Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 12:50, курсовая работа
Предупреждение преступности – это стройная многоуровневая система мер государственного и общественного характера, направленных на устранение причин и условий преступности либо их нейтрализацию (ослабление, ограничение) и тем самым способствующих сокращению преступности. Предупреждение преступлений предполагает: осуществление глубоко продуманных и взаимно связанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер; проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль; ликвидацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений; своевременное реагирование общественности на те или иные проступки людей, их аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка1.
1.Введение……………………………………………………………2
2.Уровни профилактики преступлений и позиции ученых по данному вопросу………………………………………………………………..5
3.Виды и подвиды профилактики преступлений на специальном криминологическом уровне……………………………………………………11
4.Понятие объектов профилактики преступлений……………….20
5.Основные субъекты профилактики преступлений и их профилактические функции ………………………………………………….23
6.Учреждения уголовно-исполнительной системы как субъекты профилактики рецидивной преступности…………………………………....26
7.Заключение………………………………………………………..29
8.Список использованной литературы…………………………….31
Вместе
с тем специально-
Значение таких мер заключается главным образом в том, что в результате их реализации те или иные аспекты предупреждения преступности становятся, как правило, предметом специального обсуждения со стороны руководителей государственных органов, общественных формирований, коллективов, хозяйственных или иных должностных лиц, разрабатываются конкретные меры по устранению причин и условий правонарушений, укреплению законности и правопорядка.
Выше
отмечалось, что специально-
Организационно-
К
мерам правового характера
а) устанавливают ответственность и регламентируют порядок ее применения за правонарушения;
б)
обеспечивают широкое участие органов
самоуправления граждан и общественных
формирований в деятельности по борьбе
с преступностью и
в) организационно укрепляют государственные органы, ведущие борьбу с преступностью, и т.п.
К числу этих мер можно отнести и такие, которые направлены на подготовку и совершенствование кадров правоохранительных органов, на улучшение условий содержания и перевоспитания осужденных, на повышение эффективности мер наказания, на создание условий, ограничивающих возможности рецидива преступности.
Они,
в том числе уголовно-правовые,
уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные,
определены в ряде правовых актов. Это
– целая система мер
Понятие объектов профилактики преступлений
Осуществляя
свои функции, субъекты профилактики воздействуют
на «поведение» объектов профилактического
воздействия и таким образом
пытаются контролировать их отклоняющееся
противоправное поведение. Их непосредственный
контакт «субъект-объект» дает начало
целому ряду проблем, относящихся к
функционированию системы профилактики
в целом. Взаимодействие субъектов
и объектов профилактики, их механизм
можно представить в самом
общем плане как процесс
Следует подчеркнуть, что различные направления профилактического воздействия на причины, условия, факторы и т.д. с одной стороны, и на личность – с другой, дополняют друг друга, и в значительной степени смыкаются. Вот почему в таких случаях (конкретизируя понятие объекта) говорят о профилактическом воздействии на личность. Именно личность правонарушителя (преступника) и выступает как основной объект профилактического воздействия. В связи с этим оказываемое профилактическое воздействие на антиобщественное поведение личности должно осуществляться через принципы, нормы, безусловные требования, оценки, идеалы и т.д.
Воспринимает
или нет человек такое
Нельзя
забывать, что профилактическое воздействие
– особая форма социального
Профилактика направлена на самые различные объекты. Каждый из них имеет свои особенности, от которых зависит правильный выбор средств и форм воздействия на него. Значит, говорить надо не только об общем, но и о конкретных объектах профилактического воздействия. Отсюда – необходимость классификации преступлений.
Опыт показывает, что целесообразно выделить такие объекты, как преступления взрослых и несовершеннолетних, мужчин и женщин, первичные и рецидивные преступления, так называемые групповые преступления.
Детализируя же такую классификацию, обычно преступления группируют так:
В целях профилактики допускается и классификация по территориальному признаку: сельская преступность, городская и т.д. Могут быть, конечно, и иные классификационные группы, зависящие от конкретно поставленных целей и задач профилактики. Например, довольно часто выделяются в самостоятельную группу преступления, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений, групповые преступления. Но в любом случае классификация должна обеспечивать дифференцированный подход к осуществлению профилактического воздействия. Объект такого воздействия должен быть конкретно-однородным.
С
учетом предшествующего опыта и
современного уровня разработки понятий
криминологической
Первый блок охватывает преступность: организованную; профессиональную; рецидивную; несовершеннолетних; неосторожную; женскую и др. Главным основанием для данной классификационной модели выступают особенности профилактики; особенности личности преступника; причины преступлений и т.д.
Второй блок объединяет преступность: экономическую; тяжкую насильственную; корыстно-насильственную; экологическую; военнослужащих и др.
Для
названной совокупности преступлений
приоритет имеют следующие
Понятием
вида (групп) преступлений охватываются
такие их разновидности, которые
объединяются сходностью признаков
их криминологической
Основные субъекты профилактики преступлений и их профилактические функции
Необходимым
элементом системы являются субъекты
профилактики преступлений. К ним, в
широком смысле слова, относятся
все государственные и
Классификация
указанных субъектов может быть
осуществлена по различным основаниям.
Представляется возможным разделить
их на три следующие группы. Первая
– те субъекты, которые непосредственно
ведут индивидуальную профилактику.
Ко второй группе относятся субъекты,
осуществляющие профилактику в ходе
выполнения своих контрольных
Профилактика
преступлений относится к динамичным
системам. Для того, чтобы достигать
своей цели, она должна быть гибкой
и постоянно совершенствоваться
в зависимости от уровня структуры,
динамики и других характеристик
преступности. На нее активно воздействуют
происходящие в обществе процессы,
особенно состояние экономических и политических
отношений, рост или снижение конфликтности,
степени социальной напряженности, расширение
либо свертывание демократизации и т.д.
В целом субъекты предупреждения преступлений
обязаны действовать в рамках своей компетенции,
установленной законом. Характер компетенции
(наличие властных или рекомендательных
полномочий, их специализация) также может
служить основанием для классификации
и структур субъектов профилактики преступлений.
Их можно различать и по ведомственной
принадлежности, профессиональной специализации,
территориальным границам деятельности.
Учреждения уголовно-исполнительной системы как субъекты профилактики рецидивной преступности
Исходя
из того, что оперативные аппараты
исправительных учреждений выступают
специальными субъектами предупредительной
деятельности, научная разработка организационно-тактических
положений проводилась и
По
мнению автора, оперативно-розыскная
профилактика – это основанная на
законах и урегулированная
Оперативно-розыскную
профилактику преступности следует
рассматривать в широком смысле
как часть социальной профилактики
в целом преступности, в узком
– как специальную деятельность
исправительных учреждений, включая
проведение необходимых, предусмотренных
федеральным законом « Об оперативно-розыскной
деятельности» оперативно-
Информация о работе Уровни, виды, субъекты и объекты профилактики преступлений