Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа
Объект исследования: взаимодействие следователя с органами дознания и оперативно-розыскными органами в процессе расследования преступлений. Цель работы: изучить и проанализировать систему взаимодействия следователя с органами дознания в процессе расследования преступлений.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I . Понятие дознания и предварительного следствия…………………4
1.1. Правовые основы и формы взаимодействия………………………………7
1.2. Принципы взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений……………………………14
Глава II. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений………………………………………………….18
2.1. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения дела……………………………………………………………………………….18
2.2. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования……………………………………………..25
Глава III. Контроль и оценка результатов взаимодействия…………………30
Заключение ……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………33
Приложение……………………………………………………………………..35
3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоятельно реализовывает оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть использованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.
4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодействия. Необходимо осуществлять согласованное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть участие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства наиболее сложных следственных действий.
Суть принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных задач.
5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.
Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.2
Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены также и в других законах, в связи с чем отношения между субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами являются:
Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно связана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами. Организационными формами являются:
1. Создание следственно-оперативных групп и оценка результатов такого взаимодействия;
2. Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным работником;
3. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
4. Ознакомление следователя с данными полученными информативно-розыскным путем.3
Рассмотрим их более подробно:
1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- оперативная группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов. К основным признакам, характеризующим следственно-оперативную группу можно отнести: общность целей производимых процессуальных и оперативно-розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий; самостоятельность деятельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем информации и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и средств подразделений следствия, опер работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя.
Взаимодействие
следователей и оперативных работников
в следственно-оперативных
1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и следственных действий;
2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда оперативный работник, входящий в следственно-оперативную группу проводит оперативно-розыскные действия, а также (по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия (обыски, выемки, осмотры);
3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т.п.).
Взаимный обмен информацией между следователем и оперативным работником. Взаимодействием в этой форме является предоставление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к подготовительному, организационному этапу, на котором согласовываются и фиксируются организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой взаимодействующей стороны. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на любом этапе расследования преступления.
Сущность
совместного планирования заключается
в том, что органы дознания и следствия
разрабатывают систему
Таким
образом, взаимодействие следователя
и органа дознания является одним
из важнейших условий для
1.2.Принципы взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений.
Основным
нормативным актом, регулирующим процесс
взаимодействия дознания и предварительного
следствия ОВД является Приказ МВД
РФ от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении
Инструкции по организации взаимодействия
подразделений и служб
Данный нормативно-правовой акт хотя и не дает определения взаимодействия, но определяет его основополагающие принципы такие как:
- соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан;
- комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;
- персональная
ответственность следователя,
- самостоятельность
следователя в принятии
- самостоятельность
сотрудников оперативных
- согласованность
планирования следственных
- непрерывность
взаимодействия в
Рассмотрим указанные принципы более подробно:
1. Принцип
соблюдения законности, конституционных
прав граждан неразрывно
Сказанное в полной мере относится и к
рассматриваемому взаимодействию.
Более того можно смело утверждать, что
лишь при осуществлении принципа законности
в полной мере могут быть реализованы
требования всех других принципов этого
взаимодействия.
2. Комплексное
использование сил и средств,
которыми располагают
3. Самостоятельность следователя в принятии
решений.
Действие
этого принципа вытекает из процессуального
статуса следователя и
4. Самостоятельность органов дознания
в выборе средств и методов оперативно-розыскной
деятельности (в пределах действующего
законодательства) состоит в том, что оперативный
работник самостоятельно осуществляет
оперативно-розыскные мероприятия по
обнаружению и задержанию лиц, совершивших
преступления; сам определяет те поисковые
мероприятия, для проведения которых должны
быть использованы силы и средства других
служб и своевременно привлекает к сотрудничеству
эти службы; несет ответственность за
качественное проведение оперативно-розыскных
мероприятий.
5. Плановость
взаимодействия - важнейший принцип.
Необходимо осуществлять
Информация о работе Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений