Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:50, реферат
С 1907 по 1915 год живописцы в России, Западной Европе и США начали создавать абстрактные произведения искусства, так полагают исследователи и называют первых Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. И все же годом рождения беспредметного искусства считается 1910-й, когда в Германии, в Мурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию.
Введение
I. Абстракционизм
1.1. Кандинский В.В.
1.2. Малевич К.С.
1.3. Пит Мондриан
II. «Искусство действия»
2.1. Джексон Поллок
2.2. Жорж Матье
III. Лучизм
3.1. Ларионов М. Ф.
3.2. Гончарова Н.С.
Заключение
Список использованной литературы
В рамках американского абстракционизма
была развита так называемая
Другим знаменитым
европейским представителем «
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912–1956)
Джексон Поллок - американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Вайоминг). В 1929 он приехал в Нью-Йорк учиться живописи у известного американского художника Томаса Харта Бентона. В конце 1930-х годов на живопись Поллока оказали сильное влияние экспрессионизм и творчество мексиканских художников Хосе Клементе Ороско и Давида Альфаро Сикейроса. После периода экспериментов к 1943 Поллок выработал свою индивидуальную, абстрактную манеру живописи; в том же году в Нью-Йорке была организована его первая персональная выставка. В произведениях Поллока при всей их оригинальности ощутимо влияние сюрреализма и наиболее нервных, гротескных образов Пикассо.
С 1947 Поллок начал использовать в своей живописи дерзкие, революционные методы, которые стали предметом бурных дискуссий и, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность. Вместо того чтобы писать кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на необрамленный, расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки.
Джексон Поллок стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. Умер Поллок 11 августа 1956.
ЖОРЖ МАТЬЕ (р. 1921)
Жорж Матье - французский художник, один из лидеров ташизма. Родился в Булонь-сюр-Мер на северном побережье страны 27 января 1921. В 1933 семья переехала в Версаль. Штудировал философию и право в Лилльском университете, но учебу прервала война. Как художник был практически самоучкой. Начал серьезно работать с 1944, испытав влияние «информеля» и американского абстрактного экспрессионизма.
Получил известность беспредметными композициями, которые писал, выдавливая краски из тюбика, а затем растушевывая их кистью или рукой – так что в итоге получались своеобразные монументальные иероглифы (А.Мальро назвал его «первым западным каллиграфом»). Нередко, в особенности в 1960-е годы, превращал сам акт писания картины в публичное представление-хэппенинг; экстравагантные жесты и одеяния художника призваны были выразить героическое содержание огромных полотен, которые порой создавались за 15–20 минут.
Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации.) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары»[1. стр. 8]. Исторической она стала потому, что критики Матье соблаговолили приписать его закорючкам и пятнам способность выразить массовые народные движения, борьбу за власть династий и т.д. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др.) Позднее его картины-«иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам.
С 1962 активно обращался к дизайну (мебель, высокая мода, афиши, медали, ковры «в стиле Матьё»). Исполнял эскизы для севрского фарфора. Изложил свое творческое кредо в книге «По ту сторону ташизма» (1963).
ЛУЧИЗМ
Особое направление в абстракционизме – лучизм. Это один из вариантов абстрактного искусства, основанный на красочной игре лучей, светопреломлений, как бы высвобождающих внутренние энергии мироздания. «Цвет подобно свету, потоками лучей пронизывает композицию, способен рождать ощущение бесконечности живописной плоскости, открывать возможность перехода от изображения объекта к изображению невидимого». [2. стр. 25]
Возглавляли Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. По Ларионову, все предметы видятся как сумма лучей. Задача художника - поиск пересечения сходящихся в определенных точках лучей, т.е. красочных линий, их в живописи представляющих.
ЛАРИОНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (1881 - 1964)
Ларионов М.Ф. - русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг.
Сын военного фельдшера,
Ларионов с 12-летнего
До 1906 года продолжался
неоимпрессионистический
С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале «Золотое руно», где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Гогена и Сезанна.
В 1907-12 Ларионов писал картины,
основанные на творческой переработке
образно-пластического строя
Ларионов был истинным
вожаком бунтующей
Иллюстрировал футуристические
книги, преимущественно В.
В 1912-14 стал создателем собственной живописной системы — лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника».
С началом войны был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован. Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915 вместе с Гончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже. Оформил множество постановок дягилевской антрепризы: «Русские сказки» А. К. Лядова (1917), «Шут» С. С. Прокофьева (1921), «Байка про лису» И. Ф. Стравинского (1922), «Классическую симфонию» С. С. Прокофьева (1931) и др.
С отъездом из России
закончился новаторский период
в творчестве Ларионова. До
конца жизни художник работал
как живописец, сценограф,
В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.
ГОНЧАРОВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА (1881 — 1962)
Гончарова Н.С. - живописец,
график, театральный художник, книжный
иллюстратор. Выдающийся
Наталия Гончарова
происходила из рода
В начале творческого
пути художница, по
В 1907-11 гг. живопись
Гончаровой формировалась под
воздействием стилистики
Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество.
С начала 1910-х гг. Гончарова
обратилась к более
Начав выставляться
с 1904, Гончарова в 1906 была участницей
Русского отдела в Осеннем
Салоне в Париже. В 1910 вместе
с Ларионовым стала одним из
учредителей общества «
В 1914 Гончарова по
заказу С. П. Дягилева создала
эскизы оформления оперно-
Центр французского
периода Гончаровой — театр.
Вплоть до смерти Дягилева
в 1929 она была одним из ведущих
художников его антрепризы («Испания»
М. Равеля, 1916; «Ночь на Лысой
горе» М. П. Мусоргского, 1923, «Жар-птица»
И. Ф. Стравинского, 1926 и др.). Многие
ее станковые вещи 1920-30-х гг. были
связаны с миром театральной
декорации или костюма. В 1920-
В 1950-е гг. писала
многочисленные натюрморты и
полотна «космического цикла». Возрождение
широкого интереса к искусству
Ларионова и Гончаровой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Абстракционизм – уникальное явление мировой художественной культуры. Его уникальность обусловлена особенностями переломной эпохи. XX век – это своего рода знак и не случайно он породил своеобразное искусство абстракционизма.
Искусство не терпит прямоговорения, его сила в метафоре. Реализм в искусстве бывает очень разным и это самым убедительным образом доказывает искусство абстракционизма.
Благодаря абстракционизму
появилось много различных
Восприятие искусства
в высшей степени субъективно. Отношение
к произведениям художников-