Предупреждение возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы: Составить комплексную программу по предупреждению возникновения криминальных опасностей в ОУ.
Объектом нашего исследования является предупреждение возникновения криминальных опасностей в ОУ.
Предметом исследования является комплексная программа по предупреждению и возникновению криминальных опасностей в ОУ.

Содержание

Введение

Глава 1 Глава 1 Становление и развитие системы профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в России

Глава 2 Криминальные опасности в образовательном учреждении
2.1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2.2. причины и условия возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении.
2.3.Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.

Глава3 Система работы по предупреждению и профилактике криминальных опасностей среди несовершеннолетних в образовательном учреждении.

3.1.Планирование работы. Создание системы предупреждения и профилактики криминальных правонарушений в образовательном учреждении.
3.2.Учебная и воспитательная работа по предупреждению криминальных опасностей в образовательном учреждении.
3.3.Роль учителя ОБЖ в создании системы предупреждения криминальных опасностей в образовательном учреждении

Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Наиболее характерными элементами отклоняющегося поведения подростков являются поступки, связанные:

-невыполнение своих социальных обязанностей;

- нарушение нравственных норм;

-нарушение норм права, в том числе уголовного законодательства

( криминальное поведение).

Они могут проявляться в следующих поступках:

-уклонение от учебной и трудовой деятельности;

-уходы из дома ,бродяжничество;

-увлечение азартными играми;

-употребление наркотических (в том числе алкоголя) и токсикоманических

( в том числе курение табака) средств;

-систематическое пребывание  в антиобщественно настроенных  неформальных группах;

-антиобщественные корыстные действия (мелкая кража, спекуляция, вымогательство ит.п.);

-антиобщественные, насильственные действия (агрессия, драки, мелкие грабежи, порча и уничтожение имущества (вандализм) ит.п.);

-«телефонный терроризм»;

-суицидальное поведение.

Деликвентное поведение- предполагает  совершение противоправных , противозаконных  и преступных  поступков, влекущих  за собой  административную : кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование и т.п.

Аддиктивное поведение  проявляется в употреблении  различных одурманивающих  веществ(включая алкоголь и курение табака), изменяющих психическое состояние  до того ,как  от них сформируется зависимость.

Аутоагрессивное поведение  характеризуется  совершением  поступков, направленных  на самого себя и связанных с психическими заболеваниями или сильным душевным расстройствами. Наиболее опасными  из этих поступков являются  попытки суицида.

-Асоциальное поведение трудных подростков  выражается в неадекватном  отношении  ребенка   к школе , учителям, в отрицательных интересах, в устойчивом влечении  к неорганизованному досугу , к ярким впечатлениям улицы, к азарту, зрелищам и стремлении удовлетворить  их любым и средствами, не подчиняясь  школьному  режиму  и общим правилам, с демонстративным нарушением  их, в склонности дезорганизовать  общую работу , проявлять дерзость , грубость , циничные выходки.

Сущность девиантного поведения подростков заключается в неправильном осознании им своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции.

Знание причин и условий отклонения позволяют персоналу образовательного учреждения осуществлять раннюю профилактику и предупреждать криминальные опасности.

Среди детей  учеными выделено несколько  групп «риска» , которые в наибольшей степени подвержены  криминальным опасностям.

1.Дети, лишенные родительского попечения в результате физического и социального сиротства.

2.Дети, пострадавшие от различных форм насилия.

3.Дети, вовлеченные в криминальную среду и проявляющие криминальную активность до возраста  достижения уголовной ответственности, подростки правонарушители.

4. Дети с особыми потребностями с нарушениями психики,  умственными отклонениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3 Система работы по предупреждению и профилактике криминальных опасностей среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

 

 

3.1.Планирование работы. Создание системы предупреждения и профилактики криминальных правонарушений в  образовательном учреждении.

 

 

Система безопасности  образовательных учреждений- это комплекс организационно- технических  мер и мероприятий, осуществляемых  Министерством образования, территориальными органами управления образованием и образовательными учреждениями во взаимодействии с органами  власти , правоохранительными  структурами, вспомогательными службами, общественными  организациями с целью обеспечения  функциональной готовности  образовательных учреждений  к безопасной  повседневной деятельности, а также к действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычайных и криминальных опасностей.

Комплексная безопасность образовательного учреждения - это состояние защищенности  образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его функционирование.

Она достигается  путем  реализации специально разрабатываемой  системы  мер и мероприятий  правового, организационного, технического  и  кадрового, финансового  характера.

Система обеспечения  комплексной безопасности  образовательного учреждения- это совокупность  предусмотренных  законодательством мер и мероприятий  персонала образовательного учреждения, осуществляемых  под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления, во взаимодействии с правоохранительными структурами , вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения его комплексной безопасности, а также предупреждения криминальных опасностей.

Целью, процессом и результатом реализации указанных  мер и мероприятий и является комплексная безопасность  образовательного учреждения, которая достигается в процессе  осуществления следующих основных мер и мероприятий:

1. организация физической охраны;

2. обеспечение - инженерно-технической укрепленности;

3.организация  инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация; телевизионное и видео наблюдение; ограничение и контроль за доступом; пожарная сигнализяция; радиационный и химический контроль;

4. плановая работа по  по антитеррористической защищенности ОУ на основе разрабатываемого Паспорта безопасности;

5. организация контрольно- пропускного режима;

6.выполнение норм пожарной безопасности;

7. соблюдение норм охраны труда и электробезопасности;

8. плановая работа по гражданской обороне;

9.взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями;

10. правовое обучение и формирование культуры безопасности;

11.финансово-экономическое обеспечение мер и мероприятий.

Система  безопасности любого образовательного учреждения строится на законодательных принципах. Гуманность, учет интересов личности. Законность (ч.3ст.55 конституции РФ). « Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности , здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Демократичность, учет мнений родителей и органов правопорядка, тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности. Рациональность и экономичность. Организованность, непрерывность, плановость и  контроль.

Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы  по предупреждению возникновения криминальных опасностей это те принципы на основе которых должно строится планирование мероприятий.

Любые мероприятия, в том числе  и по предупреждению возникновению криминальных опасностей имеют свои цели:

1. защита учащихся, педагогов, их прав и интересов, имущества от криминальных опасностей и воздействий; обеспечение нормального образовательного процесса и функционирования ОУ;

2.снижение ущерба от негативных воздействий и последствий ситуаций криминального характера;

3.улучшение качества жизни, повышение благополучия учащихся и педагогов.

Задачи мероприятий по предупреждению возникновения ситуаций криминального характера в ОУ:

- Формирование готовности  к опасностям криминального характера и к противодействию им. Изучение особенностей криминальных опасностей, способов их преодоления;

-Раннее выявление причин и признаков криминальных ситуаций, их предотвращение и устранение причин  для возникновения;

-Обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

-Техническое и правовое  обеспечение  системы безопасности ОУ;

-Формирование навыков правильного поведения при опасностях криминального характера;

-Формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого учащегося и педагога, родителей к обеспечению безопасности образовательного учреждения.

В работе по предупреждению возникновения ситуаций  криминального характера  важное  значение принадлежит системе безопасности ОУ, которая имеет свой набор элементов:

1.      Субъекты обеспечения БОУ: руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД,ОЮС), учащиеся, родители. Администрация района, правоохранительные органы управления образованием, органы здравоохранения;

2.      Финансовые, кадровые, энергетические и иные ресурсы обеспечения БОУ;

3.      нормативные акты (инструкции, приказы, документация по БОУ, планы и прочее).

4.      Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей в обычной обстановке и в условиях ситуаций криминального характера, режим, контроль;

5.      Знания о возможных  угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей;

Чтобы приступить к созданию комплексной системы по предупреждению криминальных опасностей в ОУ и найти более действенны  средства реагирования на возможные угрозы и  следует вначале разобраться с наиболее распространенными видами криминальных опасностей.

Чаще всего школа сталкивается со смешанными, социально-криминальными происшествиями и социально- природными ЧС(болезни, отравления, травмы на фоне природных факторов)

Криминальные опасности являются наиболее часто встречающиеся в настоящее время в ОУ, главная особенность их заключается в том, что  все большее участие в них принимают несовершеннолетние учащиеся.

К криминальным опасностям относятся: кражи, насилие, вымогательство, мошенничество, угрозы теракта, поджоги, захват заложников.

С учетом мнений социологов и криминологов, комиссий по расследованию ЧС были выявлены причины возникновения криминальных опасностей в ОУ.

К числу причин относятся: недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся; непонимание серьезности проблем БЖ; сокрытие фактов правонарушений и неприятие должных мер к правонарушителям; негативное влияние преступной и молодежной субкультуры; слабость профилактических и воспитательных институтов; отсутствие необходимой правовой информации; недостаточное изучение  педагогами учащихся их интересов, реальной жизни учащихся и их контактов; элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся; неорганизованность досуга учащихся; слабая система безопасности и охраны ОУ; целенапрвленные действия преступников.

Значимость создания системы безопасности очень велика:

1.Повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет создания большей защищенности  и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями ОБЖ.

2.Способствует снижению ущербов и потерь в ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий.

3.Создает благоприятные условия для повышения эффективности ОП и качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей учащихся и персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Учебная и воспитательная работа в  системе  предупреждения криминальных опасностей в образовательном учреждении.

 

 

 

 

 

3.3.Роль учителя ОБЖ в создании системы предупреждения криминальных опасностей в образовательном учреждении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.Антюхин Э.Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности// ОБЖ. Основы безопасности жизни». 1997.№5.

Информация о работе Предупреждение возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении