Содержание
Введение
Актуальность
темы: Проблемы управления в процессе
реформирования в УИС представляют существенный
интерес как объект исследования.
Уголовно-исполнительная
система, являющаяся составной частью
правоохранительных органов России, представляет
собой совокупность учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания и иные
меры уголовно-правового характера, а
также обеспечивающих содержание под
стражей обвиняемых и подозреваемых в
совершении преступлений.
Эта система является многофункциональной,
так как не только исполняет
наказания в виде лишения свободы
или без изоляции от общества,
но и организует привлечение
осужденных к труду, осуществляет
общую и профессиональную подготовку
специалистов, проводит санитарно-профилактическую
работу и лечение осужденных, занимается
оперативно-разыскной деятельностью,
принимает участие в социальной работе
с осужденными и контроле за их поведением.
Реформирование уголовно-исполнительной
системы, начатое во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 28
июля 1998 г. N 904 с передачей ее в ведение
Министерства юстиции Российской Федерации,
позволило укрепить правопорядок в местах
лишения свободы, достичь динамичного
снижения уровня преступности и количества
нарушений режима в исправительных учреждениях,
уменьшить традиционную конфронтацию
между персоналом уголовно-исполнительной
системы и осужденными, улучшить микроклимат
в коллективах сотрудников.
В то же время в деятельности
уголовно-исполнительной системы остается
нерешенным ряд проблем, связанных с нарушением
прав человека, что оказывает негативное
влияние на положение дел в исправительных
учреждениях и сдерживает процесс реформирования
системы в целом.
На протяжении длительного времени
органы и учреждения, исполняющие уголовные
наказания в виде лишения свободы, вынуждены
функционировать в условиях постоянного
дефицита бюджетных средств, выделяемых
на их содержание. До 2000 года уголовно-исполнительная
система обеспечивалась финансовыми ресурсами
на 60 процентов минимальных потребностей.
Предусмотренное федеральным бюджетом
на 2001 год увеличение финансирования в
1,7 раза по сравнению с 2000 годом не учитывает
сложившийся в стране уровень инфляции
и не обеспечивает в полном объеме покрытие
расходов на приобретение и ремонт автобронетехники,
средств связи, инженерно-технических
средств охраны, специальной техники,
оплату коммунальных и транспортных услуг,
капитальный ремонт объектов, осуществление
оперативно-разыскной деятельности и
оплату льгот, установленных государством
для сотрудников исправительных учреждений.
Осужденные и лица, содержащиеся
в следственных изоляторах, не
обеспечиваются питанием по установленным
нормам. При нормативе стоимости
питания на 1 человека в сутки
18 рублей в 2000 году за счет средств
федерального бюджета было выделено только
10,8 рубля.
Численность лиц, которым смертная
казнь заменена пожизненным лишением
свободы, ежегодно увеличивается
на 250 человек. Действующие в настоящее
время три исправительные колонии
рассчитаны на размещение только 630 таких
осужденных, в то время как в местах лишения
свободы содержится более 1100 человек,
осужденных к смертной казни, и лиц, которым
смертная казнь заменена пожизненным
лишением свободы.
1.
Содержание проблемы
и обоснование необходимости
ее решения
программными методами
Современная
уголовно-исполнительная система представляет
собой совокупность учреждений и
органов, исполняющих различные
виды наказаний, и включает в себя
1060 учреждений - 844 исправительных учреждения,
7 тюрем и 209 следственных изоляторов. В
настоящее время в указанных учреждениях
содержатся более 812 тыс. человек. Годовой
оборот подследственных составляет около
2,5 млн. человек. В следственных изоляторах
ежемесячно в среднем по Российской Федерации
содержится около 150 тыс. подследственных1.
Согласно требованиям законодательства
Российской Федерации размещение
в камерах подследственных и
осужденных производится с учетом
их личности и психологической
совместимости, пола и возраста.
Подследственные содержатся в общих
или одиночных камерах в соответствии
с требованиями раздельного размещения.
Каждому предоставляется индивидуальное
спальное место. Норма санитарной площади
в камере в расчете на одного подследственного
установлена в размере 4 кв. метров.
В среднем по Российской Федерации
в результате проделанной работы
по строительству и реконструкции
следственных изоляторов в рамках
федеральной целевой программы "Реформирование
уголовно-исполнительной системы на 2002-2006 годы"
количество мест в следственных изоляторах,
соответствующих требованиям законодательства
Российской Федерации, будет доведено
к концу 2006 года до 94,4 процента.
В части регионов Российской
Федерации норма санитарной площади
в камере в расчете на одного
подследственного не соответствует
установленной законом норме. Следовательно,
наполняемость следственных изоляторов
превышает установленный лимит наполнения,
причем в отдельных регионах весьма значительно.
Между тем требование, связанное с лимитом
наполнения следственных изоляторов,
реально обеспечивается в указанных учреждениях
только в 40 субъектах Российской Федерации.
В 38 субъектах Российской Федерации норма
санитарной площади в камере в расчете
на одного подследственного составляет
менее 4 кв. метров, из них в 18 субъектах Российской
Федерации - менее 3 кв. метров, что является
нарушением прав подследственных.
В 3 субъектах Российской Федерации
следственные изоляторы отсутствуют,
что приводит к различным издержкам при
исполнении меры пресечения в виде заключения
под стражу и обеспечении следственных
действий.
Подследственные имеют право
на свидания с защитником с
момента фактического задержания.
С родственниками и иными лицами
подследственные и осужденные
имеют право на свидания в
порядке и случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Им бесплатно выдаются постельные принадлежности,
посуда, столовые приборы, туалетная бумага
и индивидуальные средства гигиены, а
также создаются бытовые условия, отвечающие
требованиям гигиены, санитарии и пожарной
безопасности. Администрация учреждений
уголовно-исполнительной системы обязана
выполнять санитарно-гигиенические требования,
обеспечивающие охрану здоровья подследственных
и осужденных2.
В целом содержание подследственных
и осужденных в 109 следственных
изоляторах и 575 исправительных учреждениях
не в полной мере соответствует требованиям,
предъявляемым к учреждениям уголовно-исполнительной
системы, по условиям содержания, нормам
санитарной площади, бытовым условиям,
а также санитарно-гигиеническим требованиям.
В исправительных учреждениях Российской
Федерации недостает более 6,4 тыс. комнат
длительных свиданий, 9 тыс. мест в столовых,
1,2 тыс. мест в банях, прачечных мощностью
более чем 14,4 тыс. килограммов белья в сутки,
очистных сооружений более чем на 12 тыс. куб. метров
в сутки, канализационных сетей протяженностью
более чем 33,16 километра, а также 19 тыс. мест
в общежитиях для проживания осужденных3.
В этой связи острейшей проблемой
уголовно-исполнительной системы,
требующей решения, остается обеспечение
условий содержания подследственных в
следственных изоляторах и осужденных
в исправительных учреждениях в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Основными факторами, определяющими
развитие уголовно-исполнительной
системы, являются международные
правовые акты в области прав человека,
борьбы с преступностью и обращения с
правонарушителями.
Присоединение Российской Федерации
в 1996 году к Уставу Совета Европы и в
1998 году - к Конвенции о защите прав человека
и основных свобод актуализировало задачу
приведения уголовно-исполнительной системы
в соответствие с правовыми стандартами
Совета Европы, которые в последние годы
претерпели значительные изменения относительно
содержания тюремного управления и обращения
с заключенными (подследственными, осужденными).
В январе 2006 г. были приняты Европейские
пенитенциарные правила. Их новая редакция
базируется на решениях Европейского
Суда по правам человека, применяющего
Европейскую конвенцию по защите прав
человека для защиты основных прав заключенных
и стандартов по обращению с заключенными,
которые содержатся в рекомендациях Европейского
комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного
или унижающего достоинство обращения
или наказания (далее - Европейский комитет).
В соответствии с Минимальными стандартными правилами
обращения с заключенными различные категории
заключенных должны содержаться в разных
заведениях или в различных частях одного
и того же заведения с учетом их пола, возраста,
предшествующей судимости, юридических
причин заключения и предписанного обращения
с ними.
Все помещения, которыми пользуются
заключенные, особенно все спальные
помещения, должны отвечать всем
санитарным требованиям, причем
следует обращать внимание на
климатические условия, особенно
на кубатуру этих помещений,
минимальную их площадь, освещение,
отопление и вентиляцию. Эти же требования
содержатся в Европейских пенитенциарных
правилах.
Учитывая, что минимум норматива
санитарной площади, приходящейся
на одного человека, определяется
Европейским комитетом в размере
7 кв. метров, Европейский Суд по правам
человека в своих решениях ориентируется
на этот примерный желательный стандарт
для обустройства камер. Как отмечается
в комментариях Совета Европы к Европейским
пенитенциарным правилам, есть основания
полагать, что норма санитарной площади
на одного заключенного будет определена
Европейским комитетом в пределах 9-10 кв. метров.
Каждый заключенный Европы содержится
в отдельном помещении. В то
же время в следственных изоляторах
уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации содержится
от 4 до 20 человек в камере, что свидетельствует
о несоблюдении принятых нашим государством
международных обязательств.
Согласно Минимальным стандартным
правилам обращения с заключенными
количество банных установок
и душевых должно быть достаточным
для того, чтобы каждый заключенный мог
и был обязан мыться или принимать душ
при подходящей для каждого климата температуре
и с частотой, которая требуется в соответствии
с условиями общей гигиены, временем года
и географическим районом, в котором расположено
пенитенциарное учреждение. Количество
санитарных установок должно быть достаточным
для того, чтобы каждый заключенный мог
удовлетворять свои естественные потребности,
когда ему это нужно, в условиях чистоты
и пристойности.
Следует также учитывать, что согласно
Европейским пенитенциарным правилам
отсутствие достаточного количества ресурсов
для достойного содержания заключенных
не может являться оправданием нарушения
их человеческих прав.
Подписание Российской Федерацией
ряда международных договоров, соглашений
и конвенций, касающихся обеспечения прав
и законных интересов заключенных, диктует
необходимость неуклонного внедрения
международных стандартов обращения с
заключенными в практику исполнения наказаний.
Согласно Конституции Российской
Федерации общепризнанные принципы и
нормы международного права, а также международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Международные договоры являются одним
из важнейших средств развития международного
сотрудничества, способствуют расширению
международных связей с участием государственных
и негосударственных организаций и относятся
к числу важнейших средств развития международного
сотрудничества. Не случайно последовательное
исполнение международных обязательств,
обеспечение прав и свобод человека относятся
к числу приоритетных задач социально-экономического
развития страны на ближайшие 10 лет, что
подчеркнуто Президентом Российской Федерации
в Послании Федеральному Собранию Российской
Федерации.
Таким образом, исполнение положений
законодательства Российской Федерации,
приведение уголовно-исполнительной системы
в соответствие с международными стандартами,
выполнение обязательств, принятых на
себя Российской Федерацией при вступлении
в Совет Европы, рекомендаций Комитета
министров Совета Европы по вопросам,
связанным с Европейскими пенитенциарными
правилами, поддержание престижа страны
на международном уровне, а также последовательное
выполнение положений Конституции Российской
Федерации, предписаний, содержащихся
в указах и посланиях Президента Российской
Федерации, вполне соответствуют основным
приоритетным направлениям социально-экономического
развития Российской Федерации4.
Уклонение от исполнения принятых
обязательств может негативно
отразиться на социально-экономических
и политических преобразованиях в Российской
Федерации, а также серьезно подорвать
ее международный авторитет.
2.
Характеристика и
прогноз развития
сложившейся проблемной
ситуации в сфере
исполнения наказаний