения
Список
литературы: