Предупреждение возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:36, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы: Составить комплексную программу по предупреждению возникновения криминальных опасностей в ОУ.
Объектом нашего исследования является предупреждение возникновения криминальных опасностей в ОУ.
Предметом исследования является комплексная программа по предупреждению и возникновению криминальных опасностей в ОУ.

Содержание

Введение

Глава 1 Глава 1 Становление и развитие системы профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в России

Глава 2 Криминальные опасности в образовательном учреждении
2.1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних.
2.2. причины и условия возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении.
2.3.Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.

Глава3 Система работы по предупреждению и профилактике криминальных опасностей среди несовершеннолетних в образовательном учреждении.

3.1.Планирование работы. Создание системы предупреждения и профилактики криминальных правонарушений в образовательном учреждении.
3.2.Учебная и воспитательная работа по предупреждению криминальных опасностей в образовательном учреждении.
3.3.Роль учителя ОБЖ в создании системы предупреждения криминальных опасностей в образовательном учреждении

Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным «барометром», определяющим катастрофически ухудшающееся состояние  «здоровья» общества.

В структуре преступности несовершеннолетних две трети составляют корыстные и корыстно- насильственные преступления, совершаемые путем кражи, грабежа или разбоя. В отличие от событий 10-летней давности сегодня  такие преступления совершаются более агрессивно и жестоко, темпы их роста остаются высокими и опережают темпы роста прироста общей преступности несовершеннолетних.

Большую часть среди правонарушений составляют грабежи, чем разбойные нападения. Значительная часть принадлежит вымогательствам и мошенничеству. Есть случаи, когда подростки участвуют в незаконном обороте оружия, незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении и сбыте огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ.

Особое место в структуре преступности несовершеннолетних  занимает хулиганство. Подавляющее большинство несовершеннолетних, осужденных  за хулиганство, составляют лица, совершившие  злостное хулиганство, т.е. хулиганские действия, характеризующиеся особой дерзостью и цинизмом.

При анализе  структуры преступности  несовершеннолетних , необходимо остановиться на  на таком важном показателе, как групповая  преступность или совершение  преступлений в группе. Общественная опасность  преступлений  в значительной степени зависит  от, того в одиночку  или в группе  совершены  эти деяния.  « Совершая  преступление  в группе, человек  в известной мере теряет присущие   ему индивидуальные черты,  и его поведение  больше  определяется психическим комплексом, свойственных  группе в целом». Именно групповые  преступления несовершеннолетних  отличаются  наибольшей жестокостью. Прослеживается тенденция к тому, что значительная часть  групп несовершеннолетних  преступников  ориентированна на длительную преступную деятельность , включая организованные формы. Эти группы отличаются  высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. В таких группах  четко просматривается  организованная  структура, в целом  повторяющая структуру  аналогичных групп, взрослых. Выделяется, прежде всего, лидер. При его непосредственном участии подготавливаются и совершаются преступления. Внутренние  регулятивные функции в таких группах  осуществляются в соответствии с неписанными законами. Несоблюдение данных законов ведет к распаду группы.  Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеются  смешанные  группы , куда входят  не только  несовершеннолетние  женского пола, но и взрослые , нередко ранее судимые.

Характерной особенностью  преступности  несовершеннолетних является также рецидивная  преступность, что связано  с возрастными  границами  несовершеннолетних. Рецидивная преступность  несовершеннолетних  имеет высокую  общественную опасность не только из-за своей  распространенности, но из-за  своих последствий. Повторное  совершение  преступлений  свидетельствует  о формировании у несовершеннолетних стойкой  противоправной установки. Впоследствии эти подростки  превращаются  в «злостных» рецидивистов, не поддающихся каким-либо мерам профилактического воздействия. Так, С.П.Бузинова отмечает, что у каждого десятого  рецидивиста  вырабатываются черты преступника-« профессионала», которому  присущи навыки и приемы совершения определенного вида преступлений.

Распространенность  преступлений , совершаемых  несовершеннолетними , реально в несколько раз превышает ее зарегистрированную часть . Особенно высокой латентностью отличаются  кражи, грабежи и хулиганства.

Считалось, что преступность несовершеннолетних более присуща городу, чем селу . «Городские» преступления, совершаемые  несовершеннолетними , составляют  почти  75 %. В настоящее  время  наметилась негативная тенденция  опережающего темпа прироста  « сельской» преступности  несовершеннолетних объясняются  в основном  социальными условиями, образом жизни городского и сельского населения.

В литературных источниках существуют  различные классификации преступлений несовершеннолетних. Одна из них в основу которой положен характер мотивации совершения преступлений на основе которой выделяют типы несовершеннолетних преступников:

1.      совершающие преступления из озорства,скуки;

2.      совершившие преступления под влиянием сверстников, чтобы завоевать и упрочнить авторитет;

3.      совершившие преступления под влиянием взрослых наставников;

4.      совершившие преступление в силу нужды;

5.      совершившие преступления при защите от посягательства взрослых.

Таким образом, можно сделать вывод, что несовершеннолетнее население  России находится в духовно нездоровом состоянии развития и жизнедеятельности, что подтверждается ростом правонарушений и криминальных опасностей среди несовершеннолетних.

 

 

 

 

2.2. Причины и условия возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении.

 

 

Переход России в третье тысячелетие стал периодом ломки  устоявшихся ценностей глобальным преобразованием общественных отношений. Так  сложилась  историческая и социальная ситуация, что  реформирование  российского общества  сопровождалось достаточно широкой  криминализацией  различных сфер  общественной жизни,  том числе и образовательной. Вовлечение в противоправную  деятельность  больших социальных групп, несомненно, коснулось и несовершеннолетних как наиболее чувствительной части  населения по отношению к происходящим в обществе изменениям.

В настоящее время через образовательную среду  в РФ  проходит более 99%детей и подростков, среди которых  выделяют:

1.      детско-подростковую среду, ориентированную на семью , школу, позитивные социальные ценности  и необходимую для жизни  успешность  в личном росте, на уважение  к общественному порядку и закону;

2.      детско - подростковая маргинальная среда, ориентированная  на установки и позиции разрозненных, малых  подростковых и юношеских  групп, организованных по типу дворовой, уличной  общности .

3.      подростковая и юношеская криминальная среда, устойчиво ориентированная  на  «криминализацию», как  способ обеспечения своего социального статуса, как способ отстаивания своих эгоцентрических  интересов.

Рассматривая детско- подростковую популяцию и микросоциальную среду через признак « криминализации», необходимо отметить наибольший рост числа детей  и подростков, вовлеченных  именно в маргинальную  область отношений  и поведения. Эта среда  и связанные с ней отклоняющиеся  ( «девиантные») формы  поведения  все более активно проявляются в образовательных учреждениях, что является одной из причин проявления криминальных опасностей в ОУ.

В.Д. Менделеевич  выделяет пять типов отклоняющегося поведения:

- деликвентное- относительно низкая общественная опасность , не планируемое, спонтанное, часто безмотивное и неосознанное поведение;

-аддиктивное- в основе лежит зависимость от токсических или наркотических веществ;

-патохарактерологическое- обусловлено прежде всего личными особенностями, характерно прежде всего для психопатических и диссоциальных типов;

-психопатологическое- обусловлено течением психического расстройства ;

-проявление гиперспособностей; Среди данных групп в ОУ преобладают первые  четыре, что несомненно способствует росту криминальных опасностей в ОУ.

Каждая причина прежде всего социально обусловлена. В последние годы сложилось устойчивое мнение о том ,что  главной причиной преступности  несовершеннолетних и ее стремительный рост является резкое  ухудшение  экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе, а также стремительное снижение  уровня жизни. Часто не имея возможности  законным путем  удовлетворить свои потребности , многие подростки начинают «делать деньги» и добывать  необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей , зачастую  путем совершения преступления.

Сокращение рабочих мест привело  к уменьшению  возможностей  устройства на работу.

Преступности несовершеннолетних и возникновению криминальных опасностей способствует  и неконтролируемое  отчисление подростков  из школ.

Одной из специфических причин возникновения криминальных опасностей является катастрофическое положение  организаций досуга детей и подростков.

Многие причины правонарушений связаны с  возрастными изменениями подростков:

1.Внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных изменений и заканчивая формированием и перестройкой «Я- концепции»

2.Статусно- ролевая неопределенность и пограничность социального положения несовершеннолетнего. Она характеризуется тем, что  по биологическим данным подросток достигает параметров взрослого человека, а его социальные и психологические  возможности ограничены;

3.Противоречия, обусловленные  перестройкой механизмов социального контроля( имеется в виду ,что «детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм, послушания , уже не действуют; а взрослые способы, предполагающие  сознательную дисциплину и самоконтроль , основанные на внутренних нормах, еще не сложились или не окрепли»).

К числу  причин приводящих к возникновению криминальных опасностей можно отнести  «приближение» подростка к преступному поведению: курение, употребление спиртного, прогул школьных занятий и уход из школы, употребление наркотических веществ, вступление в сообщество фанатов, рокеров, металлистов и  т.п., дружба с правонарушителями и преступниками и многое другое.

Решающее значение  в воспитании ребенка остается за  родительской семьей, которая достаточно часто становится источником криминализации несовершеннолетнего члена семьи. В настоящее время все больше подростков испытывают семейную дезадаптацию- это состояние ребенка , связанное с таким нарушением  семейных отношений, когда он не может найти « своего места в семье» и в оптимальной  степени  реализовать потенциальные возможности  развития , свои способности  к самореализации и личностному росту.

Многими специалистами отмечается, что в ОУ достаточно низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.

С изменениями во внешней политике нашего государства все больше наблюдается экстремистских  проявлений в молодежной среде.

Распространенность преступлений среди детей и подростков, а также возникновение криминальных опасностей волнует не только государства ,но и мировое сообщество.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что  в современном российском обществе усилились такие негативные явления: крайнее имущественное неравенство; резкое снижение востребованности духовных ценностей;

Среди  других факторов, которые могут стать причинами криминальных опасностей в ОУ неправильная организация внутри школьной жизни:

1.Несовершенство  организации управления процессами  обучения и воспитания; плохая  материальная обеспеченность школы; отсутствие  налаженной  систематической  связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей , не занимающихся воспитанием  ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций  в школе.

2.Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии; авторитарный  или попустительский  стиль взаимоотношений в системе  «ученик- учитель»; необъективный подход к оценке  знаний учащихся, навешивание ярлыков; подавление учителями  личности ученика (угрозы, оскорбления и др.)

Усиление  социальной и психологической  дезориентации и дезадаптации молодого  поколения; сложная криминогенная обстановка; нарастание  процессов  деформации  семьи как ячейки общества, которые  оказывают неблагоприятное влияние на многие сферы жизни в обществе в том числе и образовательную, что способствует росту криминальных опасностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.

 

 

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов  развития личности . Несмотря на относительную кратковременность , этот период практически  определяет дальнейшую  судьбу каждого человека, так как  именно в подростковом  возрасте преимущественно  происходит завершение формирования характера  и становление личности  при активном влиянии социальной среды, ближайшего окружения и  общества в целом.

Специалистами  было выделено несколько видов отклоняющегося поведения подростков:

-девиантное поведение- это отклонение  от нормы  поведения  и развития : поступки , действия, не соответствующие  официально  установленным или фактически  сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Отклоняющееся поведение  часто бывает вызвано взаимодействием  подростка  с микросоциальной средой  вследствие отсутствия  адекватного  учета этой средой особенностей  его индивидуальности и проявляющимся его поведенческим  противодействием предлагаемым  нравственным  и правовым общественным нормативам.

Информация о работе Предупреждение возникновения криминальных опасностей в образовательном учреждении