Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в исправительных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (часть 2 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

Содержание

Введение
1. Криминологическая характеристика преступлений, совершенных в местах лишения свободы
2. Криминологические особенности личности преступника в местах лишения свободы
3. Причины и условия совершения преступлений в местах лишения свободы
4. Предупреждение преступности в местах лишения свободы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

криминология минакова.docx

— 88.29 Кб (Скачать)

Таким образом, если в совокупности оценивать условия жизни в  местах лишения свободы, в том  числе бытовые, то следует прийти к выводу, что эти условия сами по себе становятся причиной высокой  эмоциональной, межличностной напряженности, тревожности, раздражительности. Эти индивидуально-психологические и социально-психологические явления и процессы в свою очередь порождают насилие, в том числе и как способ защиты. Иными словами, материальные факторы жизни осужденных создают их особую психологическую предрасположенность к насилию и поиску запрещенных законом путей улучшения своего положения, например, при помощи дачи взяток.

Насилие заложено в самой  сути мест лишения свободы. Во-первых, потому, что в небольшой коллектив  на ограниченном физическом пространстве попадают самые худшие в нравственном плане однополые существа. Это  преступники, собранные вместе для  проживания и работы в наихудших  условиях, т.е. это люди, в жизни  которых преступление не предположение, не возможность, а уже свершившийся факт, способ, с помощью которого они уже решали свои жизненные  проблемы, и многие делали это неоднократно. По мере ограничения сферы общения  осужденных, углубления противоречий между формальной и неформальной нормативно-ценностной системами конфликты  становятся острее.

Увеличивается их латентный  период и реже восстанавливаются  позитивные отношения между участниками  конфликта. В таких условиях затрудняется контроль за протеканием конфликтов. Если в воспитательных колониях и  колониях общего вида режима при помощи администрации разрешается каждая вторая конфликтная ситуация, то в  учреждениях строго вида режима эта  доля падает до 20-25%. Кстати, многие осужденные считают, что порядка было бы больше, если бы начальник отряда был бы более независим и от руководства  колонии, и от коллектива осужденных.9

В местах лишения свободы  имеет место взаимное криминальное "заражение" осужденных, их самоорганизация, характеризующаяся на навязывании  обычаев, традиций и иерархии, бытующей в преступной среде. Преобладающее  число преступлений, совершаемых  осужденными, является проявлением  неформальных санкций за нарушение  тюремных законов (73%). Чаще всего (47%) эти  санкции применяются к осужденным, сотрудничающим с администрацией мест лишения свободы, 12 % преступлений представляют собой расправу с теми, кто нарушает запрет на общение с осужденными  из числа "отверженных". Около 18 % преступлений совершается на почве "выколачивания" долгов.

Среди причин преступного  насилия в местах лишения свободы  особое место занимают те, которые  связаны с недостатками и упущениями в деятельности администрации. Указанные недостатки имеют не только прямое криминогенное значение, но и существенно затрудняют процесс исправления осужденных.

4. Предупреждение  преступности в местах лишения  свободы

Предупреждение рецидивов  преступлений в местах лишения свободы  предусмотрено законом. Согласно части 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание применяется  в целях восстановления социальной справедливости, а также для исправления, недопущения совершения новых преступлений.

Под профилактикой преступлений понимают деятельность, направленную на нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, способствующих совершению преступлений, охватывающую по своему содержанию различные меры воздействия  на объективные внешние факторы  и отдельных физических лиц.

В литературе различают следующие  виды профилактики: общую индивидуальную и специальную.

Общее предупреждение достигается, во-первых, путем угрозы применения наказания за совершение общественно  опасных действий, предусмотренных  в Особенной части УК, во-вторых, реальным применением наказания  за совершенное преступление, в этом случае цель общего предупреждения реализуется  опосредованно, так как наказание  воздействует на неустойчивых граждан  путем его применения к лицам, виновным в совершении преступления. Эффективность достижения цели общего предупреждения преступлений трудно определить, однако несомненно, что она зависит  от реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенное  преступление.10

Специальное предупреждение направлено на предупреждение нового преступления осужденным как в процессе отбывания наказания, так и после  его отбытия. Указанная цель достигается  путем применения к данному лицу наказания, а в его рамках предусмотренных  УК и УИК профилактических мер, а  также проведением комплекса  воспитательных мероприятий со стороны  государственных органов и общественных объединений. Чем строже назначенное  наказание, тем интенсивнее применяются  такого роды меры, например, изоляция от общества, охрана осужденных и надзор за их поведением и др.

Эффективность общей профилактики в значительной степени зависит  от решения крупных социально-экономических  и культурно-воспитательных задач. В нашей же работе речь пойдет о  более конкретных мерах в отношении  предупреждения преступлений в местах лишения свободы, т.е. о специальной  и индивидуальной профилактике.

Цель индивидуальной профилактики - устранение конкретных причин преступлений и искоренение антиобщественных иждивенческих взглядов у людей, ненадлежащий образ жизни которых  может привести к совершению преступления.

Специальная профилактика - это деятельность, направленная на предупреждение преступлений со стороны  определенной категории лиц, объединенных какими-то общими, для них присущими  специфическими признаками или свойствами.

Пенитенциарной профилактикой  называют профилактику совершения новых  преступлений в период отбывания  наказания. Специфика пенитенциарной профилактики заключается в том, что она вторична и следует  за наказанием. Профилактика в период отбывания наказания, когда основным выступает искупление вины, несение  тягот, лишений, сопряжена с большими трудностями, так как необходимо сочетание различных средств  воздействия.

Введение института пенитенциарно-педагогической деятельности предусматривает обширный спектр нравственного и юридического исправления осужденного. К ним  в первую очередь законодатель относит: труд, духовно-нравственное воздействие, школьное обучение, индивидуально-воспитательная работа. С ним тесно соединено: лечение, гигиена, отдых преступников. Совокупность указанных мер и  средств пенитенциарного воздействия  несет заряд нравственного оздоровления осужденных.11

Важнейшим направлением профилактики преступлений в местах лишения свободы  является воспитательная работа с осужденными.

Принципы воспитательной работы с осужденными - это основные исходные положения, руководящие начала, в которых определены основные требования к содержанию, организации и проведению воспитательной работы с осужденными.

В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы закреплено, что воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

В Концепции сочетаются как  правовые, так и педагогические принципы. Однако приведенный перечень принципов  не является полным. Так, воспитательная работа с осужденными базируется также и на общих принципах  уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных в ст. 8 УИК РФ: законности, гуманизма, демократизма, равенства  осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного  поведения, соединения наказания с  исправительным воздействием.

Рассмотрим некоторые  из них.

1. Принцип незыблемости  основных прав и свобод человека  и гражданина. Данный принцип  является общепризнанным и вытекает  из норм международного права  и положений Конституции РФ. Так,  в ст. 2 Конституции РФ указано,  что "человек, его права и  свободы являются высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и  гражданина - обязанность государства". Несмотря на то что на осужденных  накладываются ограничения в  правах и свободах, в то же  время их основные права и  свободы являются неотчуждаемыми, и в случае их нарушения  они имеют право на защиту. Наиболее подробно этот принцип  раскрыт в положениях главы  2 Конституции РФ. Применительно  к воспитательной работе осужденные  должны иметь право свободно  выражать свое мнение по различным  вопросам отбывания наказания,  по своему выбору вступать  в любые самодеятельные организации  без какого-либо давления со  стороны администрации. Также  каждый осужденный может исповедовать  любую религию, не запрещенную  законом.

2. Принцип законности  также является конституционным  и закреплен в ст. 15 Конституции  РФ. Он означает верховенство  закона перед другими нормативно-правовыми  актами в области регулирования  воспитательного воздействия на  осужденных. Данный принцип нашел  выражение и в ч. 2 ст. 12 УИК РФ, закрепляющей, что меры принуждения  могут быть применены не иначе  как на основании закона. Таким  образом, за допущенные нарушения  на осужденных нельзя налагать  взыскания и ограничения, не  предусмотренные законом.

3. Принцип гуманизма. Принципом  гуманизма проникнута вся воспитательная  работа. Воспитывая у осужденных  уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и правилам  человеческого общежития, повышая  их сознательность и культурный  уровень, сотрудники исправительных  учреждений тем самым помогают  осужденным найти свое место  в обществе, построить правильные  взаимоотношения с окружающими,  отказаться от преступного поведения.

Принципом гуманизма пронизаны  и формы воспитательной работы, прежде всего индивидуальная работа, которая  проводится на основе изучения личности каждого осужденного, с учетом совершенного им преступления, возраста, образования  и других особенностей.

Принцип гуманизма включает в себя и расширение возможности  поддержания и развития социально  полезных связей осужденных с родственниками и общественностью, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость  от поведения осужденных, от их желания  и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или нет предусмотренную законом  широкую систему льгот.

Данный принцип должен выражаться также в том, что воспитательная работа должна быть направлена в первую очередь на ресоциализацию осужденных и последующую их адаптацию к  жизни на свободе.

4. Принцип демократизма  в организации воспитательной  работы проявляется прежде всего  в широком привлечении общественности  к исправлению осужденных. Этот  принцип выражается также в  том, что осужденные имеют право  на получение образования, на  пользование культурными ценностями  и спортивным сооружениями в  исправительном учреждении, периодической  печатью, художественной, научно-популярной, религиозной, учебной литературой,  могут поддерживать связь с  родственниками и знакомыми в  порядке, установленном законодательством.

Для реализации данного принципа желательно на законодательном уровне закрепить положение о возможности  привлечения общественности к воспитательной работе с осужденными, включив в  УИК РФ статью о шефской работе и общественных воспитателях.

5. Принцип дифференциации  и индивидуализации исполнения  наказаний применительно к воспитательной  работе выражается в дифференциации  и индивидуализации воспитательного  воздействия на осужденных.

Дифференциация воспитательного  воздействия означает, что воспитательная работа с осужденными проводится с учетом вида исправительного учреждения и установленного в нем режима, срока наказания, условий содержания (ч. 2 ст. 110 УИК РФ). Воспитательная работа проводится также дифференцированно с различными категориями осужденных: лицами, впервые отбывающими наказание и неоднократно судимыми, женщинами и мужчинами, взрослыми и несовершеннолетними, характеризующимися положительно, и злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и т.д.

Индивидуализация воспитательного  воздействия базируется на учете  индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 4 ст. 109 УИК РФ закреплено, что воспитательная работа с осужденными  проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера  осужденных и обстоятельств совершенных  ими преступлений. Индивидуальный подход осуществляется при организации  индивидуальных форм воспитательной работы: проведении личных бесед с осужденным, применении к нему мер поощрения  и взыскания, изменении условий  отбывания наказания и т.д.

6. Принцип рационального  применения мер принуждения, средств  исправления осужденных и стимулирования  их правопослушного поведения  предполагает, что воспитательная  работа и меры принуждения  должны применяться рационально  и быть направлены на формирование  и стимулирование правопослушного  поведения осужденных.

Информация о работе Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в исправительных учреждениях