Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:36, дипломная работа
Цель нашей работы: Составить комплексную программу по предупреждению возникновения криминальных опасностей в ОУ.
Объектом нашего исследования является предупреждение возникновения криминальных опасностей в ОУ.
Предметом исследования является комплексная программа по предупреждению и возникновению криминальных опасностей в ОУ.
Введение
Глава 1 Глава 1 Становление и развитие системы профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в России
Глава 2 Криминальные опасности в образовательном учреждении
2.1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2.2. причины и условия возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении.
2.3.Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.
Глава3 Система работы по предупреждению и профилактике криминальных опасностей среди несовершеннолетних в образовательном учреждении.
3.1.Планирование работы. Создание системы предупреждения и профилактики криминальных правонарушений в образовательном учреждении.
3.2.Учебная и воспитательная работа по предупреждению криминальных опасностей в образовательном учреждении.
3.3.Роль учителя ОБЖ в создании системы предупреждения криминальных опасностей в образовательном учреждении
Заключение.
Список литературы.
Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным «барометром», определяющим катастрофически ухудшающееся состояние «здоровья» общества.
В структуре преступности несовершеннолетних две трети составляют корыстные и корыстно- насильственные преступления, совершаемые путем кражи, грабежа или разбоя. В отличие от событий 10-летней давности сегодня такие преступления совершаются более агрессивно и жестоко, темпы их роста остаются высокими и опережают темпы роста прироста общей преступности несовершеннолетних.
Большую часть среди правонарушений составляют грабежи, чем разбойные нападения. Значительная часть принадлежит вымогательствам и мошенничеству. Есть случаи, когда подростки участвуют в незаконном обороте оружия, незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении и сбыте огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ.
Особое место в структуре преступности несовершеннолетних занимает хулиганство. Подавляющее большинство несовершеннолетних, осужденных за хулиганство, составляют лица, совершившие злостное хулиганство, т.е. хулиганские действия, характеризующиеся особой дерзостью и цинизмом.
При анализе структуры преступности несовершеннолетних , необходимо остановиться на на таком важном показателе, как групповая преступность или совершение преступлений в группе. Общественная опасность преступлений в значительной степени зависит от, того в одиночку или в группе совершены эти деяния. « Совершая преступление в группе, человек в известной мере теряет присущие ему индивидуальные черты, и его поведение больше определяется психическим комплексом, свойственных группе в целом». Именно групповые преступления несовершеннолетних отличаются наибольшей жестокостью. Прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентированна на длительную преступную деятельность , включая организованные формы. Эти группы отличаются высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. В таких группах четко просматривается организованная структура, в целом повторяющая структуру аналогичных групп, взрослых. Выделяется, прежде всего, лидер. При его непосредственном участии подготавливаются и совершаются преступления. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с неписанными законами. Несоблюдение данных законов ведет к распаду группы. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеются смешанные группы , куда входят не только несовершеннолетние женского пола, но и взрослые , нередко ранее судимые.
Характерной особенностью преступности несовершеннолетних является также рецидивная преступность, что связано с возрастными границами несовершеннолетних. Рецидивная преступность несовершеннолетних имеет высокую общественную опасность не только из-за своей распространенности, но из-за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в «злостных» рецидивистов, не поддающихся каким-либо мерам профилактического воздействия. Так, С.П.Бузинова отмечает, что у каждого десятого рецидивиста вырабатываются черты преступника-« профессионала», которому присущи навыки и приемы совершения определенного вида преступлений.
Распространенность преступлений , совершаемых несовершеннолетними , реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть . Особенно высокой латентностью отличаются кражи, грабежи и хулиганства.
Считалось, что преступность несовершеннолетних более присуща городу, чем селу . «Городские» преступления, совершаемые несовершеннолетними , составляют почти 75 %. В настоящее время наметилась негативная тенденция опережающего темпа прироста « сельской» преступности несовершеннолетних объясняются в основном социальными условиями, образом жизни городского и сельского населения.
В литературных источниках существуют различные классификации преступлений несовершеннолетних. Одна из них в основу которой положен характер мотивации совершения преступлений на основе которой выделяют типы несовершеннолетних преступников:
1. совершающие преступления из озорства,скуки;
2. совершившие преступления под влиянием сверстников, чтобы завоевать и упрочнить авторитет;
3. совершившие преступления под влиянием взрослых наставников;
4. совершившие преступление в силу нужды;
5. совершившие преступления при защите от посягательства взрослых.
Таким образом, можно сделать вывод, что несовершеннолетнее население России находится в духовно нездоровом состоянии развития и жизнедеятельности, что подтверждается ростом правонарушений и криминальных опасностей среди несовершеннолетних.
2.2. Причины и условия возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении.
Переход России в третье тысячелетие стал периодом ломки устоявшихся ценностей глобальным преобразованием общественных отношений. Так сложилась историческая и социальная ситуация, что реформирование российского общества сопровождалось достаточно широкой криминализацией различных сфер общественной жизни, том числе и образовательной. Вовлечение в противоправную деятельность больших социальных групп, несомненно, коснулось и несовершеннолетних как наиболее чувствительной части населения по отношению к происходящим в обществе изменениям.
В настоящее время через образовательную среду в РФ проходит более 99%детей и подростков, среди которых выделяют:
1. детско-подростковую среду, ориентированную на семью , школу, позитивные социальные ценности и необходимую для жизни успешность в личном росте, на уважение к общественному порядку и закону;
2. детско - подростковая маргинальная среда, ориентированная на установки и позиции разрозненных, малых подростковых и юношеских групп, организованных по типу дворовой, уличной общности .
3. подростковая и юношеская криминальная среда, устойчиво ориентированная на «криминализацию», как способ обеспечения своего социального статуса, как способ отстаивания своих эгоцентрических интересов.
Рассматривая детско- подростковую популяцию и микросоциальную среду через признак « криминализации», необходимо отметить наибольший рост числа детей и подростков, вовлеченных именно в маргинальную область отношений и поведения. Эта среда и связанные с ней отклоняющиеся ( «девиантные») формы поведения все более активно проявляются в образовательных учреждениях, что является одной из причин проявления криминальных опасностей в ОУ.
В.Д. Менделеевич выделяет пять типов отклоняющегося поведения:
- деликвентное- относительно низкая общественная опасность , не планируемое, спонтанное, часто безмотивное и неосознанное поведение;
-аддиктивное- в основе лежит зависимость от токсических или наркотических веществ;
-патохарактерологическое- обусловлено прежде всего личными особенностями, характерно прежде всего для психопатических и диссоциальных типов;
-психопатологическое- обусловлено течением психического расстройства ;
-проявление гиперспособностей; Среди данных групп в ОУ преобладают первые четыре, что несомненно способствует росту криминальных опасностей в ОУ.
Каждая причина прежде всего социально обусловлена. В последние годы сложилось устойчивое мнение о том ,что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительный рост является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе, а также стремительное снижение уровня жизни. Часто не имея возможности законным путем удовлетворить свои потребности , многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей , зачастую путем совершения преступления.
Сокращение рабочих мест привело к уменьшению возможностей устройства на работу.
Преступности несовершеннолетних и возникновению криминальных опасностей способствует и неконтролируемое отчисление подростков из школ.
Одной из специфических причин возникновения криминальных опасностей является катастрофическое положение организаций досуга детей и подростков.
Многие причины правонарушений связаны с возрастными изменениями подростков:
1.Внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных изменений и заканчивая формированием и перестройкой «Я- концепции»
2.Статусно- ролевая неопределенность и пограничность социального положения несовершеннолетнего. Она характеризуется тем, что по биологическим данным подросток достигает параметров взрослого человека, а его социальные и психологические возможности ограничены;
3.Противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля( имеется в виду ,что «детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм, послушания , уже не действуют; а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль , основанные на внутренних нормах, еще не сложились или не окрепли»).
К числу причин приводящих к возникновению криминальных опасностей можно отнести «приближение» подростка к преступному поведению: курение, употребление спиртного, прогул школьных занятий и уход из школы, употребление наркотических веществ, вступление в сообщество фанатов, рокеров, металлистов и т.п., дружба с правонарушителями и преступниками и многое другое.
Решающее значение в воспитании ребенка остается за родительской семьей, которая достаточно часто становится источником криминализации несовершеннолетнего члена семьи. В настоящее время все больше подростков испытывают семейную дезадаптацию- это состояние ребенка , связанное с таким нарушением семейных отношений, когда он не может найти « своего места в семье» и в оптимальной степени реализовать потенциальные возможности развития , свои способности к самореализации и личностному росту.
Многими специалистами отмечается, что в ОУ достаточно низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.
С изменениями во внешней политике нашего государства все больше наблюдается экстремистских проявлений в молодежной среде.
Распространенность преступлений среди детей и подростков, а также возникновение криминальных опасностей волнует не только государства ,но и мировое сообщество.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современном российском обществе усилились такие негативные явления: крайнее имущественное неравенство; резкое снижение востребованности духовных ценностей;
Среди других факторов, которые могут стать причинами криминальных опасностей в ОУ неправильная организация внутри школьной жизни:
1.Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей , не занимающихся воспитанием ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.
2.Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик- учитель»; необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.)
Усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации молодого поколения; сложная криминогенная обстановка; нарастание процессов деформации семьи как ячейки общества, которые оказывают неблагоприятное влияние на многие сферы жизни в обществе в том числе и образовательную, что способствует росту криминальных опасностей.
2.3.Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.
Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития личности . Несмотря на относительную кратковременность , этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждого человека, так как именно в подростковом возрасте преимущественно происходит завершение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальной среды, ближайшего окружения и общества в целом.
Специалистами было выделено несколько видов отклоняющегося поведения подростков:
-девиантное поведение- это отклонение от нормы поведения и развития : поступки , действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Отклоняющееся поведение часто бывает вызвано взаимодействием подростка с микросоциальной средой вследствие отсутствия адекватного учета этой средой особенностей его индивидуальности и проявляющимся его поведенческим противодействием предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам.