Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:27, курсовая работа
Цели исследования состоят в изучении личности современного насильственного преступника, выработке понятия и типологии личности современного насильственного преступника, исследовании криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления, выделении новых криминологических черт личности современного насильственного преступника, разработке общих и индивидуальных мер предупреждения насильственной преступности.
Основные задачи исследования вытекают из указанных целей и могут быть представлены следующим образом:
определение понятия личности современного насильственного преступника и ее качественных характеристик (современных признаков-отличий);
определение места личности насильственного преступника в общем учении о личности преступника;
осуществление типологии личности современного насильственного преступника;
исследование криминологических характеристик лиц, совершивших насильственные преступления;
установление основных типов криминальной ситуации в механизме насильственных преступлений;
установление основных факторов, детерминирующих насильственную преступность; выявление общих и частных детерминант преступного поведения современного насильственного преступника;
определение основных мер предупреждения насильственной преступности и индивидуальных мер воздействия на личность насильственного преступника.
Введение
Глава I. Личность преступника в криминологической науке
§ 1. К вопросу становления учений о личности насильственного преступника
§ 2. Понятие и структура личности преступника
§ 3. Криминологическая классификация личности преступников
§ 4. Использование криминологических типологий личностей преступников
Вывод по I главе
Глава II. Характеристика личности насильственного преступника
§ 1. Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения
§ 2. Роль мировоззрения в формировании преступного поведения
§ 3. Социальные условия и причины возникновения криминального насилия
§ 4. Личность преступника, совершающего преступления, сопряженные с другими преступлениями
Выводы по II главе
Заключение
Список источников и литературы
Эти данные напрямую коррелируют со сведениями об уровне образования исследуемой категории преступников.79,7% из них имеют только основное или полное общее образование и не приобрели хотя бы начальных профессиональных навыков. Сказанное остается справедливым и для специфических условий городов-мегаполисов, где концентрация лиц с высшим профессиональным образованием достаточно высока. Согласно результатам обобщения материалов уголовных дел 40% лиц, совершивших убийства, сопряженные с иными преступлениями, имели неполное среднее образование, еще 43% - полное среднее[82].
Эти данные в очередной раз подтверждают известный вывод о том, что насилие свойственно чаще малообразованным, недостаточно развитым, некультурным людям. У них слабая критика собственного поведения, более узкий кругозор, примитивнее и грубее потребности и интересы, они менее сдержанны в своих стремлениях и желаниях, среди них более распространен культ грубой физической силы, что в совокупности, безусловно, способствует криминальному поведению.
По своему семейному статусу лица, совершающие убийства, сопряженные с иными преступлениями, - преимущественно неженатые (разведенные); таковых - 52%.
Еще одна характеристика, на которую стоит обратить внимание, особенно при анализе убийств в условиях мегаполиса, - место жительства преступника. В целом обобщенные данные по стране показывают, что подавляющее большинство убийц (в среднем 87,5%) относятся к категории постоянных жителей той местности, где совершено преступление. Собственно иностранцев среди убийц 2,2%, а лиц, проживающих в России, но не по месту совершения преступления - 7,1%. Вместе с тем специальные региональные исследования преступности в Москве свидетельствуют, что на долю приезжих (иностранцев, маятников-мигрантов, жителей других регионов России, лиц без определенного места жительства) приходится 29,2% совершенных в столице убийств. Эти данные подтверждаются результатами исследования, проведенного Е.В. Уткиным, который показал, что 35% лиц, совершивших в Москве убийства, сопряженные с иными преступлениями, не являются постоянными жителями г. Москва[83].
Одной из значимых в криминологическом отношении особенностей лиц, совершающих убийства, сопряженные с иными преступлениями, следует признать определенную серийность их поведения. В подтверждение сказанного приведем авторитетные данные Ю.М. Антоняна, полученные им в результате опроса 120 человек, осужденных за убийство к пожизненному лишению свободы[84]. Согласно им почти каждый пятый убийца-насильник и каждый четвертый убийца-разбойник за свою преступную карьеру совершили более трех убийств; по два преступления совершили 38,5% убийц-насильников и более половины убийц-разбойников; только каждый пятый разбойник и чуть более 40% насильников ограничились одним преступлением. С увеличением количества совершаемых убийств напрямую связано увеличение показателей предшествующей судимости и групповой преступной деятельности у таких убийц. Важно подчеркнуть, что практически в каждом третьем убийстве, сопряженном с разбоем или изнасилованием, жертвами становилось одновременно два и более человека.
Как свидетельствуют приведенные данные, лица, совершающие убийства, сопряженные с иными преступлениями, по своим социально-демографическим признакам не обнаруживают существенного отличия от убийц как таковых. И все же, можно утверждать, что уголовно-правовая характеристика и социально-психологическая составляющая личности преступника и мотивы его деятельности дают основание рассматривать лицо, совершающее убийства, сопряженные с иными преступлениями, в качестве особого вида (типа) убийц. В этой связи важно установить соотношение этого типа с иными выделяемыми в криминологии типами личности убийц.
Как известно, в науке предлагаются различные варианты типологии личности убийцы. В.И. Омиговым разработана типология, основанная на степени выраженности, устойчивости антиобщественной (агрессивной, насильственной) направленности личности. В соответствии с чем им выделяются:
1)
преступники с устойчивой и
четко выраженной агрессивно-
2)
лица, характеризующиеся
3)
случайные или ситуационные
Исследуемые преступники не относятся к группе случайных или ситуационных. Результатами проведенного исследования установлено, что с точки зрения уголовно-правовой характеристики для лиц, совершающих убийства, сопряженные с иными преступлениями, характерны:
1) достаточно высокий удельный вес повторности (включая рецидив преступлений), который имеется у 29% осужденных;
2)
предумышленный характер
3)
весьма распространенный (особенно
по сравнению с убийствами
в целом) групповой, заранее
согласованный характер
Уже этого достаточно (даже не принимая во внимание аморальный, антиобщественный образ жизни преступников до момента совершения убийств) для констатации наличия определенной агрессивно-насильственной направленности у изучаемых убийц, причем степень устойчивости такой направленности может быть различной: от глубоко укоренившейся и доминирующей до выраженной неявно. В любом случае влияние ситуационных факторов на принятие решения о совершении убийства у указанных лиц минимально. Преступники совершают убийство не под влиянием неблагоприятной внешней ситуации, а в силу присущих им особых негативных личностных качеств и свойств. Что же касается криминогенной ситуации, то такие убийцы, как правило, создают ее сами, своими собственными действиями[88].
Исследуемая группа убийц относится и к числу так называемых рациональных преступников. Как указывает Г.А. Аванесов, рациональный насильственный преступник решает при помощи насилия различные проблемы: корыстные, сексуальные, самоутверждения, развлечения. Именно разрешение этих проблем посредством убийства составляет смысл преступления, отражает его мотивы. "Рациональность" преступников в данном случае коррелирует с установленной ранее характеристикой применяемого ими насилия как инструментального. Причем убийство в данном случае выступает не только как средство (инструмент) достижения неких внешних целей (материального благополучия, сексуального удовлетворения, решения политических и иных задач), но и как средство разрешения внутриличностного конфликта самого преступника[89]. Если первая из указанных характеристик зачастую очевидна (именно она фигурирует в процессуальных документах и отражается на квалификации), то вторая, отражающая глубинный, личностный смысл убийства, как правило, скрыта, а ее установление требует проведения глубоких психологических исследований (в том числе и исследований сферы бессознательного).
Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.
Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его социальном окружении имеют особое значение для проведения с ним индивидуальной профилактической работы. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.
Основными источниками криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, уголовно-исполнительных учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.
В
правоохранительных органах эта
работа проводится в двух направлениях:
изучение и анализ конкретной личности
в связи с решением вопросов о
привлечении к уголовной ответственности
либо применении индивидуально-
По результатам проведенного криминологического анализа личности преступника представляется возможным сделать ряд выводов и обобщений.
1.
Под личностью преступника
В свою очередь, преступник - это, во-первых, лицо, обладающее свободой выбора поведения, и, во-вторых, совершающее этот выбор из своих личных, частных интересов, сознательно принимающее отрицательное (порочное, опасное, порицаемое) решение. Именно поэтому в статус общеправового принципа возведена неотвратимость наказания за совершенное преступление, так как главная цель наказания - в максимальной степени повлиять на сознание человека таким образом, чтобы впредь он принимал исключительно правильные решения, воздерживался от совершения преступления.
2. Личность человека, совершающего преступное деяние, имеет специфическую качественную особенность психического склада, которая выражает ее криминогенную сущность (сущность криминогенной потенции личности - совокупности ее криминогенных склонностей). Эта особенность психического склада выступает внутренней предпосылкой антиобщественного поведения индивида при определенных условиях или воздействиях на него и выражается в совокупности психических свойств (образований), которые являются существенными в детерминации указанного поведения. Они проявляются в совокупности психических функций в генезисе поведения, определяя его криминальное содержание.
3.
Содержательной основой
4.
При изучении личности
потребностный блок;
система внутренних ценностей человека (блок "внутренних фильтров");
целевой блок.
Информация о работе Криминалистическая характеристика насильственной преступности