Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:48, контрольная работа
Изучение криминологии - важная составляющая профессиональной подготовки не только юристов, а и педагогов, психологов, экономистов, социологов и других специалистов. Без криминологических знаний сегодня не могут обойтись работники всех правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, налоговой милиции, учреждений исполнения наказаний. Они пребывают на переднем плане борьбы с преступностью и преступниками, должны собирать, анализировать и обобщать информацию об уровне, структуре, динамике, детерминантах и тенденции развития этого антиобщественного явления.
Введение………………………………………………………………………….4
Понятие «личность преступника»………………………………………………5
Структура личности преступника как система……………………………….7
Классификация и типология личности преступников, ихоснования……11
Значение криминологической классификации (типологии) личности преступников……………………………………………………………………23
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………….25
Федеральное агентство по образованию
«ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского государственного университета»
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
КРИМИНОЛОГИЯ
Понятие личности преступника.
Классификации
(типологии) преступников,
их основания и
практическое значение.
Новокузнецк,
2011
Федеральное агентство по образованию
«ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского государственного университета»
КАФЕДРА
УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
Выполнил: 4 курс, ЮЗВ-083, Черепанова
Юлия Викторовна
КРИМИНОЛОГИЯ
Понятие личности преступника.
Классификации
(типологии) преступников,
их основания и
практическое значение.
Контрольная работа
оценка «______________»
______________________
подпись руководителя
«____»_____________20
г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Понятие
«личность преступника»……………………
Структура
личности преступника как система…………………
Классификация и типология личности преступников, ихоснования……11
Значение
криминологической классификации
(типологии) личности преступников………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Криминология, как относительно молодая наука о преступности и средства борьбы с ней, находится в постоянном развитии, расширяется круг её интересов.
Изучение криминологии - важная составляющая профессиональной подготовки не только юристов, а и педагогов, психологов, экономистов, социологов и других специалистов. Без криминологических знаний сегодня не могут обойтись работники всех правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, налоговой милиции, учреждений исполнения наказаний. Они пребывают на переднем плане борьбы с преступностью и преступниками, должны собирать, анализировать и обобщать информацию об уровне, структуре, динамике, детерминантах и тенденции развития этого антиобщественного явления.
Проблема преступности и сегодня является одной из самых актуальных и политически острых. Вокруг неё не мало споров.
В
одинаковых условиях разные люди ведут
себя по-разному - одни придерживаются
закона, другие его нарушают. Это даёт
основания считать, что лица, которые выбрали
антиобщественных вариант поведения,
делают так вследствие определённых их
особенностей, которые обусловили именно
этот выбор. Поэтому очень важным направлением
науки криминологии является изучение
лиц, которые совершили преступление.
Понятие «личность преступника»
Под личностью преступника
Личность преступника в криминологии рассматривается, во-первых, как обобщенный статистический портрет, отражающий совокупность социальных признаков, выделяющих преступников из населения, проживающего на определенной территории в тот или иной период; во-вторых, как особый социальный тип получивший название «криминогенный тип личности»; в-третьих, личность преступника изучается в отношении отдельного человека, совершившего противоправное деяние.
Сущность личности, как правило, проявляется в двух аспекта внешнем, который характеризуется признаками социальной деятельности человека, и внутреннем, который оценивается на основе его социальной направленности. На внешнем уровне характеристику личности составляют ее реальные проявления в основных видах деятельности, которые закрепляются в социальном статусе и социальных функциях. На внутреннем уровне личность оценивается на основе отношений человека к основным видам его социальной деятельности, представляющей нравственно-психологические установки.1
Совершение лицом преступления свидетельствует о том, что данный индивид, раз он не в ладах с законом, охраняющим наиболее важные общественные отношения, определенно пренебрегает интересами других людей, проявляет в какой-то степени антиобщественную позицию, диапазон которой весьма широк.
Отправной точкой изучения
Как считают В. Н. Бурлаков, Н. М. Кропачев и другие, есть немало людей, которым свойственны негативные признаки, но они не совершают преступлений. Многие специалисты и авторы полагают, что у преступника такие свойства приобретают определенную критическую массу, от которой появляется эффект нового качества т.е. способность совершать преступление. Это качество в данной науке получило название «криминогенность» и дало основание для выделения криминогенного типа личности. Криминогенность личности возникает не в момент совершения преступления и, проявившись в нем, «не исчезает» вместе с ним. Криминогенность это свойство не врожденное, а приобретенное в процессе взаимодействия негативной микросреды с индивидуальными особенностями человека.
Как отмечает А. И. Долгова, тип криминогенной личности отличают следующие компоненты в их совокупности:
1) формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи);
2) наличие системы аморальных проступков и разного рода правонарушений, которые повторяются и после установленных мер воздействия, отчуждение от ценностно-нормативной системы общества и государства;
3) отсутствие чувства социальной ответственности, привыкание к негативной оценке своего поведения;
4) активность в ситуации
С учетом изложенного выше личность
преступника можно обозначить как совокупность
социально-психологических свойств, которые
при определенных ситуативных обстоятельствах
(и даже помимо их) приводят к совершению
преступления.
Структура личности преступника как система
Следующим этапом познания личности преступника является изучение ее системной структуры, включающее определенным образом систематизированные группы признаков, характеризующих тех, кто совершает уголовно наказуемое деяние. Если отвлечься от частностей в трактовке данного вопроса различными авторами, то можно предложить следующую группировку элементов структуры личности преступника: социально-демографические, биофизические, психологические, нравственные, уголовно-правовые и криминологические. Любая из названных подструктур не может быть автономной, так как они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое целое.
1. Социально-демографические
Возрастная характеристика
Образовательный и
В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, предприниматель, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников. Примерно каждый десятый преступник не является местным жителем, но в некоторых регионах удельный вес таких лиц достигает 30% и даже более.
2. Биофизические признаки — это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы, заболевания (в том числе наследственные) и т. д.
Биологическая природа человека — необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость. Более широкое значение для характеристики личности преступника признаки этой группы имеют как факторы, затрудняющие процесс социализации личности. Обладая определенным психотравмирующим потенциалом, тяжелые хронические заболевания и врожденные физические дефекты ограничивают возможность индивида в плане образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, досуга, других нормотипических проявлений жизненной активности. Они могут осложнять межличностные контакты, взаимоотношения данного лица с окружающими.
3. Нравственные свойства и