Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа
Цели исследования состоят в изучении личности современного насильственного преступника, выработке понятия и типологии личности современного насильственного преступника, исследовании криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления, выделении новых криминологических черт личности современного насильственного преступника, разработке общих и индивидуальных мер предупреждения насильственной преступности.
Основные задачи исследования вытекают из указанных целей и могут быть представлены следующим образом:
определение понятия личности современного насильственного преступника и ее качественных характеристик (современных признаков-отличий);
определение места личности насильственного преступника в общем учении о личности преступника;
осуществление типологии личности современного насильственного преступника;
исследование криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления;
установление основных типов криминальной ситуации в механизме насильственных преступлений;
установление основных факторов, детерминирующих насильственную преступность; выявление общих и частных детерминант преступного поведения современного насильственного преступника;
определение основных мер предупреждения насильственной преступности и индивидуальных мер воздействия на личность насильственного преступника.
Введение
Глава I. Личность преступника в криминологической науке
§ 1. К вопросу становления учений о личности насильственного преступника
§ 2. Понятие и структура личности преступника
§ 3. Криминологическая классификация личности преступников
§ 4. Использование криминологических типологий личностей преступников
Вывод по I главе
Глава II. Характеристика личности насильственного преступника
§ 1. Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения
§ 2. Роль мировоззрения в формировании преступного поведения
§ 3. Социальные условия и причины возникновения криминального насилия
§ 4. Личность преступника, совершающего преступления, сопряженные с другими преступлениями
Выводы по II главе
Заключение
Список источников и литературы
Оглавление
Введение
Глава
I. Личность преступника в
§ 1. К вопросу становления учений о личности насильственного преступника
§ 2. Понятие и структура личности преступника
§
3. Криминологическая
§ 4. Использование криминологических типологий личностей преступников
Вывод по I главе
Глава II. Характеристика личности насильственного преступника
§ 1. Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения
§ 2. Роль мировоззрения в формировании преступного поведения
§
3. Социальные условия и причины
возникновения криминального
§ 4. Личность преступника, совершающего преступления, сопряженные с другими преступлениями
Выводы по II главе
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования личности насильственного преступника в настоящее время обусловлена тем, что насилие стало наиболее острой, злободневной проблемой современного российского общества. Насильственная преступность это не просто совокупность насильственных преступлений, это угроза национальной безопасности страны, угроза конституционным правам граждан, страх значительного числа граждан за свою жизнь и здоровье. Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого россиянина на жизнь, охрану здоровья, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни (ст. ст. 20-23), при этом законодательно закреплено, что основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения (ст.17). Задачами основного уголовного закона России являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждение преступлений (ст.2 УК РФ). Таким образом, законодательно признан приоритет охраны наиболее ценного объекта уголовно-правовой охраны - человека.
В
настоящее время количественно-
В последние годы изменился и тип преступника, совершающего насильственные преступные посягательства. Его отличают особая дерзость, цинизм, жестокость, криминальный расчет и хладнокровие в период подготовки и момент совершения преступного посягательства, уверенность в безнаказанности.
Об актуальности исследования личности насильственного преступника и проблемы насилия свидетельствует многочисленные исследования по данной проблематике криминологов, правоведов, социологов, как в России, так и за рубежом[3]. Проблеме насильственной преступности и личности преступника, в том числе насильственного, уделяли внимания в своих научных трудах такие ученые как Н.Х. Айнетдинова, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, А.А. Бакин С.Е. Борисова, И.В. Виноградов, Л.М. Землянухина, Е.В. Кирюшатова, Д.В. Кондрашов, О.А. Кулешов, В.И. Омигов, Е.А. Писаревская, М.А. Пушкарев, Л.А. Рычкалова, Е.В. Уткина. Однако, несмотря на теоретическую и практическую значимость указанных исследований, специального изучения требует личность современного насильственного преступника, ее особенности, классификация и типология. Уточнения требует понятие личности насильственного преступника и место в системе общего учения о личности преступника.
Иногда, когда говорят о насильственной преступности, имеют в виду совокупность таких преступлений, при совершении которых насилие является элементом мотивации, а не просто средством достижения цели[4]. Поэтому особого рассмотрения требуют индивидуальные, психологические особенности личности насильственного преступника, очевидные и скрытые мотивы его преступного поведения. Характерологические особенности личности насильственного преступника проявляются в широком диапазоне совершаемых им преступлений: от сопряженного с насилием хулиганства до совершения убийств. Значительная часть современных насильственных преступников вооружена, и это характеризует преступника как профессионала, обладающего специфическими навыками и умениями (например, использование современных видов оружия). Немаловажную роль в изучении личности насильственного преступника играет исследование его поведения в ситуации преступления, его взаимодействии с потерпевшим. Автор полагает, что распространенность насильственных преступлений, их высокая общественная опасность и недостаточная эффективность противодействия со стороны правоохранительных органов, делают актуальным осуществление глубокого анализа личности современного насильственного преступника, выявлении ее новых криминологических черт. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности криминологического исследования личности современного насильственного преступника и делает насущным разработку предупредительных мер, позволяющих эффективно противостоять насильственной преступности.
Цели исследования состоят в изучении личности современного насильственного преступника, выработке понятия и типологии личности современного насильственного преступника, исследовании криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления, выделении новых криминологических черт личности современного насильственного преступника, разработке общих и индивидуальных мер предупреждения насильственной преступности.
Основные задачи исследования вытекают из указанных целей и могут быть представлены следующим образом:
определение
понятия личности современного насильственного
преступника и ее качественных характеристик
(современных признаков-
определение места личности насильственного преступника в общем учении о личности преступника;
осуществление типологии личности современного насильственного преступника;
исследование
криминологических
установление основных типов криминальной ситуации в механизме насильственных преступлений;
установление
основных факторов, детерминирующих
насильственную преступность; выявление
общих и частных детерминант
преступного поведения
определение основных мер предупреждения насильственной преступности и индивидуальных мер воздействия на личность насильственного преступника.
Объектом исследования является личность современного насильственного преступника, отношения, возникающие в связи с совершением им насильственных преступных посягательств и их предупреждением.
Предметом исследования являются статистические данные, характеризующие состояние и динамику современной насильственной преступности, судебно-следственная практика по делам об убийствах, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, разбоях, грабежах, изнасилованиях, хулиганстве; детерминанты насильственной преступности, меры ее предупреждения.
Методология исследования. Общую методологическую основу работы составили общенаучные методы исследования: логический, системно-структурный, сравнительного анализа; частно-научные методы: статистический, социологический - опрос граждан, анкетирование, изучение и анализ документов. Исследование базируется на основных положениях криминологии и уголовного права в сочетании с последними достижениями научной мысли в юридической, социологической, философской, психологической областях.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка комплексного исследования личности современного насильственного преступника. Дается определение личности современного насильственного преступника, выделяются ее основные черты, представлена криминологическая характеристика лиц, совершивших насильственные преступные посягательства, представлена типология личности современного насильственного преступника, выделяются основные типы ситуации в механизме насильственных преступлений, анализируются основные детерминанты преступного поведения личности насильственного преступника, разработаны общие и индивидуальные меры предупреждения и профилактики насильственных преступлений.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем комплексно исследована личность современного насильственного преступника, дается определение личности современного насильственного преступника, ее типология. Основные предложения и выводы, результаты эмпирического исследования могут быть использованы при дальнейшем исследовании личности насильственного преступника в системе общего учения о личности преступника, при разработке государственных программ предупреждения насильственной преступности, профилактики преступного поведения. Материалы исследования могут использоваться в учебном процессе высших учебных заведениях юридического профиля.
Структура определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Проблема изучения насилия и связанного с ним агрессивного поведения занимает одно из ведущих мест в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых[5]. Ее истоки можно обнаружить в трудах античных мыслителей. Так, жители греческих городов-государств приглашали врача-философа Гиппократа для оценки психического состояния граждан, совершающих не только нелепые поступки, но и проявляющих повышенную агрессивность, чрезмерную жестокость, склонность к насилию. Если ученики Пифагора стояли на "биологических" позициях ("мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезни, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих"[6]), то Гиппократ отрицал влияние "порочной" наследственности, подчеркивая роль внешних факторов (воспитания, ближайшего окружения, климата и т.д.). Научные концепции Гиппократа не имеют законченного цельного изложения применительно к психологии и судебной психиатрии. В таких работах, как "Внутренние болезни", "Эпидемические болезни", "О священной болезни" и особенно в "Афоризмах", по мнению Ю.В. Каннабиха, "разбросаны отдельные намеки, наблюдения, теории... Кое-что противоречит одно другому, так как, несомненно, представляет собой мысли не одного человека"[7].
Гиппократ, Платон, Аристотель сформулировали основные понятия о "болезнях души", разграничив общественно опасное деяние душевнобольного человека и насильственные действия антисоциального индивида. Важно отметить, что в античности была предпринята попытка связать рисунок поведения человека с индивидуально-личностными особенностями, т.е. с темпераментом, характером, интеллектом, воспитанием и т.д. [8]
Период Средневековья характеризовался регрессом научного мировоззрения. Исключением является деятельность католического священника Пелагия, Августина Блаженного и крупнейшего представителя католического богословия, схоластики Ф. Аквинского. По мнению Ф. Аквинского, разум ставит лишь цели для деятельности человека, движущей же силой является воля. Богослову принадлежит идея разделения божественной воли и божественного закона. Если ранее основания права сводили непосредственно к справедливой воле Бога, находя в ней непосредственное оправдание правовым нормам, то Ф. Аквинский в своей работе "Сумма богословия" вводит понятие божественного "естественного закона". Естественный закон раскрывается разуму в различении добра и зла. Принципы вечного естественного закона воплощены в естественном праве. Исходя из своего учения о разуме и воле, мыслитель определяет человеческий закон как требование разума, устанавливаемое по воле того, кто стоит во главе государства; божественные же законы устанавливаются разумной волей Бога. Учением о естественном законе закладываются предпосылки столь важной для эпохи Нового времени и не потерявшей своей актуальности по сей день теории "естественного права". В трактовке Ф. Аквинского, естественный закон не является обычаем, поскольку он есть нечто установленное разумом. Предписания этого закона достаточно многочисленны, но все они имеют единую общую основу: делать добро и избегать зла, насилия. Естественный закон, таким образом, предписывает добродетельные поступки[9].
В
изданной в 1532 г. "Каролине" уже
имелись точные указания о необходимости
приглашения сведущих лиц для
проведения судебно-медицинских
В 1624 г. старший советник суда католической церкви Павел Заккиас в работе "Судебно-медицинские вопросы" сформулировал основные принципы судебной психиатрии и акцентировал внимание на криминалистических методах изучения личности. Он, в частности, указывал, что успешное расследование преступлений предполагает обязательную оценку личностных особенностей таких участников судопроизводства, как обвиняемые, свидетели, потерпевшие. Изучение личности участников судопроизводства предполагало использование только научно обоснованных (в рамках той эпохи) методов и приемов. Полученная в результате изучения информация должна четко документироваться[11].
Информация о работе Криминалистическая характеристика насильственной преступности