Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:37, контрольная работа
Предмет исследования - международное сотрудничество в борьбе с преступностью, его формы и методы, проблемы международного криминологического сотрудничества, международные организации, координирующие и реализующие борьбу с преступностью, их деятельность.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- рассмотреть особенности и формы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью;
- проанализировать роль международных организаций, участвующих в деле борьбы с преступностью.
"Роль международных организаций и международного сотрудничества в борьбе с преступностью".
Введение
Интернационализация и глобализация современной
жизни имеет не только позитивные, но и
негативные последствия. В их числе - преступность
и распространение ее типичных закономерностей,
тенденций и форм на различные регионы
и страны. А это требует объединения усилий
по борьбе с преступностью, поскольку
противодействовать ее транснациональной
составляющей на уровне отдельных государств
практически невозможно.
Соответственно, актуальность темы не
вызывает сомнений: расширение международного
сотрудничества в области борьбы с преступностью
стало неизбежным. А оно может быть осуществлено
лишь при наличии координирующих международных
организаций. Эту функцию взяли на себя
ООН, Интерпол, неправительственные международные
организации.
Цель работы - выявить роль международных
организаций и международного сотрудничества
в борьбе с преступностью.
Предмет исследования - международное
сотрудничество в борьбе с преступностью,
его формы и методы, проблемы международного
криминологического сотрудничества, международные
организации, координирующие и реализующие
борьбу с преступностью, их деятельность.
Задачи исследования вытекают из поставленной
цели:
- рассмотреть особенности
и формы международного
- проанализировать роль
международных организаций,
После второй мировой войны (когда и национальная,
и транснациональная преступность стала
интенсивно расти) криминологическая
обстановка в мире и особенно в североамериканском
и европейском регионах потребовала неотложных
согласованных мер. Расширение международного
сотрудничества в этой области стало неизбежным.
А оно может быть осуществлено лишь при
наличие координирующих международных
организаций. Эту функцию взяли на себя
ООН, Интерпол, неправительственные международные
организации.
Стратегические вопросы международного
сотрудничества в области борьбы с преступностью
решаются Организацией Объединенных Наций.
И это неслучайно, поскольку преступность
не существует сама по себе и ее уровень
определяется всей системой международных
контактов. Все это требует создания эффективных
международных механизмов и более тесного
сотрудничества между государствами.
Конгрессы ООН играют основную роль в
выработке международных правил, стандартов
и рекомендаций по предупреждению преступности
и уголовному правосудию. В числе субъектов
работы по сотрудничеству в борьбе с преступностью
выделяются неправительственные организации,
имеющие консультативный статус при ООН:
Международная ассоциация уголовного
права (МАУП), Международное криминологическое
общество (МКО), Международное общество
социальной защиты (МОСЗ) и Международный
уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).
Их работу координирует Международный
комитет по координации (МКК). Он обычно
называется "Комитет четырех" и синтезирует
все основные исследования и работает
в контакте с Венским центром ООН. Фактически
он действует с 1960 г., а юридически - с 1982
г.
Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Она была создана в 1923 г. в Вене (Австрия). Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет 190 государств (включая Россию), уступая по представительности только ООН, членами которой являются 193 государств.
1. Понятие международной борьбы с преступностью
Борьба с международной преступностью (англ. struggle against international criminality) - деятельность репрессивного или превентивного характера, основанная на праве и осуществляемая правоохранительными органами, которая затрагивает правовые интересы по меньшей мере двух суверенных государств. Первые признаки роста числа преступлений, совершаемых преступниками вне места их проживания, прежде всего «гастролирующими преступниками», появились еще в середине XIX в., однако о сознательно и целенаправленно ведущейся борьбы с международной преступностью можно говорить лишь с момента создания Комиссии по международному сотрудничеству уголовной полиции в 1923 г.
С точки зрения содержания термин «международный» в данном случае означает то же, что и «не ограниченный национальными границами» или «межгосударственный». Поскольку до настоящего времени не существует ни международного уголовного права в собственном смысле, ни наднационального исполнительного органа, наделенного соответствующей компетенцией вести борьбу с международной преступностью, то исходить из существования «международного» характера преступления допустимо, когда затронуты системы права не менее чем двух суверенных государств. Это означает, что либо нарушена система собственно национального права, либо из системы иностранного права оказывается воздействие на систему национального права.
Фактически борьба с международной преступностью осуществляется на уровне взаимной правовой помощи государств, а также обмена информацией и сообщениями. До настоящего времени международная организация уголовной полиции Интерпол представляет собой единственное межгосударственное учреждение, которое поставило своей главной целью практическую борьбу с международной преступностью.1
Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах.
Сотрудничество государств развивается на трех уровнях:
1. Двустороннее сотрудничество.
Здесь наибольшее
2. Сотрудничество на
региональном уровне
В рамках СНГ в январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:
* Конвенция о предупреждении
преступлений геноцида и
* Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;
* Дополнительная конвенция
об упразднении рабства,
* Международная конвенция
о пресечении преступления
* Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;
* Гаагская конвенция
о борьбе с незаконным
* Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.;
* Конвенция о наркотических веществах 1961 г.;
* Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;
* Конвенция о борьбе
против незаконного оборота
* Конвенция о предотвращении
и наказании преступлений
* Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г;
* Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г;
* Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
* Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников и т.д.
Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:
а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;
б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;
в) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;
г) обеспечение неотвратимости наказания;
д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.
1.2. Характеристика международных преступлений.
Международные преступления относятся к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.
Существует большое количество многосторонних актов, в котором предусмотрена ответственность за международные преступления (Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него 1948 г.), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и т.д.).
Международные преступления
- деяния отдельных лиц или групп
лиц, прямо связанные с
В соответствии с объектом международные преступления делятся на:
* преступления против мира (планирование, подготовка и развязывание войны, соучастие в планировании, подготовке и ведении войны и др.);
* военные преступления (нарушение законов и обычаев войны);
* преступления против человечности (убийства, истязание, порабощение и т.д.);
* преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т.д.).
Субъектами международных преступлений и ответственности за них могут быть субъекты международного права, а также физические лица. Государства и другие субъекты международного права несут нематериальную и материальную ответственность, а физические лица - индивидуальную уголовную ответственность. Официальный статус лица (главы государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности.
Наиболее важные, серьезные преступления, представляющие повышенную опасность для государств:
1. Агрессия. В соответствии
с резолюцией Генеральной
2. Геноцид (ст.2 Конвенции 1948 г.) - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу: убийство членов этой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частничное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде этой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
3. Наемничество. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., наемник - это лицо, которое:
специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом соображениями личной выгоды;
не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом. Постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил.
1.3. Преступления международного характера
Преступления международного характера - правонарушения индивидов, которые совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, но посягают не только на национальный, но и на международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух и более государств (терроризм, оборот наркотиков и т.д.).
Эта группа преступлений международного характера имеет внутреннюю классификацию:
* преступления против
стабильности международных
* деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный обороти наркотических и психотропных средств; контрабанда; нелегальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов);
* преступные посягательства на личные права человека (рабство; работорговля; торговля женщинами, детьми; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографии; пытки и другие бесчеловечные виды обращения и наказания);