Античная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э.

Содержание

I. Древняя Греция. 1
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры. 1
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов. 1
а) крито-микенская культура; 1
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.); 1
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.); 1
г) эпоха классики (V в. до н.э.); 1
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.). 1
3. Афины. 1
а) возникновение государства; 1
б) реформы Солона и Клисфена; 1
в) демократия в V в до н.э.; 1
г) основные черты афинского права; 1
д) воспитание и образование. 1
4. Спарта. 1
а) особенности общественного строя; 1
б) организация власти; 1
в) воспитание и образование. 1
5. Миф и религия в культурной жизни греков. 1
6. Литература. 1
а) Гомер; 1
б) древнегреческая драматургия; 1
в) древнегреческая лирика. 1
7. Искусство. 1
а) искусство Трои, Крита и Микен; 1
б) искусство геометрического орнамента; 1
в) искусство эпохи архаики; 1
г) искусство классики; 1
д) искусство эпохи эллинизма. 1
II. Древний Рим. 1
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры, социальная стратификация, от республики – к империи). 1
2. Возникновение и распространение христианства. 1
3. Поэзия. 1
4. Театр. 1
5. Искусство Древнего Рима. 1
III. Общецивилизационное значение культуры. 1

Работа содержит 1 файл

8.docxантичная культура.docx

— 90.91 Кб (Скачать)

«Античная культура» 
 
 
 
 

I. Древняя Греция. 1

1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры. 1

2. Периодизация культуры  Древней Греции  и общая характеристика историко-культурных периодов. 1

    а) крито-микенская  культура; 1

    б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.); 1

    в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.); 1

    г) эпоха классики (V в. до н.э.); 1

    д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.). 1

3. Афины. 1

    а) возникновение государства; 1

    б) реформы Солона и  Клисфена; 1

    в) демократия в V в до н.э.; 1

    г) основные черты афинского  права; 1

    д) воспитание и образование. 1

4. Спарта. 1

    а) особенности общественного  строя; 1

    б) организация власти; 1

    в) воспитание и образование. 1

5. Миф и религия  в культурной жизни греков. 1

6. Литература. 1

    а) Гомер; 1

    б) древнегреческая  драматургия; 1

    в) древнегреческая  лирика. 1

7. Искусство. 1

    а) искусство Трои, Крита  и Микен; 1

    б) искусство геометрического  орнамента; 1

    в) искусство эпохи  архаики; 1

    г) искусство классики; 1

    д) искусство эпохи  эллинизма. 1

II. Древний Рим. 1

1. Государство в  Древнем Риме (полисные  основы римской  культуры, социальная  стратификация, от  республики –  к империи). 1

2. Возникновение и  распространение  христианства. 1

3. Поэзия. 1

4. Театр. 1

5. Искусство Древнего  Рима. 1

III. Общецивилизационное  значение культуры. 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Древняя Греция.
  1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры. 

       Каждый  период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи  отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали  отправной точкой в развитии европейской  культуры. Географические рамки –  территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

    1. античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало, как внеличностный и, одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;
    2. античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей, героев.
    3. Человек не случайно похож на богов.

       Главная черта античной культуры состоит  в том, что она вырастает и  развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.

а) крито-микенская культура; 

       У истоков греческой культуры находятся  Крит и Микены. Для этой эпохи (2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической, военной и религиозной жизни, центр социальной системы. «Дворец держал на строжайшем учёте реальные и запланированные поступления (в основном продукции ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу…» Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Для этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга (не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне, которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов, которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях.

       Во  главе бюрократического аппарата находился  царь-жрец, что, в совокупности со свидетельствами  о наличии мощного жреческого сословия, позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма  правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству. Царь-жрец сам отправлял сложные религиозные обряды, являясь верховным жрецом среди жрецов главных храмов. Основная священная функция царя-жреца заключалась в сохранении “священного порядка в природе”, с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы, её порядок. Человек в такой социальной системе ещё не освободился от религиозного (политеистического) мировоззрения. Политеизм при наличии жречества превращался в религиозно-идеологическую систему. Достигнутое к тому времени разделение труда получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы, зависимость от богов).

б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);  

       В гомеровском обществе отсутствует  царь-жрец. Крушение дворцовой системы  “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель, чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть его неустойчива и может быть оспорена в отсутствие “басилея”. ” В основе предводительства лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т.е. способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и даже без угрозы её применения), а престиж, который может быть легко утрачен, оспорен другим лицом или лицами, короче, не является чем-либо постоянным”(А.М.Хазанов). Проявления социальной неустойчивости – соревновательность, “агонистика”.

       Основная  ценность – воинская доблесть (“арете”), её достижение регламентируется “героическим кодексом”, достижение славы. Плоды доблести – честь (“тиме”), которая имеет не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определёнными благами, это почёт и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды.

       Основной  формой общественного контроля выступает  “культура стыда” (“айдос”) –  непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);  

       Формируется полис (город-государство). Античный полис  издавна вызывал восторженное отношение  как “идеальная форма государственной жизни”, с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. Прежде всего бросается в глаза важность и значимость вопросов, решаемых в общественной сфере, по отношению к частной жизни граждан: это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и театральных представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и вообще имущественных кругов; раздача денег малоимущим гражданам;организация общественных работ и т.д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные. Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Предполагается, что он – хозяин дома, ойкоса – частного хозяйства. Он одновременно выступает и как организатор хозяйства (“ойконом”), и как гражданин (“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела домашние, хорошим гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот, кто сумел сохранить отцовское наследство, не отличается мотовством и расточительностью. Хороший хозяин ойкоса расценивается как хороший гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политиком. Управление домом и участие в общественных делах расценивается как однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет трудом рабов или трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы, привлечённые к управлению трудом (управляющий, ключница), рабы-искусники, рабы – исполнители чёрной работы.  

       Полис включал в себя принадлежащие  к городу земельные участки. Сама обработка земли не вызывает затруднений  с ведением частного хозяйства. Препятствия  возникают в связи с внешними причинами – необходимостью обороны  от соседних общин. Община, организованная как государство, оказывается предпосылкой присвоения земли, условием ведения  частного хозяйства:”Община (как государство) – отношение между свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира и в то же время их гарантия”(Маркс К., Энгельс Ф.). При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка.

       Таким образом, участие в гражданских  делах, личная политическая активность граждан полиса является исторически  необходимой формой их жизнедеятельности  и вытекает из зависимости частных  хозяйств от наличия развитой государственной  жизни, обеспечивающей их существование (экономическую и военную безопасность). Естественно, что разветвлённая, многоаспектная государственная жизнь требовала определённой подготовки граждан, причём не только навыков грамотности (письма), не только военных навыков или ораторской подготовки, но и сформировавшихся личностей. Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Прежде всего можно зафиксировать изменения в понимании добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса. Не шли на распространение гражданских привилегий на рабов и иностранцев. “Военные добродетели” получили некоторые ограничения (прежде всего с экономической стороны). Уже Солон выполнение воинских обязанностей ставит в зависимость от денежного дохода граждан. Так что не военные доблести влияли на материальное положение, а сами оказывались зависимыми от него. Важным компонентом добродетелей становятся добродетели разума, умеренности и рассудительности. Сила перестаёт быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость.

       Изменилось  также представление о славе. Важно было не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной  победы (народное собрание принимало  по этому поводу специальное решение), так и в любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт быть привилегией  воина. Она распространяется не только на атлетов-олимпиоников, её добиваются поэты, драматурги, философы.

       Главное в том, что изменился механизм общественного признания. Он осуществлялся  теперь благодаря посредствующей роли государственных органов и прежде всего народного собрания. 

Информация о работе Античная культура