Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:06, реферат
Вот уже не одно столетие верно служит российской культуре величавое здание на Неве. За свою историю оно ни разу не меняло своего назначения - воспитание молодых художников. С самого начала основой образования являлась стройная методическая система. Эта система изменялась и совершенствовалась, отражая новые растущие потребности времени.
И сегодня основой учебного процесса является принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового искусства. На пяти факультетах учатся более 700 студентов на дневном и 500 на заочном отделении из России и зарубежных стран.
Введение ______________________________________________________3
История Академии Художеств_____________________________3
Великие художники: преподаватели и ученики ______________4
П.П.Чистяков ______________________________________4
А.И.Куинджи ______________________________________5
Н.К.Рерих _________________________________________7
Система обученя _____________________________________10
Творческие мастерские Академии: мозаика ________________11
Заключение __________________________________________________13
Литература ___________________________
Реферат: Академия Художеств
Содержание:
Введение ______________________________
Заключение
______________________________
Литература
______________________________
Введение:
Вот уже не одно
столетие верно служит российской культуре
величавое здание на Неве. За свою историю оно ни разу
не меняло своего назначения - воспитание
молодых художников. С самого начала основой
образования являлась стройная методическая
система. Эта система изменялась и совершенствовалась,
отражая новые растущие потребности времени.
И сегодня основой учебного
процесса является принцип преемственности
лучших традиций отечественного и мирового
искусства. На пяти факультетах учатся
более 700 студентов на дневном и 500 на заочном
отделении из России и зарубежных стран.
Опираясь на свой богатый творческий опыт,
развивая и обновляя его применительно
к потребностям меняющегося времени, Академия
уверенно смотрит в будущее, не забывая
о традиционном сознании высокой общественной
роли художника и долга служения его Отечеству.
I
Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны - "Академия трех знатнейших художеств" - была основана по инициативе И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова указом Сената в 1757 году.
«Развитие искусства в Европе подвигло графа Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.»2
«В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии.»2
В 1764—1788 г. для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот), «… высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены "Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств" - законодательное признание правительством самоценности и самостоятельности художественной деятельности. Сегодня об этой знаменательной дате напоминают выложенные мозаикой на полу вестибюля Академии римские цифры - MDCCLXIV.» 4
Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии. «Полное учреждение Императорской Академии художеств» издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора.
В 1802 при президенте А. С.
Строганове устав академии был дополнен
новыми статьями, повысившими ее статус
в области общественно-
II
Многие известные русские
художники учились в Академии
и в ней приобрели
Благодаря деятельности крупных
педагогов, в том числе выдающегося преподавателя
П. П. Чистякова, академия и во 2-й пол. 19
в. сохраняла свое значение главной в России
школы художественного образования. В
1893 был утвержден новый устав, который
вернул академии самоуправление. Учебные
классы были преобразованы в Высшее художественное
училище живописи, скульптуры и архитектуры
(ВХУ), при котором были открыты мастерские
во главе с выдающимися художниками И. Е. Репиным, В. Е. Маковским, И. И. Шишкиным, А. И. Куинджи и др. ИАХ было предоставлено
право утверждать проекты монументальных
сооружений.
1
Чистяков Павел Петрович [23 июня (5 июля) 1832, село Пруды Тверской области — 11 ноября 1919, Детское село, ныне г. Пушкин], русский живописец; педагог.
Окончил Бежецкое уездное училище. Отец художника, человек простого происхожения, хотел дать сыну образование. В 1846 Павел поступил в Академию художеств, которую окончил в 1861. Учился у профессора П. В. Басина. После окончания преподавал в Рисовальной школе Петербургского общества поощрения художников (1860-64). В 1862-1870 как пенсионер академии продолжил образование в Париже и Риме, посетил некоторые города Германии. Его картины (жанровые и портреты) отличаются драматизацией исторических сюжетов («Боярин», 1876, Третьяковская галерея) и психологической насыщенностью образов («Портрет матери художника», 1880, Русский музей). С 1872 преподаватель Академии художеств, в 1908-10 профессор-руководитель мастерской, 1890-1912 заведующий мозаичным отделом. Посвятив себя преподавательской деятельности, писал мало.
«Педагогический метод Чистякова предполагал слияние непосредственного восприятия натуры художником с ее изучением. Он стремился, сочетая академизм с принципами реализма, вызвать у своих учеников желание осваивать классические традиции и трепетно относиться к работе над пластической формой. «Бесконечность, бесформенность состоит из бесчисленного количества оформленных, а следовательно, конечных тел», — говорил Чистяков. Он учил передавать не внешние контуры и пятна, не «срисовывать», а рисовать, анализируя структуру формы, «малейшие изгибы, выступы и уклонения форм. При этом тушевка от рисунка не отделяется, потому что тени или полутени не суть буссмысленные пятна, а формы, следовательно, имеют перспективу, рисунок». Рисунок, по его методу, следовало строить разбивкой на мелкие планы — плоскости; стыки этих плоскостей образовывали грани объема с его впадинами и выпуклостями. В учебных рисунках криволинейные объемы трактовались как многогранники. Сначала рисунок выглядел угловатым, кристаллическим, но на завершающей стадии углы и плоскости смягчались, и в результате он становился похож на обычный. Этот метод Чистякова (который по идее должен быть скрыт от зрителей) М. Врубель сделал элементом своего стиля, имеющим собственное эстетическое значение. Однако в среде представителей более молодого поколения художников о методе профессора-академиста Чистякова имели смутное представление и часто заблуждались (например, Александр Бенуа, считал, что эта система основана «на каком-то механическом неосознанном срисовывании видимости»).»1
Педагогическом метод Чистякова сыграл большую роль в развитии русского искусства второй половины 19 в. Его учениками были такие самобытные художники, как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков , произведения которых стали национальным достоянием. Несмотря на то что как педагог Чистяков был чрезвычайно требователен, подчас даже жесток, все эти художники признавали его своим единственным учителем, а такой оригинальный живописец, как Врубель, в своей автобиографии написал, что годы учения в академии были самыми светлыми в его художественной жизни.
2
Куинджи Архип Иванович [январь 1841, местечко Карасу под Мариуполем — 11 (24) июля 1910, Петербург], русский живописец-пейзажист.
«Сын сапожника, грека по национальности. Живописи учился самостоятельно, в 1868 занимался в петербургской Академии художеств. В 1878 получил звание «классного художника первой степени» за картины «На острове Валааме», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Украинская ночь» и «Степь». В ранний период творчества испытал влияние И. К. Айвазовского.»1 Важным открытием художника, надолго определившим облик его искусства, стал романтический образ, начатый картиной «Украинская ночь» (1876). В ней мир воспринимается как благо, доставляющее человеку красоту и богатство впечатлении. Зримый мир полон роскоши, но роскоши не экзотической, а земной, доступно. Жизнь, даруемая человеку, трактуется как благо, которое нужно достойно принимать. То же ощущается и в картинах «Вечер», «Радуга», «Лунная ночь на днепре».
Еще один аспект куинджиевского творчества – народность источника, изобразительная фольклорность. Но Куинджи вовсе не упрощает свое искусство, обратясь к народному творчеству. Он остается профессионалом, лишь ориентирующимся на народное сознание, нисколько не стилизируя изображение. Художник видоизменяет свою живопись, вносит новые пластические принципы, до него как будто не встречаемые: это начало декоративизма. «Впоследствии М.Н. Нестеров вспоминал о произведенном картиной впечатлении: «Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой «Украинской ночью» Куинджи. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас! Краски изменились чудовищно».»3
Уже первые его картины — «Татарская деревня при лунном освещении» и «Исаакиевский собор при лунном освещении» — говорят об интересе художника к проблемам передачи света.
Начиная с «Украинской ночи» романтичесая фаза в творчестве Куинджи имела принципиально новое значение. Куинджи покончил с эпигонским академическим романтизмом ранних своих работ и вступил в полосу обновленного романтического искусства. Самое существенное, что отличало новые его работы от прежних, - это побуждение к экзотичности изображения., вводит яркую цветность. Художник отказывается от моделирования предметов, он их уплощает, усиливает иллюзию глубины. Глубинность пространства становится едва ли не главным выразительным средством в создании образа природы.
В 1875-79 годы был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В зрелый период творчества, используя световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной оптической иллюзии освещения («Украинская ночь», 1876; «Березовая роща», 1879; «После грозы», 1879; «Ночь на Днепре», 1880).
В 1879 на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи показывает ставшую знаменитой «Березовую рощу». Реакция художников и зрителей была единодушна: Куинджи удивил всех. В облике чистой и совершенной природы сквозит желание полноты жизни. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Цвет доведен до физической ощутимости. Природа кажется неподвижной. Она словно зачарована неведомой силой. Она безлюдна. Пейзаж лишен бытовизма, что и сообщает ему некую дистиллированную чистоту.
«В «Березовой роще» художник созерцает красоту. В картине доминирует идея красоты. Поэтому изображение реального пейзажа обобщено посредством цветового решения: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо – монотонно окрашенным задником, роща – почти силуэтно, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, редкостной, совершенной красоты.»3
Природа в «Березовой роще» Куинджи одновременно реальна и условна.
Для получения
в своих пейзажах панорамных
эффектов Куинджи применял
«В творчестве художника цвет освобождается от темноты. Куинджи мыслит цветом. В природе он улавливает его тончайшие градации.»3
Обладая особой чувствительностью зрения, Куинджи в совершенстве владел тонкими знаниями гармонии цветов, колорита, тона.
Со временем, однако, многие из полотен художника потеряли первоначальный вид: краски потускнели, цвет их изменился.
С 1892 Куинджи
преподавал в Академии художеств, с
1894 руководил пейзажной
3
Рерих Николай Константинович (27 сентября
(9 октября) 1874, Петербург — 13 декабря 1947,
Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия),
русский живописец, театральный художник,
археолог, путешественник, писатель, философ-мистик.
Один из самых ярких и популярных мастеров
русского символизма и модерна