Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа
Объект исследования: взаимодействие следователя с органами дознания и оперативно-розыскными органами в процессе расследования преступлений. Цель работы: изучить и проанализировать систему взаимодействия следователя с органами дознания в процессе расследования преступлений.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I . Понятие дознания и предварительного следствия…………………4
1.1. Правовые основы и формы взаимодействия………………………………7
1.2. Принципы взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений……………………………14
Глава II. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений………………………………………………….18
2.1. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения дела……………………………………………………………………………….18
2.2. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования……………………………………………..25
Глава III. Контроль и оценка результатов взаимодействия…………………30
Заключение ……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………33
Приложение……………………………………………………………………..35
1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач;
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения:
а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ;
в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;
г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.
Все эти основания делятся на 2 группы:
1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.)12
2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)
Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив.13
Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.
Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:
1. пределами самих поручений;
2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.
Следователь не может поручить органам дознания производство следственных действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производство иных следственных действий следователь вправе поручить органу дознания .
Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания.
В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться:
1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий;
2. в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия;
3. в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;
4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий;
5. в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных следственных действий;
6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий.14
Глава 3. Контроль и оценка результатов взаимодействия.
Руководители
следственных аппаратов и оперативных
подразделений ежеквартально
В управлениях, отделах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ ведется учет и оценка работы подчиненных подразделений по раскрытию преступлений.
Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся обстановки) проверяется работа не менее 2-3 горрайлинорганов по организации раскрытия преступлений, в том числе по "горячим следам".
Ежеквартально
изучается состояние
Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию преступлений определяется по итогам полугодия и года.
Заключение
Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе.
При написании данной курсовой работы я пришла к следующему выводу, что одним их существенных признаков взаимодействия выступает согласованность, которая достигается в работе посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Таким
образом, основой взаимодействия следователя
и органа дознания должно быть установленное
законом разграничением компетенции
взаимодействующих органов при наиболее
целесообразном сочетании присущих им
средств и методов работы. Подводя итог
курсовой работы, также стоит отметить,
что в данное время взаимодействие различных
служб в органах внутренних дел находится
на недопустимо низком уровне.
А именно взаимодействие позволяет существенно
увеличить эффективность работы, не изменяя
структуры и состава служб и не расходуя
средств на новое дорогостоящее оборудование,
что особенно актуально в настоящее время.
Если аппараты МВД перестанут представлять
собой отдельные службы, а станут единой
системой, объединенной едиными целями
и задачами, едиными мероприятиями и планами
эффективность работы возрастет в несколько
раз.
Хочется отметить, что проблема взаимодействия
в ОВД, а в частности взаимодействия органов
дознания и предварительного следствия
требуют дальнейшего исследования с внедрением
передового научного опыта в практическую
деятельность ОВД, чем нам в скором времени
и предстоит заняться.
I. Нормативно-правовые акты:
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
II. Специальная литература:.
ШТАМП Начальнику _________________________
органа
предварительного
следствия
________ No. ____________ дознания, звание, фамилия,
(дата)
(исходящий
номер)
ПОРУЧЕНИЕ
о производстве отдельных
(оперативно-розыскных,
В моем производстве находится уголовное дело No. _______________
______________________________
(обстоятельства, установленные в ходе предварительного
______________________________
расследования и подлежащие
______________________________
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 и 5 части второй
ст. 38 и (или) частью первой ст. 152 УПК РФ,
ПРОШУ:
______________________________
(указывается, что конкретно
какие следственные действия, оперативно-розыскные,
______________________________
розыскные мероприятия и к
какому сроку требуется
Приложения ______________________________
Следователь __________________
Информация о работе Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений