Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:36, дипломная работа
Цель нашей работы: Составить комплексную программу по предупреждению возникновения криминальных опасностей в ОУ.
Объектом нашего исследования является предупреждение возникновения криминальных опасностей в ОУ.
Предметом исследования является комплексная программа по предупреждению и возникновению криминальных опасностей в ОУ.
Введение
Глава 1 Глава 1 Становление и развитие системы профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в России
Глава 2 Криминальные опасности в образовательном учреждении
2.1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2.2. причины и условия возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении.
2.3.Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.
Глава3 Система работы по предупреждению и профилактике криминальных опасностей среди несовершеннолетних в образовательном учреждении.
3.1.Планирование работы. Создание системы предупреждения и профилактики криминальных правонарушений в образовательном учреждении.
3.2.Учебная и воспитательная работа по предупреждению криминальных опасностей в образовательном учреждении.
3.3.Роль учителя ОБЖ в создании системы предупреждения криминальных опасностей в образовательном учреждении
Заключение.
Список литературы.
Наиболее характерными элементами отклоняющегося поведения подростков являются поступки, связанные:
-невыполнение своих социальных обязанностей;
- нарушение нравственных норм;
-нарушение норм права, в том числе уголовного законодательства
( криминальное поведение).
Они могут проявляться в следующих поступках:
-уклонение от учебной и трудовой деятельности;
-уходы из дома ,бродяжничество;
-увлечение азартными играми;
-употребление наркотических (в том числе алкоголя) и токсикоманических
( в том числе курение табака) средств;
-систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;
-антиобщественные корыстные действия (мелкая кража, спекуляция, вымогательство ит.п.);
-антиобщественные, насильственные действия (агрессия, драки, мелкие грабежи, порча и уничтожение имущества (вандализм) ит.п.);
-«телефонный терроризм»;
-суицидальное поведение.
Деликвентное поведение- предполагает совершение противоправных , противозаконных и преступных поступков, влекущих за собой административную : кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование и т.п.
Аддиктивное поведение проявляется в употреблении различных одурманивающих веществ(включая алкоголь и курение табака), изменяющих психическое состояние до того ,как от них сформируется зависимость.
Аутоагрессивное поведение характеризуется совершением поступков, направленных на самого себя и связанных с психическими заболеваниями или сильным душевным расстройствами. Наиболее опасными из этих поступков являются попытки суицида.
-Асоциальное поведение трудных подростков выражается в неадекватном отношении ребенка к школе , учителям, в отрицательных интересах, в устойчивом влечении к неорганизованному досугу , к ярким впечатлениям улицы, к азарту, зрелищам и стремлении удовлетворить их любым и средствами, не подчиняясь школьному режиму и общим правилам, с демонстративным нарушением их, в склонности дезорганизовать общую работу , проявлять дерзость , грубость , циничные выходки.
Сущность девиантного поведения подростков заключается в неправильном осознании им своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.
Знание причин и условий отклонения позволяют персоналу образовательного учреждения осуществлять раннюю профилактику и предупреждать криминальные опасности.
Среди детей учеными выделено несколько групп «риска» , которые в наибольшей степени подвержены криминальным опасностям.
1.Дети, лишенные родительского попечения в результате физического и социального сиротства.
2.Дети, пострадавшие от различных форм насилия.
3.Дети, вовлеченные в криминальную среду и проявляющие криминальную активность до возраста достижения уголовной ответственности, подростки правонарушители.
4. Дети с особыми потребностями с нарушениями психики, умственными отклонениями.
Глава3 Система работы по предупреждению и профилактике криминальных опасностей среди несовершеннолетних в образовательном учреждении
3.1.Планирование работы. Создание системы предупреждения и профилактики криминальных правонарушений в образовательном учреждении.
Система безопасности образовательных учреждений- это комплекс организационно- технических мер и мероприятий, осуществляемых Министерством образования, территориальными органами управления образованием и образовательными учреждениями во взаимодействии с органами власти , правоохранительными структурами, вспомогательными службами, общественными организациями с целью обеспечения функциональной готовности образовательных учреждений к безопасной повседневной деятельности, а также к действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычайных и криминальных опасностей.
Комплексная безопасность образовательного учреждения - это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его функционирование.
Она достигается путем реализации специально разрабатываемой системы мер и мероприятий правового, организационного, технического и кадрового, финансового характера.
Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения- это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления, во взаимодействии с правоохранительными структурами , вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения его комплексной безопасности, а также предупреждения криминальных опасностей.
Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий и является комплексная безопасность образовательного учреждения, которая достигается в процессе осуществления следующих основных мер и мероприятий:
1. организация физической охраны;
2. обеспечение - инженерно-технической укрепленности;
3.организация инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация; телевизионное и видео наблюдение; ограничение и контроль за доступом; пожарная сигнализяция; радиационный и химический контроль;
4. плановая работа по по антитеррористической защищенности ОУ на основе разрабатываемого Паспорта безопасности;
5. организация контрольно- пропускного режима;
6.выполнение норм пожарной безопасности;
7. соблюдение норм охраны труда и электробезопасности;
8. плановая работа по гражданской обороне;
9.взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями;
10. правовое обучение и формирование культуры безопасности;
11.финансово-экономическое обеспечение мер и мероприятий.
Система безопасности любого образовательного учреждения строится на законодательных принципах. Гуманность, учет интересов личности. Законность (ч.3ст.55 конституции РФ). « Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности , здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»
Демократичность, учет мнений родителей и органов правопорядка, тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности. Рациональность и экономичность. Организованность, непрерывность, плановость и контроль.
Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы по предупреждению возникновения криминальных опасностей это те принципы на основе которых должно строится планирование мероприятий.
Любые мероприятия, в том числе и по предупреждению возникновению криминальных опасностей имеют свои цели:
1. защита учащихся, педагогов, их прав и интересов, имущества от криминальных опасностей и воздействий; обеспечение нормального образовательного процесса и функционирования ОУ;
2.снижение ущерба от негативных воздействий и последствий ситуаций криминального характера;
3.улучшение качества жизни, повышение благополучия учащихся и педагогов.
Задачи мероприятий по предупреждению возникновения ситуаций криминального характера в ОУ:
- Формирование готовности к опасностям криминального характера и к противодействию им. Изучение особенностей криминальных опасностей, способов их преодоления;
-Раннее выявление причин и признаков криминальных ситуаций, их предотвращение и устранение причин для возникновения;
-Обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
-Техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;
-Формирование навыков правильного поведения при опасностях криминального характера;
-Формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося и педагога, родителей к обеспечению безопасности образовательного учреждения.
В работе по предупреждению возникновения ситуаций криминального характера важное значение принадлежит системе безопасности ОУ, которая имеет свой набор элементов:
1. Субъекты обеспечения БОУ: руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД,ОЮС), учащиеся, родители. Администрация района, правоохранительные органы управления образованием, органы здравоохранения;
2. Финансовые, кадровые, энергетические и иные ресурсы обеспечения БОУ;
3. нормативные акты (инструкции, приказы, документация по БОУ, планы и прочее).
4. Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей в обычной обстановке и в условиях ситуаций криминального характера, режим, контроль;
5. Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей;
Чтобы приступить к созданию комплексной системы по предупреждению криминальных опасностей в ОУ и найти более действенны средства реагирования на возможные угрозы и следует вначале разобраться с наиболее распространенными видами криминальных опасностей.
Чаще всего школа сталкивается со смешанными, социально-криминальными происшествиями и социально- природными ЧС(болезни, отравления, травмы на фоне природных факторов)
Криминальные опасности являются наиболее часто встречающиеся в настоящее время в ОУ, главная особенность их заключается в том, что все большее участие в них принимают несовершеннолетние учащиеся.
К криминальным опасностям относятся: кражи, насилие, вымогательство, мошенничество, угрозы теракта, поджоги, захват заложников.
С учетом мнений социологов и криминологов, комиссий по расследованию ЧС были выявлены причины возникновения криминальных опасностей в ОУ.
К числу причин относятся: недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся; непонимание серьезности проблем БЖ; сокрытие фактов правонарушений и неприятие должных мер к правонарушителям; негативное влияние преступной и молодежной субкультуры; слабость профилактических и воспитательных институтов; отсутствие необходимой правовой информации; недостаточное изучение педагогами учащихся их интересов, реальной жизни учащихся и их контактов; элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся; неорганизованность досуга учащихся; слабая система безопасности и охраны ОУ; целенапрвленные действия преступников.
Значимость создания системы безопасности очень велика:
1.Повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет создания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями ОБЖ.
2.Способствует снижению ущербов и потерь в ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий.
3.Создает благоприятные условия для повышения эффективности ОП и качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей учащихся и персонала.
3.2.Учебная и воспитательная работа в системе предупреждения криминальных опасностей в образовательном учреждении.
3.3.Роль учителя ОБЖ в создании системы предупреждения криминальных опасностей в образовательном учреждении
Список литературы
1.Антюхин Э.Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности// ОБЖ. Основы безопасности жизни». 1997.№5.