Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:56, контрольная работа
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью правовых актов и исполнением законов.
Правовое положение прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства и его функции. Его полномочия.
Выполняемая прокурором функция уголовного преследования наиболее полное выражения находит в его обвинительной речи. В ней дается краткая характеристика фабулы дела, общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого, доказательств вины подсудимого в совершенном преступлении, причин и условий, способствовавших совершению преступления. В обвинительной речи прокурор обосновывает правильность определенной на предварительном следствии юридической квалификации совершенных подсудимым деяний, высказывает предложение относительно меры наказания.
Важно отметить, что прокурор, участвуя в рассмотрении судом уголовного дела, в частности, выступая в судебных прениях, руководствуется не только требованиями закона, но и внутренним убеждением. Поэтому, если он в процессе судебного следствия и рассмотрения всех материалов дела в суде придет к выводу, что предъявленное подсудимому обвинение не подтвердилось,то он обязан отказаться от обвинения. В таких случаях обвинительной речи, естественно, быть не может. Полный или частный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части.
После выступления в прениях представителя защиты и других участников судебного процесса прокурор может выступить еще раз с репликой. В ней прокурор обычно уточняет свою, высказанную ранее позицию, в случае необходимости приводит дополнительные доводы к своей речи обвинителя.
Изложенный выше общий порядок участия прокурора в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции применяются в любом звене судебной системы.
После вынесения судом приговора, постановления или определения по рассматриваемому делу прокурор может реализовать вторую основную функцию-осуществлять надзор за законностью приговоров, определений или постановлений суда, не вступивших в законную силу.
Основания
и особенности участия
Правовой основой прокурорского надзора за законностью приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел и не вступивших в законную силу8.
Государственный обвинитель, в пределах своей компетенции, приносит в вышестоящий суд кассационное представление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда.
В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. Последние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.
При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесено в течении 10суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор может заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.
В представлении прокурора должно быть указано наименование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсудимых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяния, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованности приговора. Эта часть представления должна быть изложена особенно тщательно. По существу в ней излагаются основания полной или частичной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; нарушение уголовно-процессуального законодательства; неправильное применение уголовного закона; несправедливость назначенного наказания.
В заключении представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора.
Участие прокурора в рассмотрении кассационной инстанцией принесенного протеста регламентировано уголовно-процессуальным законодательством.
После открытия судебного заседания и доклада дела одним из членов суда прокурор обосновывает принесенное представление и излагает свое мнение относительно приговора. Если дело в кассационной инстанции рассматривается в связи с подачей кассационной жалобы, то прокурор, после выступления представителя осужденного, потерпевшего,иных лиц, участвовавших в рассмотрении дела, высказывает свое мнение об обоснованности жалобы и решения суда кассационной инстанции относительно приговора или иного обжалованного решения суда.
В процессе участия в кассационном рассмотрении дела прокурор имеет право знакомиться с дополнительными материалами, предоставленными суду, заявлять ходатайства.
Определение
кассационной инстанции по рассмотренному
делу окончательно и обжалованию не подлежит.
В случае несогласия прокурора оно может
быть опротестовано лишь в порядке надзора.
Основания
и особенности участия
Прокурор, независимо от участия в судебном разбирательстве, вправе в пределах своей компетенции обжаловать вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, если сочтет что они незаконны ли необоснованны. Однако в соответствии с требованиями УПК РФ9 обжалование и последующий пересмотр приговора, определение или постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, ухудшающим положение осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела не допускается.
Для решения вопроса об опротестовании вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда прокурор, имеющий право на принесение надзорного представления, может в пределах своей компетенции сам истребовать из суда любое дело. Если прокурор, изучив истребованное дело, не находит оснований для принесения надзорного представления, он возвращает дело в суд и сообщает об этом заинтересованным лицам.
При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает представление. В президиуме суда РФ это делает прокурор субъекта РФ, в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ-прокурор Генеральной прокуратуры РФ, в Президиуме Верховного Суда РФ-Генеральный прокурор РФ или его заместитель. В результате рассмотрения дела представления прокурора может быть отклонено или удовлетворено. На постановления президиумов судов субъектов РФ или определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ могут быть принесены надзорные рассмотренном выше порядке. Постановление Президиума Верховного Суда РФ окончательно и опротестованию не подлежит.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел надзорной инстанции обязательно. Если дело рассматривается на основании надзорной жалобы, участвовавший в рассмотрении дела прокурор дает заключение по надзорной жалобе, в которой указывается подлежит жалоба частичному или полному удовлетворению или отклонению.
Особенности участия прокурора в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей.
Концептуальное и конституционное10 закрепление суда присяжных в судебной системе РФ повлекло соответствующие изменения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего, в частности, деятельность прокурора в суде.
Следует отметить, что в соответствии с определенной УПК РФ подсудностью11,суды присяжных могут рассматривать дела только о преступлениях, перечисленных в этой статье, причем только при наличии об этом ходатайства обвиняемого.
Определенные сложности в подготовке прокурора к участию в рассмотрении уголовного дела в суде присяжных возникает уже с момента заявления соответствующего ходатайства. Такая сложность возникает, когда по делу проходит несколько обвиняемых. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения дела в отдельное производство, дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей. В этих случаях прокурор должен следить за тем, чтобы обвиняемые, не заявившие ходатайства о рассмотрении дела в суде с участием присяжных заседателей, были уведомлены, что такое ходатайство о рассмотрении дела в суде с участием присяжных заседателей было заявлено другим обвиняемым и чтобы следователь разъяснил им, что при невозможности выделения отдельного производства дело будет рассмотрено в суде с участием присяжных заседателей. Прокурору также следует иметь в виду, что обвиняемый, отказавшийся от рассмотрения дела в суде с участием присяжных заседателей, тем не менее пользуется всеми правами, предусмотренными порядком рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей.
Прокурор должен проследить и принять меры к обязательному участию защитника в судебном процессе, если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению. Участие государственного обвинителя в рассмотрении любого дела, а тем более судом с участием присяжных заседателей обязательно. Причем не только в непосредственном рассмотрении, но и на предварительном слушании дела судьей.
Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или частично. В этом случае судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Так как на предварительном слушании ведется протокол заседания, то прокурор в случаях несогласия с его содержанием может дать замечание12.
Существенной особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом с участие присяжных заседателей является его активное участие в отборе присяжных заседателей. Учитывая принципиальную важность роли присяжных заседателей в судебном процессе, прокурор должен с максимальным вниманием выяснить все вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, могущие повлиять на объективность их решения по делу. С этой целью он может задавать вопросы присяжным заседателям, подготовить и передать председательствующему в письменном виде мотивированное ходатайства об отводе присяжного заседателя.
Центральное место в деятельности прокурора в суде присяжных имеет его участие в судебном следствии. Особенностью этой деятельности государственного обвинителя является уже то, что в следствии с требованием закона13 прокурор во вступительном заявлении излагает сущность предъявленного обвинения и порядок исследования предъявленных им доказательств.
В процессе судебного следствия прокурором исследуется только те доказательства, которые были на предварительном слушании дела. В случае необходимости прокурор может ходатайствовать об исследовании доказательств, исключенных ранее судьей из разбирательства, а также высказывать свое мнение о необходимости их исследования, если об этом заявит ходатайство другая сторона. Важно подчеркнуть, что бремя доказывания вины подсудимых в суде присяжных лежит на государственном обвинителе.
Допрашивая подсудимых, свидетелей, других участников процесса, исследуя доказательства по делу, прокурор должен постоянно иметь в виду необходимость убеждения присяжных заседателей в виновности подсудимых.
Прокурор должен учитывать юридическую неподготовленность присяжных заседателей к восприятию доказательств, неосведомленность в правовых, процессуальных, криминалистических вопросах, хорошо известных профессиональным юристам, и с учетом этого строить тактику участия в судебном следствия. Его речь должна быть не только профессиональна, убедительна логикой исследования предъявленных доказательств, анализом законодательства, но и доходчива для восприятия непрофессионалов по своей форме, эмоциональной напряженности,четкости структуры и выражения мысли.
Государственный обвинитель может на любом этапе разбирательства дела, вплоть до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта, изменения обвинения в сторону смягчения: исключив из юридической квалификации деяния признаки преступления, отягчающие ответственность; исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК, если действия подсудимого полностью охватывается другой нормой УК, нарушение которой вменялось в обвинительном заключении; переквалифицировав деяния УК, предусматривающие более мягкое наказание.