Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:34, контрольная работа
Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут именно по поводу личности преступника.
Под личностью преступника следует понимать личность человека, как социального существа, обладающего совокупностью криминогенных свойств, приведших его к совершению преступления. Как мы знаем из истории, в криминологии сложилось два направления, по разному интерпретировавших соотношение социального и биологического в личности преступника.
1.
Понятие личности
преступника.
Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут именно по поводу личности преступника.
Под личностью преступника следует понимать личность человека, как социального существа, обладающего совокупностью криминогенных свойств, приведших его к совершению преступления. Как мы знаем из истории, в криминологии сложилось два направления, по разному интерпретировавших соотношение социального и биологического в личности преступника.
Сегодня большинство ученых считает, что биологические свойства человека играют важную, но не определяющую роль в причинной структуре преступного поведения. Это обусловлено тем, что:
во-первых, генетические (наследуемые человеком) свойства выполняют роль внутренних условий, способствующих или препятствующих формированию преступника;
во-вторых,
психологическая и
в-третьих,
психологическая и
Таким образом, можно отметить значение биологических свойств человека, которые хотя и выступают катализатором его преступного поведения, являются его внутренними условиями, но самостоятельно криминальное явление не порождают1.
Суть проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника и преступном поведении заключается в следующем - от каких качеств человека зависит преступное поведение:
- от тех, которые достались ему по наследству, переданы генетически (например, способности, темперамент, время реакции, особенности реагирования на окружающий мир, генетически переданные программы поведения);
Существует три точки зрения на данную проблему:
1. Определяющую роль в генезисе преступного поведения играют социальные факторы.
2. Главными факторами преступного поведения являются биологические.
3. В отношении одних преступлений главными оказываются социальные факторы, а в отношении других — биологические.
С
позиций правового подхода
До появления нормативного регулирования оценивать совокупность убийств, иных форм насилия, фактов захвата, отбирания предметов у других как преступность некорректно. Совершение таких деяний в период «царства дикости» было нормой, проявлением господства «права сильного». При таком господстве нет и не может быть преступлений, поскольку не через чего переступать: любое деяние вписывается в систему этого права как правомерное, поскольку главными аргументами в этой системе являются крепкие зубы и быстрые ноги.
Нельзя говорить о преступности применительно к миру зверей. Так же бессодержателен этот термин применительно к ненормативному людскому сообществу.
Говоря о сущности правового (и иного нормативного) регулирования человеческого поведения, следует иметь в виду, что норма может регулировать поведение лишь в том случае, если человек способен:
-
во-первых, сознательно, адекватно ее
воспринять;
- во-вторых, сознательно руководить своим поведением, то есть у человека должна быть свобода выбора: поступать в соответствии с законом или вопреки ему.
Биологические
доминанты так называемого
Если же решающим фактором общественно опасного деяния были не непреодолимые биологические доминанты, а, например, социально обусловленное чувство мести или желание жить не хуже других в сочетании с надеждой на безнаказанность, то социальная природа преступления налицо.
Эти идеи в конце прошлого века в весьма яркой форме изложил выдающийся русский юрист А.Ф. Кони: «В каждом человеке, несмотря на духовное развитие его, сидит зверь, стремящийся при раздражении или возбуждении, растерзать, истребить, удовлетворить свою похоть и т.д. Когда человек владеет этим сидящим в нем зверем, он нормален в своих отношениях к людям и обществу; когда он сознательно дает зверю возобладать в себе и не хочет с ним бороться - он впадает в грех, он совершает преступление; но когда он бессилен бороться сознательно - тогда он больной. Призовите первого в судьи, покарайте второго, но не наказывайте, а лечите третьего, и если есть повод к сомнению, кто стоит перед вами - второй или третий - призовите на помощь науку и не стесняйтесь потерей времени и труда. Исследование истины стоит этой потери!».*
* Кони А.Ф. Судебная речь по делу Ольги Палем // Кони А.Ф. Избранные произведения. М, 1959. Т. 1. С. 592.
Значительную сложность представляет анализ совокупности биологических и социальных импульсов. Например, известный убийца Чикотило совершал преступления под влиянием не поддающихся самоустранению импульсов к кровавым делам. При этом он не только не пытался избавиться от этих импульсов с медицинской помощью, но, напротив, направлял весь свой интеллект на то, чтобы найти преступный способ разрядки и обеспечить безнаказанность за содеянное (он весьма тщательно планировал преступления, отказывался от их совершения, если предвидел малейшую возможность последующего разоблачения, тщательно скрывал следы преступлений).
В мировой практике зафиксированы случаи, когда лица, совершив преступления под воздействием непреодолимой тяги к преступным деяниям кровавого типа, осуждались и отбывали длительные сроки наказания. При появлении импульсов к кровавым преступлениям в местах заключения или после выхода на свободу они добровольно обращались к специалистам, и им оказывалась достаточно эффективная медицинская помощь. Как мы видим, эти люди способны правильно воспринимать правовые запреты и с помощью общества (в лице специалистов данного рода) удержать себя от совершения преступления. Если общество не оказывает им своевременной помощи (или они не информированы о возможности ее получения) - это уже не биологическая, а социальная предпосылка преступления. И в случае совершения преступления лицами такого типа именно она окажется решающим фактором преступного поведения.
В то же время данная категория людей, несомненно, оказывается в более сложном по сравнению с обычными гражданами положении. В целях обеспечения большей справедливости при решении вопроса об уголовной ответственности таких лиц законодатель в УК РФ 1996 г. вел специальное положение об уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (ст. 22 УК). Такие лица подлежат уголовной ответственности в соответствии с законом, однако «психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера». В законодательстве некоторых зарубежных государств такое состояние называется уменьшенной вменяемостью. Главное, что следует иметь в виду при анализе уменьшенной вменяемости, заключается в следующем. Уменьшенная вменяемость - это не что-то промежуточное между вменяемостью и невменяемостью. Это один из видов вменяемости.
Авторы
социологических концепций
Сторонники антропологического подхода к трактовке преступности концентрируют свое внимание на тех явлениях, которые юристы относят к разряду общественно опасных деяний, совершенных в состоянии невменяемости либо уменьшенной вменяемости. В этом отношении их позиция весьма уязвима, поскольку за пределами анализа антропологов в таком случае остается значительный массив преступлений.
Теологический подход как бы переносит проблему преступности в совершенно иную (идеальную) плоскость, где вопросов о соотношении социального и биологического практически не возникает2.
К числу наиболее распространенных подходов к противодействию криминалу относятся:
- предупреждение преступности;
- профилактика преступности;
- борьба с преступностью;
- контроль преступности.
Предупреждение преступности - деятельность государственных и общественных органов, направленная на удержание граждан от совершения преступлений. Сущностью предупреждения преступности является предупреждение отдельных преступлений, т.е. предупреждение не всей преступности, а какой-то ее части. Применительно к преступности в целом, преступности как социальному явлению употребление термина предупреждение следует признать не вполне точным, ведь предупредить можно только то, что еще не возникло.
Корректно говорить о предупреждении возникновения отдельных видов преступлений. Например, в 80-х годах в нашей стране можно было бы создавать программы предупреждения компьютерной преступности, которой в то время у нас не было.
Теория предупреждения преступности возникла в советское время и оказалась весьма устойчивой в силу ее идеологического соответствия духу того времени. Преступность в советское время рассматривалась как следствие пережитков капитализма, и основная криминологическая парадигма неплохо вписывалась в этот догмат: с преступностью, пришедшей из капитализма, - бороться, преступность социалистическую (которой якобы нет) - предупреждать. Борьба предполагала жесткое, карательное воздействие. Предупреждение основывалось, главным образом, на умеренных реформах, стабильном улучшении уровня жизни, идеологических, педагогических и пропагандистских мерах. В таком сочетании было немало рационального, что позволяло достаточно успешно воздействовать на преступность.
Профилактика преступности
Профилактика преступности обычно рассматривается как аналог предупреждения, что вряд ли правильно. Дело тут не только в терминологической корректности. Профилактика - термин медицинский, дословно означающий защиту от чего-либо. В рамках криминологической теории корректно исследовать два аспекта профилактики:
-
защиту от преступности
-
защита общества и отдельных
людей от пораженности
Криминальные сети расставляет людям как преступный мир (криминальная самодетерминация), так и сложные жизненные ситуации. Соответственно, одним из вариантов реализации этого направления воздействия на преступность является подготовка людей к оптимальному поведению в криминогенной ситуации с тем, чтобы удержать самого себя от сползания за опасную грань преступления. Это направление могло бы охватить подготовку граждан к разрешению межличностных конфликтов законными способами, а также формирование умения зарабатывать на жизнь в рамках закона. Сейчас все больше внимания уделяется профилактике серийных убийств: здесь главное - научить человека защищаться от самого себя, от тех негативных импульсов в психике, которые толкают его на кровавые преступления.