Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 13:38, курсовая работа
Широкие масштабы приобрели злоупотребления должностным положением, взяточничество, вымогательство, начали складываться опасные тенденции покровительства со стороны сотрудников ОВД организованным преступным группировкам, оказания им помощи в реализации преступных замыслов и уклонения от ответственности. Вызывает особую тревогу распространение в деятельности должностных лиц ОВД фактов применения недозволенных методов ведения оперативно-розыскной деятельности и следствия, именуемых как "выбивание признаний", случаев применения насилия к лицам, задержанным и доставленным в органы внутренних дел, неправомерного применения оружия и специальных средств.
Введение… …………………………………………………… ……...4
1. Характеристика состояния преступности в правоохранительных органах
1.1 Криминологическая характеристика состояния преступности в правоохранительных органах ………………. .7
1.2. Причинный комплекс преступлений сотрудников органов внутренних дел…………… … ……………………………..10
1.3. Криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления…………………… …………. 13
2. Предупреждение преступности в правоохранительных органах
2.1. Понятие и общая характеристика предупреждения преступности в правоохранительных органах ……………………………………… .16
2.2. Основные направления, задачи и значение предупреждения преступности в правоохранительных органах 18
2.3. Общие меры предупреждения преступности в органах внутренних дел……………… ………… ……………….21
2.4 Специальные меры предупреждения преступности в органах внутренних дел…… …………………………………….23
2.5. Полиграф как средство профилактики правонарушений в органах внутренних дел… ……………………………….25
Заключение………………… …………………… ………………28
Список используемой литературы……… .29
Среди
общих мер внутреннего
Специальные меры по обеспечению собственной безопасности предполагают проведение ОРМ по выявлению, предотвращению и пресечению подготавливаемых и начатых преступлений, предупреждению проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, осуществление жесткого и всестороннего контроля за служебной деятельностью сотрудников, обеспечение мер их государственной защиты, организацию работы с жалобами и заявлениями граждан.
Охранительные меры уголовно-правового предупреждения должны направляться на совершенствование законодательства.
Меры
виктимологической профилактики должны
предполагать организацию работы по
выявлению групп риска с повышенной
виктимностью, осуществление информирования
граждан о способах защиты от противоправных
посягательств сотрудников, проведение
консультативной и правовоспитательной
работы.
2.3. Общие меры предупреждения преступности в органах внутренних дел
Среди общих мер внутренней профилактики проявлений преступного поведения сотрудников выделяются меры социально-экономического характера, меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования, меры организационно-управленческого характера, меры морально-психологического характера, меры внутреннего административно-надзорного характера. Меры социально-экономического характера должны предусматривать повышение денежного содержания сотрудников; разработку системы дифференцированной оплаты труда, учитывающей оперативную обстановку, уровень нагрузки в различных службах, состояние законности в профессиональной деятельности и ее результативность. В целях совершенствования нормативно-правового регулирования и нормативно-правового обеспечения профилактики преступлений в органах внутренних дел в целом приняты многие ведомственные акты, такие, как, например, приказ МВД России от 18 декабря 2006 г. № 1036 дсп, закрепляющий решение коллегии МВД России от 30 ноября 2006 г. № 5 «О состоянии работы органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и мерах по повышению ее эффективности»; разработана Программа информационно-пропогандистской работы в сфере укрепления законности и профилактики правонарушений сотрудников органов внутренних дел.
Существенное
значение в предупреждении и профилактике
преступного поведения
совершенствование форм и методов профессионального отбора кандидатов путем создания психограмм, профессиограмм, а также психофизиологических тестирований с использованием полиграфных устройств проведения оперативной проверки образа жизни претендентов, их окружения и связей; осуществление индивидуально-воспитательной работы с категорией сотрудников группы риска, правового и нравственно-этического воспитания; организация профессиональной подготовки. Необходима также замена практики процентного подхода анализом объема и качества работы по раскрытию преступлений, включающим в себя: оценку оперативной обстановки на участке обслуживания, полноту регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, оценку количества выявленных преступлений, организацию профилактической работы по борьбе с правонарушениями, количество предупрежденных правонарушений, количество раскрытых преступлений.
Важным
инструментом общих мер превенции
преступного поведения
2.4 Специальные меры предупреждения преступности в органах внутренних дел
Возникновение
новых форм противоправной деятельности
сотрудников осложняет
Ключевое
значение должно отводиться осуществлению
жесткого контроля за служебной и внеслужебной
деятельностью сотрудников: практике
негласных проверок несения службы, проведению
скрытых видеосъемок служебной деятельности,
осуществлению ее теле- и радиоконтроля,
проведению проверок содержимого служебных
сейфов, сохранности изъятых вещественных
доказательств, находящихся на ответственном
хранении в ОВД, посещению мест проживания
подчиненных для изучения их образа жизни,
соответствия фактического материального
благосостояния реальным доходам. Вместе
с тем необходимо осуществлять работу
по рассмотрению жалоб и обращений граждан
на неправомерные действия сотрудников
ОВД, поступающих через телефоны доверия,
телевизионные горячие линии, путем проведения
служебных проверок с выявлением причин
и условий, способствующих совершению
правонарушений, налаживать действие
скоординированной системы обжалования
деятельности должностных лиц ОВД, создавать
процессуальный механизм, обеспечивающий
порядок рассмотрения жалоб граждан. Важно
анализировать структуру и характер правонарушений
сотрудников, осуществлять прогнозирование
динамики лиц, склонных к их совершению,
обеспечивать ведение баз данных по правонарушениям
с участием сотрудников, использовать
их при проверке кандидатов по кадровым
перемещениям. В целях повышения эффективности
превентивной деятельности подразделений
собственной безопасности необходима
рестуктуризация их деятельности с выведением
их из подведомственности ГУВД, УВД и
подчинением непосредственно министру
внутренних дел, наделением дополнительными
полномочиями на проведение первичных
процессуальных действий. Целесообразным
также является осуществление корректировки
критериев оценки деятельности УСБ, которые
считаются отрицательными при росте нарушений
законности в обслуживаемых подразделениях
ОВД.
2.5. Полиграф как средство профилактики правонарушений в органах внутренних дел
Использование полиграфа как средства профилактики правонарушений в органах внутренних дел закреплено на ведомственном уровне в приказе МВД от 7 марта 1998 г. № 170 дсп «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам», который разрешает использовать при психологическом обследовании кандидатов на службу в органы внутренних дел, расстановке сотрудников и проведении служебных расследований «полиграфные исследования» и вводит в практику периодическое психологическое обследование сотрудников органов внутренних дел с целью определения динамики их состояния, уровня конфликтности.
Использование полиграфа основывается на теории регистрации психофизиологических реакций, возникающих в ответ на эмоциональные переживания.
При желании скрыть ту или иную негативную информацию у человека формируется эмоциональный стресс (эмоциональное напряжение).
На основе развития эмоционального стресса, возникающего у лица, пытающегося скрыть негативную информацию, и активизируемых физиологических реакций в ходе проведения специальным образом построенного опроса и построено применение полиграфа.
Основным концептуальным положением здесь является тот факт, что предъявление субъективно-значимого вопроса о скрываемой информации найдет свое отражение в сдвигах физиологических реакций обследуемого. Реакции будут тем выраженнее, чем более значима для субъекта выясняемая информация и чем больше будут попытки скрыть эти реакции.
При
этом в основном регистрируется деятельность
следующих параметров: работа сердца
и изменения в сосудистой
системе,
состояние дыхательных органов и электрической
активности кожи.
В общем виде тесты, применяемые при проведении специальных психофизиологических исследований (СПФИ), представляют собой комплекс специально сформулированных и расположенных в определенном порядке вопросов, в некоторых случаях могут использоваться отдельные слова (понятия), рисунки, графические изображения, планы, фотографии, вещи или предметы.
СПФИ
с применением полиграфа
Основными причинами широкого применения скрининга (полиграфной проверки в целях профилактики преступлений и правонарушений и подбора кадров) являются:
1) возможность получения негативной информации о сотруднике или кандидате, которую невозможно получить при помощи традиционных приемов и способов;
2)
возможность получения
3) предоставление кандидатами и сотрудниками более полной информации о себе, поскольку полиграф является мощнейшим фактором психологического давления.
Основной задачей СПФИ, осуществляемых с целью профессионального отбора, является получение дополнительной информации по ел едущим направлениям:
В ходе СПФИ используются полиграфные устройства, которые не причиняют вреда жизни и здоровью человека. На полиграфные устройства должно быть в установленном порядке получено разрешение Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации о возможности их использования.
Информация, полученная в ходе СПФИ, имеет вероятностный характер, ориентирующее, вспомогательное значение и используется сотрудниками кадровых подразделений и приемных комиссий образовательных учреждений МВД России при решении вопроса о зачислении кандидата на службу, направлении на учебу или перемещении по службе.
Однако
при всей вероятностной характеристике
и ориентирующей направленности полиграф
является действенным средством профилактики
преступлений и правонарушений в ОВД,
так как обладает огромным потенциалом
психологического давления на сотрудников.
Сотрудник, зная, что в обязательном порядке
периодически будет проходить полиграфную
проверку и с вероятностью 90-95% не сумеет
скрыть значимую для проверки информацию,
скорее всего, откажется от противоправных,
преступных замыслов, а также от антисоциальных
и (или) аморальных поступков.
Заключение
Таким
образом, мы рассмотрели ряд предпосылок,
непосредственно оказывающих влияние
на рост уровня преступности сотрудников
ОВД, связанных как с правовыми пробелами
регламентации оперативной работы и уголовно-процессуальной
деятельности, несовершенством нормативно-правовой
базы по применению мер государственного
принуждения и юридической ответственности,
нечеткостью законодательных формулировок,
регламентирующих процедуру ограничения
прав и свобод граждан, так и с проблемами
организационно-