Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 13:38, курсовая работа
Широкие масштабы приобрели злоупотребления должностным положением, взяточничество, вымогательство, начали складываться опасные тенденции покровительства со стороны сотрудников ОВД организованным преступным группировкам, оказания им помощи в реализации преступных замыслов и уклонения от ответственности. Вызывает особую тревогу распространение в деятельности должностных лиц ОВД фактов применения недозволенных методов ведения оперативно-розыскной деятельности и следствия, именуемых как "выбивание признаний", случаев применения насилия к лицам, задержанным и доставленным в органы внутренних дел, неправомерного применения оружия и специальных средств.
Введение… …………………………………………………… ……...4
1. Характеристика состояния преступности в правоохранительных органах
1.1 Криминологическая характеристика состояния преступности в правоохранительных органах ………………. .7
1.2. Причинный комплекс преступлений сотрудников органов внутренних дел…………… … ……………………………..10
1.3. Криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления…………………… …………. 13
2. Предупреждение преступности в правоохранительных органах
2.1. Понятие и общая характеристика предупреждения преступности в правоохранительных органах ……………………………………… .16
2.2. Основные направления, задачи и значение предупреждения преступности в правоохранительных органах 18
2.3. Общие меры предупреждения преступности в органах внутренних дел……………… ………… ……………….21
2.4 Специальные меры предупреждения преступности в органах внутренних дел…… …………………………………….23
2.5. Полиграф как средство профилактики правонарушений в органах внутренних дел… ……………………………….25
Заключение………………… …………………… ………………28
Список используемой литературы……… .29
Негативно
сказываются на уровне преступности
сотрудников недочеты правового
характера, связанные с правовыми
пробелами регламентации
Значительная
группа факторов, порождающих проявления
преступного поведения
Немаловажное
влияние на совершение сотрудниками
преступлений оказывают факторы социально-психологического
характера, связанные со специфическими
условиями служебной деятельности: сложностью
решаемых задач, высоким уровнем напряженности
труда; наличием фактора риска, конфликтным
характером профессиональных ситуаций,
значительным объемом властных, принудительных
полномочий, постоянным контактом с представителями
криминальной среды. Данные особенности,
влияя на личность работников ОВД, приводят
к развитию у сотрудников профессиональной
деформации, проявляющейся в правовом
нигилизме, переоценке предоставленных
полномочий, халатности, утрате чувства
служебного долга и ответственности. Проявления
преступного поведения должностных лиц
ОВД во многом обусловлены детерминантами
субъективного характера, связанными
с психологическими качествами и недостатками
самих сотрудников, наиболее значимыми
из которых выступают: низкий уровень
правового сознания; недостаточный уровень
развития морально-нравственных качеств;
низкий уровень профессиональной подготовленности;
наличие акцентуированных черт личности,
способствующих возникновению состояний
дезадаптации, проявлений асоциального
поведения.
1.3. Криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления
В социально-демографическом аспекте среди лиц, совершивших преступления, доминируют мужчины. Доля женщин-преступниц в массиве изученных уголовных дел не превышает 0,2 %. В возрастной структуре осужденных преобладают лица в возрасте от 25 до 30 лет – 33,5 % и от 20 до 25 лет – 26,4 %. Сотрудникам-правонарушителям свойственен достаточно высокий уровень образования. На момент совершения преступления высшее образование имели 28,9 % правонарушителей, более 24,3 % – среднее специальное, 39 % – среднее образование. Чаще преступления совершаются сотрудниками, не состоящими в браке (36,4 %). Анализ социально-профессиональных характеристик свидетельствует о том, что среди преступников наибольшее количество составляют лица рядового и младшего начальствующего состава – 45,6 %, что объясняется их наибольшей уязвимостью для нарушений закона, частым пребыванием в экстремальных ситуациях, постоянным взаимодействием с гражданами, 44,1 % правонарушителей относятся к категории среднего начальствующего состава. Доля лиц высшего начальствующего состава незначительна и составляет 9,4 %. Подавляющее число преступлений совершается сотрудниками служб, несущих основную нагрузку при выполнении поставленных оперативно-служебных задач. К таким службам относятся: ППСМ – 19,9 %, ОУР – 20,6 %, ОРУИМ – 12,4 %, ГИБДД – 8,7 %, дежурной части – 5,7 %, следствия – 5,5 %. Наибольшую криминогенную активность проявляют сотрудники, имеющие стаж работы в ОВД от 5 до 10 лет – 32,1 % (практически каждый третий правонарушитель).
Криминологический
анализ уголовно-правовых характеристик
осужденных показал, что значительное
количество должностных преступлений
совершено сотрудниками в возрасте от
30 до 35 лет со стажем работы от 5 до 10 лет
(44 %) и от 3 до 5 лет (34 %), относящимися к категории
младшего и среднего начальствующего
состава. Для общеуголовных преступлений
характерен более молодой возраст преступников
- от 20 до 25 лет (29,2 %) и от 25 до 30 лет (34,8 %),
принадлежность к категории младшего
начальствующего состава, незначительная
продолжительность службы в органах внутренних
дел - от 3 до 5 лет (38,2 %). Наиболее- существенной
индивидуально-
Анализ уголовных дел, приговоров суда позволяет классифицировать л мотивы, приводящие сотрудников к совершению преступлений, на две основные группы:
1)
мотивы совершения
2)
мотивы общеуголовных
2.
Предупреждение
преступности в
правоохранительных
органах
2.1. Понятие и общая характеристика предупреждения преступности в правоохранительных органах
В
научной литературе отсутствует
единство мнений в понимании сути
содержания понятия предупреждения
преступности и его составляющих.
В большинстве случаев оно
отождествляется с
В связи с чем превенция преступного поведения сотрудников ОВД определяется как комплексная система мер внутреннего и внешнего характера но недопущению преступлений, осуществляемых специализированными субъектами предупредительной деятельности, путем выявления и устранения причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности. При таком понимании сути предупреждения оно рассматривается как антикриминальная деятельность, сориентированная на все стадии преступной, предпреступной активности сотрудников ОВД, что имеет важное значение для обеспечения упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов.
В настоящее время на высшем уровне федеральной власти актуализирована необходимость разработки и реализации комплексной научной концепции предупреждения преступлений в системе МВД России, основные положения которой были закреплены в проекте концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы.
В
концепции указаны основные положения
по регулированию
2.2. Основные направления, задачи и значение предупреждения преступности в правоохранительных органах
В
качестве основных задач предупреждения
преступности в органах внутренних дел
выделяются: защита прав и законных интересов
граждан от противоправных посягательств
работников ОВД; предупреждение проникновения
в органы внутренних дел лиц, преследующих
противоправные цели; выявление и устранение
причин и условий, способствующих совершению
сотрудниками ОВД преступлений, выявление
лиц категории группы риска и оказание
на этих лиц индивидуально-
Оптимальная организация предупредительной деятельности предполагает следующее:
1. Меры общесоциального характера.
2. Специально-криминологические меры предупреждения проявлений преступного поведения сотрудников внутреннего и внешнего характера, предусматривающие:
3. Общие меры внутреннего предупреждения, осуществляемые внутри самой системы органов внутренних дел, включающие в себя внутреннюю профилактику преступлений сотрудников.
4. Общие меры внешнего предупреждения:
а) прокурорский надзор за
б) судебный контроль;
в) контроль со стороны законодательных и исполнительных органов власти, Уполномоченного по правам человека, его региональных представителей;
г) социальный контроль (со стороны общественности).
5. Специальные меры по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел, предусматривающие деятельность специальных субъектов по выявлению, предотвращению и пресечению подготавливаемых и замышляемых преступлений.
6. Виктимологическую профилактику
7. Охранительные меры уголовно-правового предупреждения.
В рамках общесоциального предупреждения преступности сотрудников ОВД основные условия государства должны направляться на усиление государственного регулирования в экономике, усиление социальной защиты сотрудников и членов их семей, постановку задач мобилизации усилий общества на борьбу с коррупцией, устранение кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. В сфере общих криминологических мер внешнего характера необходимо осуществлять прокурорский надзор и судебный контроль за деятельностью, сотрудников, наделять надзорные подразделения прокуратуры дополнительными полномочиями по отмене незаконных постановлений руководителей ОВД, отстранению работников ОВД, нарушающих закон, от должности, предоставлять им возможность использовать оперативно-розыскные меры в борьбе со злоупотреблениями в системе МВД. Целесообразно предусматривать различные формы контроля со стороны законодательных, исполнительных органов власти, вводить в практику создание специальных комиссий Государственной Думы по проверке состояния законности в деятельности правоохранительных органов с последующим проведением парламентских слушаний по данным вопросам, принятием по их итогам постановлений; осуществлять депутатский контроль на местах. Необходимо организовывать работу Уполномоченного по правам человека и его региональных представителей по надзору за деятельностью должностных лиц ОВД, создавать действующие рабочие группы из числа представителей МВД России и Аппарата Уполномоченного по проведению совместных контрольно-проверочных мероприятий, разработке предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Серьезная роль в профилактике правонарушений сотрудников должна отводиться социальному контролю со стороны общественности, созданию государственно-общественных объединений граждан (из представителей органов самоуправления, ветеранов органов внутренних дел) при всех территориальных ОВД, разработке положения о порядке их работы, введению в практику системы отчетности руководителей МВД, ГУВД, УВД, горрайорганов перед представительными органами власти, населением.