Криминалогическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что преступная активность населения в значительной части выражается в групповых посягательствах. Очевидно, что предупреждение групповой преступности должно соответствовать происходящим в ней изменениям. Среди мер предупреждения этого вида преступности основная роль принадлежит мерам уголовно-правового воздействия.

Содержание

Введение
1. Криминологическая характеристика групповой преступности
2. Лица, которые совершили преступления, как объект криминологического исследования. Понятие личности преступника.
3. Профилактика групповой преступности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

    Итак, компонентами общественной опасности  групповой преступности являются:

  • способность преступности порождать социально-негативные последствия приспособительного и преобразовательного характера (вредоносный аспект);
  • прецедентный характер преступности, состоящий в возможности ее дальнейшего существования, влекущего новые социально-негативные последствия приспособительного и преобразовательного характера (прецедентный аспект).

    Основной  видовой признак, так же, как и  родовой признак, должен быть системообразующим, причем именно для групповой преступности. Если родовым признаком, характерным для всех видов преступности, является преступная деятельность, то видовым признаком групповой преступности является совместная преступная деятельность. Именно эта деятельность определяет количество и специфику элементов, образующих групповую преступность, а также характер и степень общественной опасности этой преступности.

    Совместная  деятельность характеризуется в  литературе как групповая, для которой характерны следующие признаки:

  1. включенность в совместную деятельность нескольких лиц (двух и более);
  2. наличие у этих лиц общей, реализуемой в совместной деятельности цели, которая становится групповой, подчиняющей индивидуальные цели каждого из участников;
  3. взаимодействие участников группы, выражающееся в групповых действиях и складывающееся, во-первых, из разделения функций, обуславливающего взаимную зависимость действий каждого из участников от действий других участников, от их индивидуального вклада в совместную деятельность, во-вторых, из соединения усилий, образующегося в результате обмена информацией и действиями общающихся участников группы;
  4. наличие общего группового продукта (последствий) совместной деятельности, возникшего в результате взаимодействия

    Уточняя содержание общих признаков совместной деятельности, выделим следующие  признаки, характерные для совместной преступной деятельности:

    Во-первых, включенность в совместную преступную деятельность двух и более лиц, из которых хотя бы одно действует в качестве субъекта преступления. Если в общественно опасной деятельности участвуют только лица, не являющиеся субъектами преступления, такая совместная деятельность не может быть названа преступной. Участие в совместной деятельности хотя бы одного лица, являющегося субъектом преступления и совершающего преступление, придает в целом деятельности преступный характер. Во-вторых, наличие у этих лиц общей групповой цели, реализуемой в совместной преступной деятельности. В-третьих, взаимодействие участников преступной группы, выражающееся в групповом преступлении и складывающееся из разделения функций и соединения усилий нескольких лиц. В-четвертых, наличие общего группового продукта совместной преступной деятельности в виде социально-негативных для общества последствий приспособительного и преобразовательного характера.

    Таким образом, совместная преступная деятельность представляет собой выражающееся в  групповом преступлении такое взаимодействие двух или более лиц, имеющих общую  групповую цель, при наличии хотя бы у одного из них признаков субъекта преступления, в результате которого появляется общий групповой продукт в виде социально-негативных для общества последствий приспособительного и преобразовательного характера.

    Являясь системообразующим признаком групповой преступности, совместная преступная деятельность определяет, во-первых, количество образующих систему элементов, которым придает свойство необходимых компонентов. По сравнению с преступностью индивидуально действующих лиц в содержание групповой преступности входят, наряду с преступлениями и лицами, их совершающими, преступные группы, так как объединение усилий нескольких лиц рождает коллективного субъекта преступной деятельности. Во-вторых, совместная преступная деятельность существенным образом определяет характер и степень общественной опасности таких элементов системы, как преступление и лицо, совершившее преступление. Преступление в системе групповой преступности является совместно совершенным, то есть групповым, а лицо, участвовавшее в его совершении, принадлежит к коллективному субъекту деятельности - преступной группе. Это повышает общественную опасность указанных элементов групповой преступности по сравнению с аналогичными элементами преступности индивидуально действующих лиц. В-третьих, совместная преступная деятельность через характер и степень общественной опасности группового преступления, его участников и преступную группу определяет характер и степень общественной опасности групповой преступности в целом.

2. Лица, которые совершили  преступления, как  объект криминологического  исследования. Понятие  личности преступника.

    Одним из основных составляющих предмета науки  криминологии является учение о личности преступника. Без него невозможно до конца выяснить все другие криминологические проблемы, будь-то детерминанты преступности или организация борьбы с ней.

    С одной стороны, детерминанты преступности связаны с объективными социальными явлениями, которые негативно влияют на моральное формирование людей и проявляются в индивидуалистических, антиобщественных взглядах, привычках, позициях, которые лежат в основе преступного поведения, а с другой - с обстоятельствами, которые способствуют реализации проявления подобных взглядов, привычек и позиций в конкретном преступлении. Казалось бы, указанные явления и обстоятельства независимые от человека, который совершил преступление, и является внешними относительно него, но своё криминогенное значение они приобретают, формирую личность преступника и таким образом трансформируясь во внутренние детерминанты преступления.

    Содержание  понятия личности преступника объединяет в себе социологическое понятие  личности и юридическое понятие  преступника, поэтому проблема личности преступника должна разрешаться на основе общесоциального учения о личности.

    Понятие «человек» включает неразрывное  единство разных сторон его сути: социальной и биологической. У понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность - это социальная сущность человека, те кем он стал в процессе социализации, своей деятельности в обществе. Социальные качества конкретного лица связаны с уровнем его осведомленности, содержанием внутреннего духовного мира. Обусловленная социальной средой и предыдущим опытом осведомленность становится активным элементом личности, определяя в конкретных случаях выбор им той или иной социальной позиции, линии и формы поведения. Такое понимание личности предусматривает диалектическое единство социального и психологического, их взаимную осведомленность.

    Изучение  личности преступника в криминологии подчинено выявлению закономерностей  преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации и разработке научно обоснованных рекомендаций относительно борьбы с преступностью.

    Поскольку понятие «личность преступника» имеет социально-правовой характер и объединяет общесоциальное понятие  «личность» и юридическое понятие  «преступник», то изучение преступления выявляет в себе только его антиобщественную направленность, но не раскрывает полностью его социальной сущности. Правильное суждения о человеке в целом возможно только на основании всех его признаков как личности. Только по этому совокупность и соотношение социально-позитивных и социально-негативных качеств дают полное представление о лицах, которые совершили преступление. Личности преступника так же свойственна определенная система морально-психологических убеждений, особенностей, установок, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Морально-психологические особенности личности преступника пребывают в диалектической связи с её социальными особенностями, а потому должны рассматриваться в этом единстве.

    Личность  преступника - это совокупность социально  значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение.

    Закономерно встаёт вопрос: с какого времени можно говорить о личности преступника и когда такая возможность отпадает, то есть в каких рамках существует личность преступника? Отвечая на него, нужно учитывать уголовно-правовой, социологический и криминологический аспекты понятия личности преступника. В уголовно-правовом аспекте личность преступника возникает после признания его судом виновным и вступления приговора суда в законную силу и длится до момента отбытия наказания и погашения (снятия) судимости. Такое положение имеет важное значение, поскольку даёт возможность верно определить направления и рамки изучения личности преступника и именно тех особенностей, которые сыграли решающую роль в совершении преступления.

    Криминологическая характеристика такой личности тоже неразрывно связана с преступлением, которое она совершила. Но криминологов больше интересует генезис личности преступника, то есть процесс её становления и развития, который раскрывает детерминанты её формирования. Такой интерес исчезает, когда данная личность перестаёт быть антисоциально ориентированным. Таким образом, антиобщественные особенности, которые характеризуют личность преступника, существуют до преступления и обусловливают его совершение, однако признание конкретного личности преступником возможно только после и в связи с совершением им преступления.

    В отечественной криминологии понятие  преступника трактуется по-разному. В одном случае под ним понимают личность, которое виновно совершило  общественно опасное деяние, запрещенное  уголовным законом. И преступников объединяет только то, что они совершили преступление. В другом - делается акцент на качественное отличие личности преступника от лица не преступника. И только тогда, когда криминологическое исследование ставило целью изучение личности преступника, проводился более детальный анализ. При этом акцентировалось, что антиобщественная направленность личности проявляется в её моральных поступках, дисциплинарных, административных и других правонарушениях, которые еще не имеют преступного характера, но при повторении еще больше приобретают уголовные черты и указывают на реальную возможность совершения данной личностью преступления. 

    3. Профилактика групповой  преступности

    Объектом  общекриминологического предупреждения групповой преступности на социально-психологическом  уровне является социальная среда, представленная криминогенными группами, которые, как уже отмечалось, являются этапом в развитии преступных групп. Цель такого воздействия состоит в нейтрализации негативного влияния криминогенных групп на личность, пресечение процесса их трансформации в преступные группы. В круг субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность на этом уровне, войдут основные институты нормальной социализации личности (семья, учебные заведения, трудовые коллективы и т. д.).В профилактической работе с криминогенными группами следует условно выделять два этапа:

- выявление  и изучение группы;

- оказание  на группу профилактического  воздействия

    Выявление криминогенной группы предполагает, во-первых, определение ее антиобщественного  характера, во-вторых, установление основных количественно-качественных признаков. Группа считается криминогенной, если в нее входят лица, совершившие преступления (например, осужденные условно), подростки, совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания, лица с социально отклоняющимся поведением (употребляющие наркотики, злоупотребляющие спиртным и т. д.). Выявление количественно-качественных признаков предполагает установление состава их участников, характера коммуникативных связей, лидеров и активных участников, мест сборов и сферы территориального влияния, объектов, где ее участниками совершаются правонарушения.

    В качестве источников информации о криминогенных  группах могут выступать: непосредственное наблюдение лиц, занимающихся профилактикой  по собственной инициативе или в силу профессиональной деятельности (родителей, родственников, педагогов, врачей-наркологов и т. д.), информация из правоохранительных органов, беседы с лицами, входящими в эти группы или проживающими на территории действия групп, сообщения от населения и т. д.

    Оказание  на группу профилактического воздействия  предполагает работу как с группой  в целом, так и с отдельными ее участниками.

    Выделяются  два основных способа профилактического  воздействия на криминогенные группы: разобщение и переориентация. Разобщение группы заключается в ее разложении, в том, что ликвидируется (или существенно затрудняется) возможность непосредственного общения ее участников. Разобщение группы может быть полным, когда все или большинство ее участников лишаются возможности непосредственного общения, либо частичным, когда осуществляется изоляция ее лидера и активных участников (например, в связи с привлечением к уголовной ответственности).

    Переориентация  группы состоит в том, что полностью, в основном или в какой-то мере сохраняется ее состав, однако сама группа под воздействием профилактических мер меняет свою негативную социальную направленность. Таким образом, переориентация группы также может быть полной или частичной. Возможно сочетание указанных методов в тех случаях, когда группа имеет «сложную» структуру, что создает условия для воздействия отдельно на каждую подгруппу, имеющую свою систему коммуникативных связей. К формам переориентации групп, в частности несовершеннолетних, относят переориентацию через лидера группы, через подключенного к ней шефа, через позитивный подростковый коллектив, через трудовой коллектив. Вполне очевидно, что переориентация группы через ее лидера возможна в тех случаях, когда в этой группе не сформированы стойкие антиобщественные устремления. В противном случае переориентировать лидера не возможно, поскольку лидер в наибольшей степени соответствует социально-психологическому облику группы. Всегда следует помнить о том, что в переориентации лидера необходимо прежде всего опираться на его позитивные свойства, развивая которые можно добиться первоначально доминирования в его жизни общественно полезной деятельности над антиобщественной, а затем полностью вытеснить последний вид деятельности. В непростых ситуациях следует попробовать ввести в группу несовершеннолетних подростка старшей возрастной группы, взрослое лицо, близкое по возрасту подросткам (18-21 год), из числа тех, кто пользуется авторитетом у подростков и молодежи в определенном микрорайоне (например, из числа спортсменов).

Информация о работе Криминалогическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности.