Управление в Уголовно-исполнительной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Проблемы управления в процессе реформирования в УИС представляют существенный интерес как объект исследования.
Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-разыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.
Реформирование уголовно-исполнительной системы, начатое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904 с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах сотрудников.

Содержание

Введение 3
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 5
2. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере исполнения наказаний 10
3. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения 13
Заключение 18
Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

управление в УИС.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

      Осуществление политики гуманизации уголовного законодательства способствовало сокращению количества подследственных и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Например, только в течение 2002 года количество подследственных сократилось на 40 процентов. Вместе с тем наметившееся после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации снижение наполняемости следственных изоляторов ко второй половине 2005 года в связи с ростом численности подследственных практически приостановилось. В отдельных регионах наполняемость следственных изоляторов превышает установленный лимит наполнения, причем весьма значительно.

        Количество подследственных и  осужденных не зависит от деятельности  Федеральной службы исполнения  наказаний, а определяется главным  образом уровнем преступности в стране и судебной практикой, включающей избрание судами меры пресечения в виде заключения под стражу и осуждение к лишению свободы.

        Для нормального функционирования  следственных изоляторов требуется  определенный резерв лимита их  наполнения. Необходимость использования резерва лимита наполнения следственных изоляторов обусловлена объективными (годовыми, месячными) колебаниями численности подследственных, не зависящими от деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

        Динамика численности подследственных, содержавшихся в следственных изоляторах в 2002-2005 годах, представлена в приложении N 1.

        Максимальная, средняя и минимальная  численность подследственных, содержавшихся  в следственных изоляторах в  2002-2005 годах, представлена в приложении N 2.

        Среднестатистическая годовая численность  подследственных составляет 152,6 тыс. человек. Однако при существующем лимите наполнения следственных изоляторов в 147,8 тыс. человек эти учреждения 6-8 месяцев в году оказываются переполненными. Резерв лимита наполнения следственных изоляторов должен сводить к минимуму такую возможность.

        Минимальная величина резерва  лимита наполнения следственных  изоляторов должна быть не  меньше отклонения колебаний  месячного уровня подследственных,  содержащихся в следственных изоляторах. Фактически резерв лимита наполнения следственных изоляторов должен составлять не менее 22 тыс. мест, в связи с чем возникает потребность дополнительно в 22 следственных изоляторах вместимостью 1000 человек каждый. Согласно оценке Государственно-правового управления при Президенте Российской Федерации резерв лимита наполнения следственных изоляторов может составлять 10-15 процентов от среднего уровня их наполняемости за 5 предыдущих календарных лет.

        При невыполнении этих требований, отсутствии системного планирования строительства и реконструкции следственных изоляторов и исправительных учреждений применительно к отдельным субъектам Российской Федерации, а также при отсутствии целевых показателей (индикаторов) и эффективных механизмов координации и контроля доля учреждений уголовно-исполнительной системы, условия содержания в которых соответствуют законодательству Российской Федерации либо приближены к ним, будет уменьшаться5.

        Такая ситуация может вызвать  снижение эффективности использования государственных капитальных вложений, направляемых на осуществление деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по строительству и реконструкции следственных изоляторов и исправительных учреждений, поскольку достижение необходимых результатов в приемлемые сроки становится затруднительным, а цены на оборудование, материалы и другие товары будут возрастать.

        Отказ от использования возможностей  программно-целевого метода при  решении проблемы в условиях  наметившегося роста численности подследственных и осужденных не позволит приблизиться к общепринятым стандартам охраны здоровья и соблюдения гигиены и обеспечить установленную законодательством Российской Федерации норму санитарной площади в расчете на одного человека, что в свою очередь может привести к ухудшению условий содержания подследственных и осужденных, нарушению их прав и законных интересов, осложнению эпидемиологической обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также утрате результатов, достигнутых в ходе реализации федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы".

        Кроме того, невыполнение Российской  Федерацией международных обязательств  приведет к росту количества  жалоб на нарушение прав подследственных  и осужденных, негативной реакции со стороны российских и международных общественных и правозащитных организаций.

       

3. Возможные варианты  решения проблемы, оценка преимуществ  и рисков, возникающих  при различных  вариантах ее решения

        Решение проблемы приведения  условий содержания подследственных  и осужденных в соответствие  с законодательством Российской  Федерации будет осуществляться  путем обоснованного выбора мероприятий  по всем направлениям реализации  Программы с учетом цели и  реальных объемов финансовых средств, которые могут быть привлечены для ее реализации.

        Исходя из этого можно определить 5 вариантов решения проблемы6.

        Первый вариант. Исходя из объемов финансирования Программы на уровне 2006 года работы в первые 4 года будут сосредоточены на завершении строительства ранее начатых объектов следственных изоляторов. В последующие годы будут проводиться работы по строительству следственных изоляторов в регионах с наиболее неблагоприятной обстановкой в отношении наполняемости существующих следственных изоляторов, а также по реализации мероприятий, связанных с улучшением условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, требующих относительно небольших объемов финансирования.

        При таком варианте решения  проблемы можно прогнозировать, что реконструкция следственных изоляторов и строительство новых объектов исправительных учреждений затянутся на долгие годы. Вследствие этого сохраняется проблема соблюдения прав подследственных и осужденных, поскольку приведение условий их содержания в соответствие с законодательством Российской Федерации будет достигнуто в следственных изоляторах к 2027 году, а в исправительных учреждениях - к 2068 году. В период реализации мероприятий Программы может сохраниться тенденция роста преступности, а соответственно и возрасти наполняемость учреждений. Не исключается и изменение законодательства Российской Федерации, что также отразится на решении проблемы.

        Указанный вариант не позволит  решить вопрос приведения условий  содержания в следственных изоляторах в соответствие с международными стандартами в ближайшее время.

        Второй вариант обеспечит в течение первых 3 лет завершение строительства объектов следственных изоляторов, начатого в рамках федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы", а также позволит осуществить строительство и реконструкцию объектов следственных изоляторов для приведения условий содержания подследственных в соответствие с законодательством Российской Федерации (без учета резерва лимита их наполнения) в регионах, в которых эта проблема не решена, и даст возможность завершить строительство и реконструкцию необходимых объектов исправительных учреждений7.

        При таком варианте решения  проблемы появляется возможность  довести количество следственных изоляторов и исправительных учреждений с условиями содержания подследственных и осужденных в соответствии с законодательством Российской Федерации до 100 процентов к 2017 году.

        К числу рисков при реализации  второго варианта решения проблемы  необходимо отнести следующие. С учетом прогнозируемых оценок развития криминальной обстановки в стране существует вероятность роста числа общественно опасных деяний, совершение которых влечет за собой наказание в виде лишения свободы, соответственно может возникнуть потребность в дополнительных местах в следственных изоляторах, не учтенных в программе строительства. Сезонные колебания наполняемости следственных изоляторов в отдельные месяцы будут превышать установленный лимит их наполнения, и, следовательно, в это время будут нарушаться права подследственных.

        В этом варианте условия содержания  подследственных в следственных  изоляторах не приводятся в  соответствие с международными  стандартами.

        Третий вариант предусматривает строительство и реконструкцию следственных изоляторов, а также объектов исправительных учреждений для приведения условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации с учетом резерва лимита наполнения следственных изоляторов, составляющего 15 процентов.

        При таком варианте решения  проблемы представляется возможным  завершить строительство ранее  начатых объектов, сбалансировать  интересы подследственных, учесть  потребности в строительстве  и реконструкции следственных  изоляторов в различных регионах Российской Федерации, обеспечить необходимые условия содержания подследственных и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы и довести до 100 процентов их соответствие с законодательством Российской Федерации. По третьему варианту решения проблемы риски сведены до минимума. Его преимущество заключается в том, что на соответствие условий содержания подследственных законодательству Российской Федерации не влияют колебания наполняемости следственных изоляторов. Незначительные изменения состояния преступности существенно не повлияют на условия их содержания.

        В этом варианте условия содержания  подследственных в следственных  изоляторах не приводятся в  соответствие с международными  стандартами.

        Четвертый вариант предусматривает строительство и реконструкцию следственных изоляторов для приведения лимита их наполнения и фактической наполняемости в соответствие с нормами международного права, а объектов исправительных учреждений - с законодательством Российской Федерации.

        Реализация норм международного права в отношении нормы санитарной площади в расчете на одного человека в размере 7 кв. метров потребует значительных средств на строительство новых следственных изоляторов. При этом следует учитывать, что лимит наполнения существующих следственных изоляторов исходя из норм международного права сократится вдвое.

        При реализации четвертого варианта  решения проблемы возникают те  же риски, что и при реализации  второго варианта.

        При таком варианте решения  проблемы для приближения условий  содержания подследственных к международным стандартам, если их численность не увеличится, понадобится следственных изоляторов в 1,5 раза больше, что существенно увеличит расходы федерального бюджета. Это ставит под сомнение соответствие возможностей государства, связанных с реализацией этого варианта решения проблемы, приемлемым срокам ее решения.

        Однако если не решать проблему  с учетом европейских стандартов  уже сейчас, то изменение требований  этих стандартов в сторону  гуманизации законодательства и  обращения с заключенными (например, увеличение норм санитарной площади в расчете на одного человека) со временем сделает для Российской Федерации выполнение этой задачи нереальным.

        Избрание четвертого варианта  решения проблемы позволит привести  условия содержания подследственных  в соответствие с нормами международного права к 2027 году, а осужденных в исправительных учреждениях - в соответствие с законодательством Российской Федерации к 2017 году.

        Пятый вариант обеспечит в течение первых 3 лет завершение строительства объектов, начатого в рамках федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы", а также позволит к 2017 году привести условия содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации и построить 26 следственных изоляторов, отвечающих международным стандартам.

        При реализации этого варианта  решения проблемы возникают те  же риски, что и во втором  варианте. Однако за счет строительства  26 новых следственных изоляторов, соответствующих международным стандартам, имеется возможность в случае роста численности подследственных использовать эти следственные изоляторы как 10-процентный резерв лимита их наполнения и обеспечивать условия временного содержания подследственных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Управление в Уголовно-исполнительной системе