Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа
Объект исследования: взаимодействие следователя с органами дознания и оперативно-розыскными органами в процессе расследования преступлений. Цель работы: изучить и проанализировать систему взаимодействия следователя с органами дознания в процессе расследования преступлений.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I . Понятие дознания и предварительного следствия…………………4
1.1. Правовые основы и формы взаимодействия………………………………7
1.2. Принципы взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений……………………………14
Глава II. Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений………………………………………………….18
2.1. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения дела……………………………………………………………………………….18
2.2. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования……………………………………………..25
Глава III. Контроль и оценка результатов взаимодействия…………………30
Заключение ……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………33
Приложение……………………………………………………………………..35
6. Непрерывность
взаимодействия при
Глава 2.
Взаимодействие следователя с органом
дознания при расследовании
2.1.Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения дела.
Общность
и сложность стоящих перед
органами дознания и предварительного
следствия при раскрытии
В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами. Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и др. специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника.
В настоящее время дежурные части оснащены необходимой техникой, транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, электронной почтой, укомплектованы подготовленными кадрами сотрудников, что позволяет на высоком профессиональном уровне сразу же по поступлении сигнала о преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех служб, непосредственно осуществляющих работу по его расследованию. В связи с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях поступает в первую очередь непосредственно в дежурные части органов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими информации о преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и представителей общественных организаций.5
По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток (ст. 144 УПК) должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме.
Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного процесса, которая создает необходимые основания для дальнейших следственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан.
С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.
Следовательно,
своевременность и
УПК
РФ определяет, что одним из следственных
действий является осмотр места происшествия.
При этом одной из предпосылок
успешного раскрытия
В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчинены постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и мед вытрезвители, которые он информирует обо всех происшествиях на обслуживаемой территории и организует их взаимодействие.
Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежурных частей своих обязанностей, определенных ведомственными нормативными актами.
Правильная и своевременная организация выезда на место происшествия, его квалифицированный осмотр следователем - непременное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места преступления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике, умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскрытию преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимосвязь между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направленность которых зависят от полноты и качества осмотра
Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых являются быстрота и своевременность выезда на место совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование специальных средств и методов представителями различных служб и подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу взаимодействующих лиц.7
Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной организационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплектования этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью.
Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь является руководителем следственно-оперативной группы, выезжающей на место происшествия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении.
Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т.п. следователь должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и особенности предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия, в группу включается работник ГИБДД, эксперт-автотехник, а при осмотре места пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотрудники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т.п.
В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных действий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и оперативно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия.
Таким образом, при осмотре места происшествия большое значение имеет правильное распределение обязанностей среди лиц, участвовавших в его проведении, четкое определение характера их действий, своевременное взаимное информирование.
Тактические
особенности места осмотра
В
осмотре места происшествия специфическая
роль отводится специалисту-
Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руководством следователя, который вправе давать ему указания о проведении тех или иных действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь исследования. Методику, тактику исследования и применения научно-технических средств при выявлении и фиксации материальных следов преступления определяет сам специалист.
Обязанность следователя собрать воедино разнообразные данные осмотра, проанализировать их в связи с полученными результатами решить вопрос о дальнейшем направлении работы. Он должен быстро и оперативно определить обстоятельства, при которых было совершено преступление. Следователь обязан решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и задержанию преступника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий (преследование по горячим следам, выявление очевидцев преступления и т.п.).
Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть.
Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое практическое значение, поскольку его внимание, сосредоточенное на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия.9
После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий.
Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы.10
Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответствующая запись.
2.2.Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования.
За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причиненного ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.
Процессуальными формами взаимодействия являются:
1. поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий
2. содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий
3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника11
Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия.
Информация о работе Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений