Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:18, дипломная работа
На протяжении нескольких веков этот ключ искали гении управленческой мысли. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная концепция Фредерика Герцберга, «теория Y» Дугласа МакГрегора, концепция ERG Клейтона Альдерфера и ряд других теорий пытались дать ответ на вопрос, что определяет поведение работника. Но ни одна из них так и не стала абсолютно верным решением.
1. Теоретические основы управления стимулированием персонала
1.1 Понятие и сущность стимулирования персонала
1.2 Методы стимулирования персонала
1.3 Эффективность мер по стимулированию персонала
Большой популярностью пользуются банки отпусков, которые объединяют оплаченные дни отпусков, больничные дни и т.п. Когда работнику требуется дополнительно взять какой-либо день (или несколько дней) для своих нужд, он может пользоваться запасом дней из банка отпусков, “выкупить” какое-то их число в счет будущих отпускных или взять в обмен на другие льготы.
Льготы
и выплаты социального плана
не фигурируют непосредственно в
платежных ведомостях, но существенно
влияют на уровень доходов работников.
Они не только служат социальной защитой
трудящихся, но и позволяют фирмам
привлекать и закреплять квалифицированных
работников, способствуют развитию духа
лояльности к фирме.
Основным рычагом воздействия субъекта управления персоналом на персонал фирмы является система материального и должностного стимулирования. Существует семь общих правил материального поощрения персонала, основанных на единстве материальных и моральных стимулов при доминировании материальных [16, с.103]:
а) системы материального стимулирования должны быть просты и понятны каждому работнику;
б) системы должны быть гибкими, дающими возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы;
в) размеры поощрения должны быть экономически и психологически обоснованы (больше и реже; чаще, но меньше);
г) поощрение персонала важно организовать по таким показателям, которые воспринимаются каждым как правильные;
д) системы поощрений должны формировать у работников ощущение справедливости материальных вознаграждений;
е) системы поощрений должны способствовать повышению заинтересованности работников в улучшении не только индивидуальной работы, но и работы в "деловых связках" с другими сотрудниками;
ж) работники должны видеть четкую взаимосвязь между результатами своей работы и деятельностью фирмы (к чему могут привести ошибки сотрудников и к чему ведут успехи каждого из них).
Процесс
определения материального
Материальная мотивация рассматривается как средство удовлетворения не только физиологических потребностей, но и потребности в безопасности. Величина заработной платы может также рассматриваться как отражение степени уважения и уровня занимаемого положения. Если рост заработной платы отражает заслуги работника, то это показатель высокой оценки работника руководством, престижа и статуса. Некоторые авторы склонны рассматривать заработную плату и как средство удовлетворения потребности в самоуважении [15, с.147].
Методы мотивации труда аналогичны методам, используемым в управлении персоналом вообще. Среди них есть общие, широко применяемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом): административные, экономические, социальные и большое количество конкретных частных методов. Управление персоналом и, в частности, мотивацией труда должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава предприятия, увязку конкретных решений в пределах подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды во всей полноте взаимосвязей (рисунок 1.2). На предприятиях, где оплата труда не достигает высокого уровня, наиболее применимы административные и социально-психологические методы управления персоналом. В организациях, где материальное стимулирование играет основную роль, применяются экономические методы мотивации, однако нельзя забывать и о социально-психологических методах воздействия. Должен применяться комплексно-целевой подход [14, с.16].
Таким
образом, в ходе проведенного теоретического
исследования была рассмотрена сущность
мотивации и стимулирования труда персонала
на предприятиях, а также исследованы
возможные методы стимулирования труда.
Далее рассмотрим основные методы оценки
эффективности действующей на предприятии
системы стимулирования и мотивации труда,
применение которых найдет свое отражение
в аналитическом разделе данной работы.
Методы обследования | Методы обоснования | Методы анализа | |
Интервьюирование | Метод сравнений | Системный анализ | |
Анкетирование | Метод оценки экономической
эффективности системы |
Функционально-стоимостной анализ | |
Экспертно-аналитический
метод |
|||
Оценка качественного состава кадров | |||
К методам обследования (сбора данных) относятся: интервьюирование и анкетирование.
Для оценки системы стимулирования труда может быть использован метод интервью. Интервью - опрос "лицом к лицу", получение информации в личном общении. Это не обмен мнениями, а получение информации от одного лица - опрашиваемого. По мнению автора Абрютиной М.С., в отличие от беседы, роли участников интервью различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой - как субъект [1, с.253]. Суть метода: разрабатываются вопросы интервью либо для рабочих предприятия, либо для специалистов, выступающих в роли опрашиваемых. После проведения интервью делаются выводы о системе стимулирования труда и её воздействии.
Анкетирование
- это система логически
К методам обоснования относятся: метод сравнений и метод оценки экономической эффективности системы премирования на предприятии.
Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему стимулирования труда на предприятии пищевой и других отраслей с подобной системой передовой организации соответствующей отрасли, с нормативным состоянием или состоянием в прошлом периоде. Подробнее об этом методе !!!
Метод
оценки экономической эффективности
системы премирования на предприятии.
О эффективности системы
Качественная
оценка эффективности системы
Количественная
оценка эффективности системы
Аэ = Эд - П (1.1)
Относительная эффективность (Оэ) - это отношение экономического эффекта от изменения уровня показателей премирования к сумме выплаченной премии. Вычисляется по формуле (1.2) [37, с.319]:
Оэ = (1.2)
Показатели абсолютной и относительной эффективности используются для сравнения различных систем премирования по степени их выгодности для работодателя. Эффект в денежном выражении, полученный на основе прямого сопоставления достигнутого и базисного уровня показателей, рассчитывается по формуле (1.3) следующим образом [36, с.319]:
Эд = Эн = Уд - Уб (1.3)
При расчете экономического эффекта длительно действующих систем премирования наиболее целесообразно, по мнению автора В.В. Куликова, брать средний уровень выполнения показателя в базисный период. При расчете экономической эффективности расходы на премирование надо брать вместе с приходящимися на премии отчислениями во внебюджетные федеральные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования).
Таким образом, по системе премирования можно судить о системе стимулирования труда на предприятии. Если система премирования экономически эффективна (Эд больше нуля, Аэ больше нуля, Оэ больше единицы), то система стимулирования труда эффективно выполняет свою стимулирующую роль (функцию) и является эффективной с материальной точки зрения [37, с.319].