Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:17, реферат
Личность человека, совершающего преступление, т.е. преступника – это
одна из центральных проблем для изучения в криминологии. Под личностью
преступника в общем случае понимается человек, совершивший противоправный
поступок, который имеет антиобщественную направленность.
№ 1. Понятие личности преступника.
Соотношение социального и биологического в личности преступника.
Личность человека, совершающего преступление, т.е. преступника – это
одна из центральных проблем для изучения в криминологии. Под личностью
преступника в общем случае понимается человек, совершивший противоправный
поступок, который имеет антиобщественную направленность.
Человек – это двойственное существо, в котором объединены
биологическое и социальное начала, но поскольку преступность – это
общесоциальное понятие, поскольку преступление возможно лишь в обществе
людей (в стаде животных говорить о преступлениях нельзя), постольку в
понятии личности преступника закрепляются специфические социальные
признаки. Личность человека – это то, кем человек стал в процессе
общественного развития, в процессе формирования и деятельности в среде себе
подобных.
В то же время в криминологическом понятии личности преступника
отражается и биологическая составляющая личности человека, особенности
которой определяют индивидуальность личности, ее неповторимость и
самобытность. При оценке личности преступника необходимо учитывать
врожденные и приобретенные в процессе физиологического развития человека
свойства организма, поскольку некоторые особенности психологии личности
обусловлены генетически, т.е. от врожденных особенностей в определенной
степени зависит то, что человек будет брать из окружающего мира, как он
будет действовать в различных обстоятельствах (например, физическая или
умственная неполноценность или какие-то особенности, отличающие его от
большинства людей).
Можно сказать, что каждая личность имеет свои, только ей присущие
особенности, вызванные и социальными и биологическими причинами, но они
рассматриваются криминологией в комплексе.
№ 2. Криминологическое планирование. Программа борьбы с преступностью.
Криминологическое планирование – это процесс выработки плана в котором
намечаются пути решения задач борьбы с преступностью (в значительной мере
путем ее предупреждения) и средства их выполнения на определенный период
времени. Планирование реализуется в форме управленческих документов –
планов и имеет несколько видов.
1) По уровняю и масштабу планирования – федеральное планирование,
региональное планирование, планирование в масштабах отраслевого объекта.
2) По органу власти, утверждающему план.
3) По составу участников и их роли – комплексное, межведомственное и
ведомственное. Причем комплексное и межведомственное планирование
предусматривают разработку задач по борьбе с преступностью на определенной
территории, в определенной сфере общественной жизни, в определенной отрасли
народного хозяйства и координацию усилий различных субъектов предупреждения
преступлений. Ведомственное планирование осуществляют органы прокуратуры,
внутренних дел, государственной безопасности и другие в пределах своей
компетенции.
4) По направленности – территориальное и отраслевое.
5) По предмету – охватывающее борьбу с преступностью в целом либо с
отдельными видами преступлений.
6) По срокам – краткосрочное (на кварта, полугодие, год);
среднесрочное и долгосрочное (исходят из краткосрочных планов и направлены
на определение перспективы борьбы с преступностью).
Можно сказать, что планы детализируют задачи и функции отдельных
субъектов борьбы с преступностью, предусматривают конкретные мероприятия,
порядок и сроки исполнения, ответственных исполнителей. На стратегическом
уровне борьбы с преступностью разрабатываются программы. В отличие от
планов, они предусматривают мероприятия по борьбе с преступностью в
комплексе с другими целями развития общества, их приоритетность и долю
выделяемых ресурсов государства. Программы разрабатываются на комплексном
уровне на длительный период.
№ 3. Классификация причин и условий преступности.
В криминологии принята следующая классификация причин и условий
преступности.
1) По механизму действия они подразделяются на причины преступления,
их условия и криминогенные факторы (т.е. факторы, порождающие
преступления).
2) По уровню функционирования на общие причины (преступности в
целом); причины видов преступлений; причины отдельных преступлений. Эти
три уровня причин взаимосвязаны.
3) По содержанию: социально-психологические (большинство причин
преступлений кроется в психологии преступника); социально-экономические;
политические; идеологические; воспитательные; правовые;
организационно-управленческие.
4) По природе возникновения: объективно-субъективные (большинство
причин имеют эту природу); объективные; субъективные.
5) По близости к событию преступления: ближайшие и отделенные;
непосредственные и опосредованные причины и условия.
6) По источникам: внутренние и внешние (имеющие международный
характер).
№ 4. Понятие предупреждения преступности.
Понятие предупреждения преступности (профилактической деятельности)
включает в себя сложную, имеющую несколько уровней систему мер
государственных органов и общественных объединений, имеющих целью
выявление, ослабление, устранение причин и условий отдельных преступлений,
видов преступлений и преступности вообще. Кроме того, понятие
предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных
действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую
вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению
преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма,
справедливости и научности.
Законность означает, что профилактика преступности должна основываться
на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих
права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих
работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.
Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под
контролем органов представительной власти, общественных объединений и с
учетом общественного мнения.
Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что
профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их
недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как
можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.
Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и
направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно-
теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением,
основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью,
объединяемых криминологией и уголовной политикой.
№ 5. Ситуация – понятие, виды и роль в механизме преступного поведения.
Криминогенная ситуация – это событие или состояние, вызвавшее у лица
намерение совершить преступление. Криминогенная ситуация занимает
промежуточное место между личностью преступника, окружающей средой и
преступлением. Она предшествует преступлению.
- В криминологии выделяются следующие виды ситуаций:
- по периоду существования (разовая ситуация, краткая, относительно
длящаяся, длящаяся);
- по степени внезапности возникновения (неожиданная для преступника,
неоднократно наблюдаемая, постоянно наблюдаемая преступником );
- по наличию или отсутствию повода (видимой причины) для совершения
преступления.
Кроме того, по источникам возникновения криминогенные ситуации
различаются на:
- заранее создаваемые преступником;
- непреднамеренно создаваемые преступником;
- возникшие в результате правонарушений или аморальных действий других
лиц;
- возникшие в результате легкомысленных действий будущих потерпевших;
- созданные длительным пребыванием лица в неблагоприятных условиях жизни и
деятельности или неблагоприятным стечением обстоятельств;
- возникшие в результате экстремальных состояний личности из-за болезни,
усталости, неблагоприятных метеоусловий; стихийных сил.
Роль криминогенной ситуации в механизме преступления может быть
различной. Она может играть решающую роль (как правило, в непредумышленных
преступлениях). Возможны ситуации, которые стимулируют преступление;
затрудняющие действия преступника, а также нейтральные ситуации.
№ 6. Статистические методы, применяемые в криминологии.
В целях выявления закономерностей возникновения преступлений и
разработки мер противодействия им, в криминологии используются следующие
основные статистические методы: статистическое наблюдение, статистическая
сводка, статистическая группировка, получение обобщенных показателей. С
помощью комплексного применения этих методов решаются следующие задачи:
получается достоверная информации о состоянии преступности; о регистрации
преступлений и эффективности мер борьбы с ними; определяются тенденции
изменения преступности. Эти методы обычно применяются в следующем порядке:
1. Статистическое наблюдение – это сбор информации о массовых социальных
явлениях и процессах, имеющих отношение к преступности.
2. Статистическая сводка – это обработка материалов статистического
наблюдения в целях получения обобщенной характеристики изучаемого
явления.
3. Статистическая группировка – это распределение изучаемых факторов и
явлений по группам однородных признаков с помощью различных методик. В
зависимости от задач исследования различают типологические, вариационные
и аналитические группировки. Типологическая группировка – это
распределение изучаемых явлений на типы по существенным, качественным
признакам (например, по наличию судимости, по тяжести преступления).
Вариационная группировка – это распределение типологически однородных
групп по количественным, изменяющимся признакам (например, состав
преступников по возрасту, образованию, числу судимостей, срокам лишения
свободы). Аналитическая группировка – это распределение по степени
зависимости, по связям между разными группами.
4. Получение обобщенных показателей, которые могут быть выражены в
абсолютных (числах) величинах или в относительных (процентах), а также в
средних величинах.
№ 7. Криминологическая характеристика личности преступника.
В криминологии принято оценивать личность преступника по следующим
основным характеристикам: социально-демографическим,
психологическим и психофизиологическим.
Социально-демографическая характеристика личности преступника
позволяет определить его положение в обществе и в значительной мере
отношение к окружающим его людям. Она включает в себя пол, возраст,
уровень его образования, положение в обществе и семье, род занятий, наличие
специальности, отношение к профессии, уровень материальной обеспеченности,
принадлежность к определенной группе населения.
Социально-психологическая характеристика личности позволяет выявить
внутреннее содержание личности – мировоззрение человека. Мировоззрение
является системой взглядов, убеждений по основным вопросам жизни и
деятельности общества, т.е. то, что делает человека личностью. Кроме того,
при социально-психологической характеристики личности относятся оцениваются
ее интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства. К интеллектуальным
свойствам личности относятся уровень умственного развития человека, широта
его кругозора, содержание интересов, жизненный опыт. Эмоциональные
свойства личности характеризуются степенью ее уравновешенности,
динамичности, возбудимости, тем как человек реагирует на разнообразные
внешние раздражители. Волевые свойства личности оцениваются по
способности принимать и осуществлять принятые решения, по умению
регулировать свое поведение и направленность своих действий, по степени
обладания выдержкой, твердостью, настойчивостью.
Психофизиологическая характеристика личности выражает биологическую
составляющую личности человека, особенности которой определяют
индивидуальность личности, ее неповторимость и самобытность. При
психофизиологической характеристике учитываются врожденные и приобретенные
в процессе физиологического развития свойства организма, его нервной
системы, антропологические свойства, и т.п. При этом важно учитывать, что
некоторые особенности психологии личности обусловлены генетически, т.е. от
врожденных особенностей в определенной степени зависит то, что человек
будет брать из окружающего мира, как он будет действовать в различных
обстоятельствах (например, физическая или умственная неполноценность или