Роль международных организаций и международного сотрудничества в борьбе с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Предмет исследования - международное сотрудничество в борьбе с преступностью, его формы и методы, проблемы международного криминологического сотрудничества, международные организации, координирующие и реализующие борьбу с преступностью, их деятельность.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- рассмотреть особенности и формы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью;
- проанализировать роль международных организаций, участвующих в деле борьбы с преступностью.

Работа содержит 1 файл

курсовая ныркова.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

* преступления, совершаемые в открытом море (пиратство (морской разбой); разрыв и повреждение подводного кабеля или трубопровода; столкновение морских судов; загрязнение морской среды вредными веществами);

* военные преступления  международного характера (применение запрещенных средств и методов ведения войны; насилие над населением в районе военных действий; мародерство и т.д.).

Также как и впервой  группе преступлений наиболее серьёзными являются:

Борьба с “отмыванием” доходов, полученных от преступной деятельности. В Конвенции Совета Европы об “отмывании”, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. содержится определение преступлений, входящих в эту категорию.

Государства обязуются принимать  все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих ценностей.

Борьба с подделкой денежных знаков. Согласно Женевской конвенции 1929 г., преступлениями являются:

все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;

сбыт поддельных денежных знаков;

действия, направленные к сбыту, к  ввозу в страну или к получению  для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;

покушение или соучастие в вышеуказанных  деяниях;

обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.

В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании “местных” денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сведения о розысках, арестах и осуждениях “международных” фальшивомонетчиков.

Борьба против незаконного оборота  наркотических и психотропных веществ. Конвенция ООН 1988 г. таким образом  определяет преступления в этой области:

преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, распродажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка;

культивирование опиумного мака, кокаинового  куста или растения каннабис в  целях производства наркотических  средств;

хранение или покупка любого НС или ПС для вышеозначенных целей;

изготовление, транспортировка или  распространение оборудования, материалов или веществ, если известно, что они  предназначены для пользования  в целях незаконного культивирования, производства или изготовления НС;

организация, руководство или финансирование любых вышеуказанных действий;

конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность  получена в результате участия в  вышеназванных правонарушениях, в  целях сокрытия или утаивания  ее незаконного источника или оказания помощи лицу, участвующему в совершении указанных преступлений;

сокрытие или утаивание  подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных права в отношении собственности, полученной в результате указанных правонарушений;

приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате указанных правонарушений;

публичное подстрекательство  или побуждение других лиц к совершению вышеуказанных действий, а также  соучастие и попытки совершения указанных правонарушений.

2. Роль международных  организаций в борьбе с преступностью.

 

Уровень преступности практически  каждого государства мирового сообщества все в большей степени определяется факторами извне. Наиболее значимые по степени общественной опасности  преступления нередко совершаются  на территории двух и более государств, а преступно нажитое скрывается и «отмывается» за пределами страны, где было совершено преступление. Поэтому, как справедливо отмечает Генеральный секретарь Интерпола Р. Кендалл, в нынешних условиях международная борьба с преступностью не может находиться в компетенции нескольких суперкоманд или супердетективов, а должна осуществляться путем сотрудничества правоохранительных органов различных стран на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон.

Генеральная Ассамблея  еще 18 декабря 1972 г. приняла резолюцию 3021 (ХХVII), в которой государствам-членам ООН было предложено информировать  Генерального секретаря о существующем в их странах положении в области  предупреждения преступности. Государства должны были сообщать общее число официально зарегистрированных преступлений и их распределение по десяти основным видам деяний (умышленное убийство, опасное посягательство на здоровье или достоинство личности, половые преступления, похищения людей, грабеж, кража, мошенничество, незаконная торговля наркотиками, злоупотребление наркотиками, злоупотребление спиртными напитками).

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью  является составной частью международных  отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.

 

2.1. Организация Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций является единственным учреждением, которое имеет универсальный мандат и международную опору, необходимые для предоставления странам эффективной помощи в области предупреждения и противодействия преступности. Статья 3 Устава ООН закрепляет необходимость сотрудничества государств в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе по вопросам борьбы с международной преступностью. В эту работу активно включены все главные и вспомогательные органы организации, а также ряд специализированных учреждений ООН.

Компетенция главных  органов ООН в области борьбы с международной преступностью распределилась следующим образом.

Генеральная Ассамблея  на своих сессиях рассматривает  вопросы предупреждения преступности, взаимосвязи преступности и социальных изменений, принимает международно-правовые конвенции, создает специальные комитеты и органы по борьбе с международной преступностью. Проблемы борьбы спреступностью обсуждаются и в главных комитетах Генеральной Ассамблеи — Комитете по социальным и гуманитарным вопросам (3-й комитет) и в Комитете по правовым вопросам (6-й комитет).

Совет Безопасности рассматривает  вопросы борьбы с преступностью  в связи с жалобами государств о совершении конкретных преступлений и актов агрессии, на его заседаниях обсуждаются наиболее тяжкие из них. Начиная с начала 90-х годов  ХХ в. Совет Безопасности активно занимается проблемой международноготерроризма. В структуре Совета создано несколько вспомогательных органов: Комитет 1267 (Комитет по санкциям), задачей которого является контроль за выполнением санкций против движения «Талибан» и «Аль-Каиды»; Контртеррористический комитет в составе всех членов СБ ООН; Комитет 1540, в функции которого входит отслеживание выполнения государствами Резолюции 1540 (2004), призывающей предотвратить доступ к оружию массового уничтожения негосударственным лицам (включая террористические группировки).

Кроме того, на основе резолюций  Совета Безопасности функционирует  ряд международных уголовных  трибуналов, созданных для преследования  лиц, виновных в совершении тяжких международных  преступлений.

Основная работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). В его системе функционирует ряд специальных функциональных органов, одним из которых является Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия в составе 40 государств-членов координирует действия по предупреждению преступности. В ее функции входит: подготовка Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; подготовка и представление на утверждение компетентных органов ООН программмеждународного сотрудничества в области предупреждения преступности; разработка и представление докладов, заключений и рекомендаций Генеральному секретарю ООН и другим органам; содействие обмену опытом, накопленным государствами — членами ООН в области борьбы с преступностью.

В соответствии с мандатом, выданным Комиссией, в структуре  ООН действует Управление ООН  по наркотикам и преступности (УНПООН), которое включает Программу Организации  Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и Центр по международному предупреждениюпреступности (ЦМПП). Управление уделяет особое внимание борьбе с транснациональной организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и торговлей людьми. Работа в этом направлении ведется в соответствии со специально разработанными глобальными программами действий.

Под эгидой ЭКОСОС регулярно, раз в пять лет, собираются Конгрессы  ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Конгрессы  предоставляют возможность для обмена информацией и передовым опытом между странами и профессионалами, работающими в данной области. Основными задачами этих глобальных форумов являются:

— обмен мнениями между  государствами, межправительственными  и неправительственными организациями и отдельными экспертами, представляющими различные специальности и области знаний;

— обмен опытом в области  исследований, права и разработки программ;

— выявление новых  тенденций и проблем в области  предупреждения преступности и уголовного правосудия;

— представление рекомендаций и замечаний Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым им Комиссией.

Конгрессы ООН по предупреждению преступности проводились в разных частях мира, а именно: в 1955 г. — в Женеве, в 1960 г. — в Лондоне, 1965 г. — в Стокгольме, в 1970 г. — в Киото, в 1975 г. — в Женеве, в 1980 г. — в Каракасе, в 1985 г. — в Милане, в 1990 г. — в Гаване, в 1995 г. — в Каире, в 2000 г. — в Вене, последний, одиннадцатый Конгресс проводился в апреле 2005 г. в Бангкоке. При этом если в первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности приняли участие представители 61 государства и территории мира, то уже на одиннадцатом Конгрессе присутствовали участники, представлявшие около 170 государств мира.

Основное значение Конгрессов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию заключается  в том, что в рамках этих форумов  принимаются акты рекомендательного  и унификационного характера  для совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства государств. К таким актам относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г., Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 г., Типовые договоры о выдаче 1990 г., об оказании правовой помощи по уголовным делам 1990 г. и многие другие.

 

2.2. Интерпол 

Интерпол - сокращенное название Международной  организации уголовной полиции (МОУП). Это единственная международная  организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с преступностью.

Интерпол был создан в 1923 г. как Международная комиссия уголовной полиции (МКУП) для координации борьбы различных стран с общеуголовными преступлениями с центром в Вене. В 1938 г. она практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией. В современном виде воссоздана в 1946 г. Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г. Ее членами являются более 150 государств. Штаб-квартира находится в Лионе (Франция).

Основные цели организации  сформулированы в ст. 2 Устава:

- обеспечивать и развивать  широкое взаимное сотрудничество  всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательств стран и в духе Всеобщей декларации прав человека;

- создавать и развивать  учреждения, которые могут успешно  способствовать предупреждению#S и  борьбе с общей уголовной преступностью.  Устав запрещает любое вмешательство в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3 Устава).

Основные направления  деятельности Интерпола.

Во-первых, это уголовная  регистрация. Будучи общепризнанным и  наиболее эффективным средством раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников, она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации, как преступников, так и некоторых преступлений.  Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный элемент. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки.

Во-вторых, это международный  розыск преступников, подозреваемых  в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В розыске участвует полиция нескольких стран с соблюдением национального законодательства и ведомственных инструкций. Интерпол не только координирует действия полиции нескольких стран, но и оказывает помощь в снабжении информацией из своих картотек.

В случае успеха задерживают  и водворяют преступника под  стражу, после чего по дипломатическим  и другим каналам производятся переговоры о его выдаче (экстрадиции) государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.

Информация о работе Роль международных организаций и международного сотрудничества в борьбе с преступностью