Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:01, реферат
При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием “совместная деятельность”. Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл. В связи с этим становится понятно, что вопрос изучения совместной деятельности и факторов, влияющих на ее эффектиность является достаточно актуальным.
1.План………………………………………………………………стр.2
2.Введение……………………………………………………….…стр.3
3.Текст контрольной работы……………………………………...стр.4-9
4.Заключение………………………………………………………стр.10-11
5. Список использованной литературы…………………………..стр. 12
План.
1.План………………………………………………………………
2.Введение……………………………………………………
3.Текст контрольной работы……………………………………...стр.4-9
4.Заключение………………………………………………
5. Список использованной литературы…………………………..стр. 12
Введение.
При анализе различных теоретических
подходов к изучению совместной деятельности
обращает на себя внимание тот факт, что,
постулируя важнейшее ее значение в развитии
других процессов и взаимовлияние психологических
феноменов совместной деятельности, большинство
авторов в принципе не обсуждают вопрос
о психологической сущности последней.
Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных
процедур и интерпретации их результатов
показывает, что на уровне эмпирики исследователями
изучаются фактически разные реальности,
объединяемые лишь общим названием “совместная
деятельность”. Это приводит к формированию
весьма мозаичной картины, в которой отдельные
исследования совместной деятельности,
вместо того чтобы углублять, развивать
и дополнять друг друга, в большинстве
своем сосуществуют независимо, не имея
практически точек пересечения. Хотя очевидно,
что если не вскрываются и не обозначаются
исходные основания совместной деятельности,
то вопрос о сравнительной эффективности
разных типов ее организации, а также о
влиянии на нее различных психологических
факторов во многом теряет свой смысл.
В связи с этим становится понятно, что
вопрос изучения совместной деятельности
и факторов, влияющих на ее эффектиность
является достаточно актуальным.
Эффективность групповой деятельности
Эффективность групповой деятельности [от лат. effectivus — дающий определенный результат, действенный] — один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого. Нередко исследователи эффективности групповой деятельности считают, что подобный показатель может рассматриваться лишь в том случае, когда существуют формализованные нормы выработки и временные нормативы. Правда, в этом случае психологическая сущность показателя "эффективность групповой деятельности" не просто резко сужается, но и практически сводится "на нет". Речь в данной ситуации даже в терминологическом плане может скорее вестись о результативности групповой деятельности. Применяемый порой термин "успешность групповой деятельности" (не говоря уже о ее эффективности) существенно шире той психологической реальности, которую можно описать через результативность. Собственно социально-психологическая составляющая понятия "эффективность групповой деятельности" не просто как необходимое, а как ключевое наполнение предполагает анализ удовлетворенности членов группы и самим процессом труда, и его результатами, и теми действительно психологическими последствиями, которые наступают в интрагрупповом и личностном плане после подведения итогов группового деятельностного акта.
Другими словами, если все
же говорить об эффективности групповой
деятельности как о психологическом
понятии и социально-
Как совершенно справедливо
отмечает Г.М. Андреева, проблема групповой
эффективности тесно связано
с групповой динамикой, поскольку,
"все динамические процессы, происходящие
в группе, обеспечивают определенным
образом эффективность
Справедливость такого подхода была подтверждена результатами целого ряда исследований в сфере организационной психологии, направленных на выявление признаков, которыми характеризуются эффективные группы. На основании экспертного анализа огромного объема эмпирических данных к ним были отнесены следующие:
"Цели. Они абсолютно ясны всем членам группы и в значительной степени разделяются ими, то есть с ними согласны и их поддерживают все члены группы.
Коммуникация. Она эффективна и включает в себя как чувства, так и содержательные моменты, например, информацию, связанную с задачей.
Лидерство. Оно не принадлежит формальному лидеру, а широко разделяется и осуществляется всеми членами группы. Группа придерживается участвующего стиля. ...
Влияние. Влияние в группе смещается на рациональной основе, такой как информация или компетентность.
Конфликт. Конфликт рассматривается как естественное следствие увлеченности делом. Отсутствие конфликта породит тревогу, поскольку будет означать недостаточную степень участия. Конфликт открыто выражается и разрешается, он рассматривается как позитивный источник более высококачественных решений.
Принятие решений. В целом решения принимаются на основе открытых дебатов, хотя процессы корректируются в соответствии с характером решения и его последствиями или важностью для членов группы. Если обратиться за примером к тренингу, то большинство участников примут как должное то, что тренер в одиночку принимает решение отложить перерыв на 15 минут. Впрочем, они совсем иначе отнесутся к решению продлить занятие на 2 часа!
Межличностные отношения. Подчеркивается их важность для группового единства. Каждый отдельный член группы одинаково ценен своим уникальным вкладом в общее дело.
Мониторинг и обзор. Групповая работа и процессы подвергаются непрерывному мониторингу и регулярному обзору. Оценка эффективности является показателем работы группы".
Легко заметить, что практически
все перечисленные
Отдавая должное подходам к оценке групповой эффективности, разработанным в рамках теории групповой динамики, Г.М. Андреева отмечает, что "принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились на каждом этапе развития группы". Как и представители школы групповой динамики, Г.М. Андреева напрямую связывает эффективность групповой деятельности с уровнем группового развития: "Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако, лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи — это критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития".
При всей справедливости приведенных соображений, трудно согласиться с последним утверждением Г.М. Андреевой. Как показывает практика, в определенных ситуациях (как правило, связанных с экстремальными обстоятельствами — террористическими актами, стихийными бедствиями и т. п.) высокоэффективными могут оказаться действия совершенно случайных, стихийно сформировавшихся групп. Наиболее ярким примером такого рода являются действия группы пассажиров одного из рейсов захваченных террористами 11 сентября 2001 г., сумевших ценой собственной жизни предотвратить падение самолета на Вашингтон. Вполне понятно, что способность к кооперации и эффективность групповых действий в такого рода ситуациях определяется целым рядом факторов как собственно социально-психологического, так и личностного характера, однако не вызывает сомнений, что общественная значимость стоящей перед группой задачи играет среди них не последнюю роль.
Однако подчеркнем
еще раз, в целом как с точки
зрения концепции групповой динамики,
так и с точки зрения стратометрической
концепции, эффективность групповой
деятельности во многом определяется
уровнем группового развития. В этой
связи практический социальный психолог,
профессионально работая с
групповой
психологический команда
Вывод
Подводя черту хотелось
бы еще раз сказать о психологических
факторах эффективности совместной деятельности,
которыми являются: общение; структура
и форма взаимодействия; взаимосвязанность;
формы кооперации; взаимодействие функционально-ролевых
позиций участников; координация действий
и операций участников.
Совместная деятельность требует достаточно
высокого уровня группового сплочения
и ценностно-ориентационного единства
участников.
Также необходимо, чтобы в группе действовали
определенные социальные нормы, т.е. некие
образцы, предписывающие то, что люди должны
говорить, думать, чувствовать, делать
в конкретных ситуациях. Можно сказать,
что в некоторых случаях нормы выступают
как определенные правила, которые выработаны
группой, приняты ею и которым должно подчиняться
поведение ее членов, чтобы их совместная
деятельность была возможна .
Совместная деятельность, во-первых, -
лучший способ узнать друг друга, особенно
если эта деятельность протекает в экстремальной
ситуации. В такой ситуации развиваются
особо близкие и доверительные отношения
между людьми. Однако тесный контакт между
людьми, с одной стороны, устанавливает
особые нерасторжимые связи, а с другой
- чаще ведет к серьезным конфликтам. Именно
конфликты между близкими людьми отличаются
особой силой и глубиной.
Во-вторых, в условиях экстремальной
деятельности ни расовые, ни национальные,
ни возрастные, ни социальные различия
не играют существенной роли в отношениях
между людьми. Исключением выступает культурный
уровень участников взаимодействия, который
действительно оказывает влияние на взаимопонимание
и сотрудничество. Культурный уровень
во взаимоотношениях людей играет большую
роль, чем другие различия.
В-третьих, при экстремальной ситуации
осуществления деятельности группа делится
на микрогруппы несколько раз в зависимости
от обстоятельств и личностных особенностей
субъектов взаимодействия.