Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 16:57, шпаргалка
В буквальном смысле криминология – учение о преступлении. Криминология - отрасль знаний, к-рая позволяет изучать преступность как массовое преступное поведение, почему совершаются преступления, какова роль причин и условий в совершении преступлений, каковы закономерности становления и развития преступности.
Объект криминологии – это сов-ть обществ. отн-й, связанных с преступностью, правонарушениями и антиобщественным поведением лиц, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике этих противоправных деяний и антиобщественных проступков.
Совершению повторных
К существенным обстоятельствам, способствующим рецидиву преступлений, относятся недостатки деятельности не только ИТУ, но и других государственных органов по обеспечению трудового и бытого устройства лиц, освобождаемых от наказания.
К обстоятельствам, обусловливающим рецидивную преступность, относятся и недостатки практики административного надзора, падает престиж правоохранительной системы в обществе.
Основное направление
Другое направление
Самым сложным является специальный рецидив. Для его профилактики используются меры уголовного наказания, такие как запрет занимать определенные должности в течение определенного времени или заниматься определенным родом деятельности. Если же специальный рецидив повторяется неоднократно, то приходится признать, что у преступника произошел переход к криминальному профессионализму.
Преступность несовершеннолетних – это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. В структуре преступности несовершеннолетних две трети составляют корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершаемые путем кражи, грабежа или разбоя. Причем в отличие от событий 10-15-летней давности сегодня указанные преступления совершаются подростками более агрессивно и жестоко, темпы их роста остаются высокими и опережают темпы прироста общей преступности несовершеннолетних. Причем в структуре преступлений, совершаемых подростками, грабежи занимают большую часть, нежели разбойные нападения.
Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника - возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста. В детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего.
Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (учреждении начального профессионального образования) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью – его досуг.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников.
Несовершеннолетние чаще всего совершают преступления вследствие следующих причин: под влиянием отрицательного примера родителей и других членов семьи (30-40% преступлений); подстрекательства со стороны взрослых преступников (30% случаев); отсутствие у родителей возможности материально обеспечивать реально необходимые потребности детей; длительное отсутствие определенных занятий, работы, учебы; пропаганда в СМИ, литературе стандартов антиобщественного поведения (культ насилия, жестокости, наркотиков, порнографии).
Вместе с этими причинами на формирование преступного поведения влияют некоторые условия, в виде воздействия со стороны общества: безнадзорности как отсутствие должного контроля семьи и образовательных учреждений за связями и временем несовершеннолетних (более 90% случаев преступлений); низкий уровень работы школы и других учреждений; отсутствие системы трудоустройства подростков; отсутствие сети детского и подросткового досуга; увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.
Проблема
преступности среди несовершеннолетних
является центральной для науки
криминологии. От ее решения зависит
будущее страны, тех, кто продолжит
созидательные традиции государства
и общества.
К рассматриваемому виду преступности
относятся уголовно наказуемые деяния,
совершаемые лицами в возрасте от 14 до
18 лет.
Важным нормативным актом, призванным
регулировать совокупность отношений,
связанных с этим видом преступности,
является уже упоминавшийся выше Закон
«Об основах системы профилактики безнадзорности
несовершеннолетних».
Около 75% всех совершенных преступлений
составляют кражи, примерно 10% – грабежи
и хулиганство. Достаточно высок рецидив
преступлений, совершаемых несовершеннолетними
(18-20%). Серьезную тревогу вызывает рост
преступлений несовершеннолетних, совершенных
в составе группы (таких преступлений
около 65%).
Криминологическая характеристика преступности
несовершеннолетних имеет ряд специфических
признаков, связанных прежде всего с их
возрастными особенностями, такими как
склонность к подражанию, высокое социально-психологическое
заряжение, или восприимчивость, негативизм,
несформированность жизненно-нравственных
ориентаций, эмоционально-волевая инфантильность;
отсутствие интереса к учебе и труду и
утрата связи с учебными и трудовыми коллективами;
склонность к уголовной романтике. Значительно
больший интерес у несовершеннолетних
вызывает сфера досуга социально-негативного
содержания.
Серьезной проблемой для государства
и общества является беспризорность. В
трудных условиях оказались подростки
из семей безработных, беженцев и вынужденных
переселенцев, хотя имеются проблемы,
связанные с нравственным воспитанием
подростков и в благополучных семьях.
В указанном выше Законе определены основные
направления деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
а именно:
предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявление и устранение
причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних; социально-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений
и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
основывается на принципах законности,
демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними,
поддержки семьи и взаимодействия с ней,
индивидуального подхода к исправлению
несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности
полученной информации, государственной
поддержки деятельности органов местного
самоуправления и общественных объединений
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, обеспечения ответственности
должностных лиц и граждан за нарушение
прав и законных интересов несовершеннолетних.
В ст. 4 Закона определены органы и учреждения
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
В систему профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
входят комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, образуемые в порядке,
установленном законодательством РФ и
законодательством субъектов Федерации,
органы управления социальной защитой
населения, органы управления образованием,
органы опеки и попечительства, органы
по делам молодежи, органы управления
здравоохранением, органы службы занятости,
органы внутренних дел.
В органах, указанных в п. 1 ст. 4 Закона,
в порядке, установленном законодательством
РФ и законодательством субъектов Федерации,
могут создаваться учреждения, осуществляющие
отдельные функции по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
ПРОФИЛАКТИКА:
Политика государства по предупреждению преступности несовершеннолетних должна быть тесно взаимосвязана с экономической, социальной, демографической и т.п. политикой. Для повышения эффективности этой политики нужно усовершенствование разных отраслей права от уголовного до жилищного.
Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно. В свою очередь, в основе такой политики должна лежать ясная и последовательная концепция.
Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:
- Социальная профилактика (меры, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности – быта, образования, труда, досуга).
- Правовое
сдерживание (профилактические
- Криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).
- Виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).
- Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствами уголовного права, процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого – обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.
Большое значение
имеет предупредительное
Основными элементами системы предупредительного воздействия являются: тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления; определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей; выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.
Целью
индивидуальной профилактики преступлений,
совершаемых
Преступное поведение женщин отличается от преступного поведения мужчин причинообразующим комплексом, способами и орудиями, масштабом и характером совершения преступлений, выбором жертвы преступного посягательства и другими элементами. Эти особенности связаны с исторически обусловленным местом женщины в системе общественных отношений, ее социальными ролями и функциями, ее биологической и психологической спецификой.
Наиболее распространенными преступлениями женщин являются преступления корыстной направленности, т. е. женской преступности более присуща корыстная мотивация, чем насильственно-агрессивная.
Насильственная женская преступность носит характер семейно-бытовой. Примерно треть преступлений насильственного характера совершаются женщинами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Возрастает число женщин, совершающих насильственные преступления вне сферы семейных отношений.
Причины женской преступности зависят от социально-экономических и биологических факторов. К ним относятся:
1) ослабление семейной политики государства и внутрисемейных взаимоотношений(отсутствие особой заботы о детях работающей женщины);
2) активизация женщин в общественных отношениях и изменение их социальных позиций и ролей (трудоустройство сопряжено с большим количеством препятствий);
3) кризис социально-экономических институтов (семья в последнее десятилетие характеризуется более высокой степенью конфликтности во взаимоотношениях супругов, отсутствием постоянного места жительства);
4) увеличение числа женщин, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами.
Предупредительная деятельность
в отношении женской
Необходимо повышать уровень нравственно-правовой культуры среди девушек, ведущих антиобщественный образ жизни, оказывать им бесплатную психологическую и медицинскую помощь, а также создавать реабилитационные центры для женщин, потерявших социальные связи, жилье, в которых они смогли бы жить и работать.
Меры по предупреждению и предотвращению преступлений, совершаемых женщинами:
1) долговременные, связанные с необходимостью разработки программы по положению женщин, направленные на улучшение всех сфер жизнедеятельности женщин и совершенствование морального микроклимата общества;
2) разработка системы воспитательных мероприятий с учетом особенностей поведения женщины;
3) анализ обстановки на производстве, в семье, быту с целью выявления факторов, провоцирующих женщин на совершение преступлений;
4) меры, направленные на предотвращение конкретных преступлений, совершаемых женщинами;
5) меры, направленные на предотвращение различных правонарушений, приводящих к совершению преступлений (пьянство, наркомания);
6) социальная адаптация женщин после отбытия наказания в колонии.
Преступность в экстремальных ситуациях – это сложная совокупность преступлений, совершаемых в экстремальных ситуациях, вызываемых природными, техногенными либо социальными факторами.
Под экстремальной ситуацией
Действия сотрудников
В качестве самостоятельного субъекта криминологического изучения экстремальные ситуации выделяются исходя из трех обстоятельств: 1) они бывают следствием преступной деятельности; 2) порождают новые характеристики преступности; 3) требуют специфических мер по борьбе с преступностью.
Преступность в экстремальных условиях характеризуют:
- заметный рост совершения тяжких преступлений, прежде всего посягательств на личность;
- оказание сопротивления, в том числе вооруженного, представителям власти;